Вергасова Елена
Игры на развитие мелкой моторики руки у малышей
▼ Скачать + Заказать документы
Традиционные физкультминутки проводятся в сочетании с речью детей. Это вызывает необходимость составить для каждого из пальцевых упражнений наиболее подходящий по смыслу стихотворный текст. Проговаривание стихов одновременно с движениями дает ряд преимуществ для детей раннего возраста (2-3 лет). Их речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие детей.
ЗАДАЧИ:
- Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.
Публикация «Игры на развитие мелкой моторики руки у малышей» размещена в разделах
- Сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики регулярной, выделив для нее оптимальное время.
- Регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.
- Совершенствовать внимание и память – психические процессы, тесно связанные с речью.
Развивающие движения кисти - «Пальчиковая гимнастика».
ПАЛЬЧИК О ПАЛЬЧИК,
Цель: Развитие подвижности пальцев, умения двигаться в соответствии со словами.
Ход игры : Ребенок сидит на стуле перед взрослым и под песенку взрослого повторяет за ним движения.
Пальчик о пальчик тук да тук (2 раза)
Хлопай, хлопай, хлопай (хлопают в ладоши!
Ножками топай, топай (2 раза)
Спрятались, спрятались (закрыть лицо руками!
Пальчик о пальчик тук да тук (2 раза).
ПАЛЬЧИКИ В ЛЕСУ.
Цель: Обучение названиям пальцев.
Ход игры : Взрослый держит перед собой левую руку ребенка ладонью к себе.
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять!
Этот пальчик-гриб нашел, Загибает мизинец
Этот пальчик- чистит стол, Загибает безымянный палец.
Этот – резал, Загибает средний палец.
Этот – ел. Загибает указательный палец.
Ну, а этот - лишь глядел. Загибает большой палец, щекочет ладошку
КТО ПРИЕХАЛ?
Цель: Пальчиковая гимнастика.
Ход игры : Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе.
Кто приехал? Быстро хлопает кончиками больших пальцев.
Мы, мы, мы! Кончики больших пальцев прижаты друг к
другу, а кончики остальных пальцев
одновременно быстро хлопают.
Мама, мама, это ты? Хлопает кончиками больших пальцев.
Да, да, да! Хлопает кончиками указательных пальцев.
Папа, папа, это ты? Хлопает кончиками больших пальцев.
Да, да, да! кончики средних пальцев.
Братец, братец, это ты? кончики больших пальцев.
Да, да, да! кончики безымянных пальцев.
Ах, сестричка, это ты? кончики больших пальцев.
Да, да, да! Хлопает мизинцем.
Все мы вместе, Хлопает всеми пальцами.
Да, да, да!
«Непослушные цепочки» (для детей 3 лет)
Цель: Развитие мелкой моторики и зрительно – моторных координаций.
Оборудование: Ребенку предлагают игровое поле с изображением цветных «дорожек»-линий разной конфигурации, металлическую цепочку с мелким звеном и набор цветных карточек, соответствующих по цвету «дорожкам»-линиям.
Ход: Ребенок выбирает цветную карточку и отыскивает на игровом поле линию этого же цвета. Затем ведущей рукой выкладывает по этой линии цепочку в направлении слева направо.
«Надень колечко» (для детей 3 лет)
Цель: Развитие пространственного восприятия; закрепление понятий «правая и левая рука», «большой» и «маленький»; развитие мелкой моторики.
Ход: Ребенок из двух брусков пластилина лепит два колечка (большое и маленькое). По просьбе ведущего большое колечко надевает на правую руку макета, а маленькое – на левую, затем наоборот. Потом надевает большое и маленькое колечки на правую руку макета, затем на левую/
Примечание. Ребенок должен проговаривать свои действия при выполнении задания. Ведущий, подтверждает правильность выполнения ребенком задания, описывает его действия.
Пальчиковые игры
1. Пальчик о пальчик Стучать указательным пальчиком
Тук-тук-тук. одной руки по указательному пальчику
Пальчик о пальчик другой руки.
Тук-тук-тук. Вращение кистями рук.
Заплясали ручки,
Заплясали.
Аи.
2. Этот пальчик — дедушка, Загибать последовательно
Этот пальчик — бабушка, пальчики, начиная с большого.
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья. Сжимать и разжимать пальчики.
3. Дождик, лей, лей, лей Хлопать в ладоши.
На меня Показать на себя,
И на людей. показать на окружающих.
На меня по крошечке, приблизить указательный
и большой пальцы.
На людей по ложечке, Сложить ручки ложечкой.
А на Бабу Ягу Поднять руки вверх,
Лей по целому ведру. и опустить их свободно.
4. Яблочко с кулачок Повертеть кулачком.
Красный бочок Погладить кулачок пальцем
Тронешь пальцем – гладко, другой руки.
А укусишь – сладко! Движение разжимания и сжимания челюстей.
Ах, вкусно! На выдохе произнести: «Ах, вкусно!»
5. Большие ноги ходили Передвигать по поверхности стола указательный и
по дороге. средний пальцы медленно.
Маленькие ножки Передвигать те же пальцы быстро.
Бежали по дорожке.
6. На полянке дом стоит, Сложить ладошки домиком.
Ну а к дому путь закрыт. Расположить ладошки ребром,
Мы ворота открываем, по одной линии.
Всех вас в домик приглашаем. Развернуть ладошки.
Стол стоит на толстой ножке. Помахивание пальчиками.
Рядом стульчик у окошка. Ладошка лежит на кулачке.
Два бочонка под столом. Ладошки смотрит вверх
и прижата к кулачку
Вот какой мы видим дом. Протянуть ладошки вперед.
7. Идет коза рогатая, Внутренняя сторона ладони
Идет коза бодатая: опущена вниз. Указательный
— Кто каши не ест? палец и мизинец выставлены
Кто молока не пьет? вперед. Средний и безымянный
Забодаю, забодаю. прижаты к ладони и обхвачены большим
8. Киска, как тебя зовут? На звукоподражание «мяу»
— Мяу. дети выполняют движение
Сторожишь ты мышку тут? раскрытия пальцев и сжимание
— Мяу. их в кулачок.
Киска, хочешь молока?
— Мяу.
А в приятели щенка?
— Фррр.
9. Сидит белка на тележке, Сжимать и разжимать пальчики
обеих кистей рук.
Лисичке-сестричке, Закончить движение раскрытыми
Продает она орешки ладошками.
Воробью, синичке, Загибать по одному пальчику,
Мишке толстопятому, начиная с большого.
Заиньке усатому,
Кому в платок, Развести ручки.
Кому в зубок, Дотронуться руками до горлышка
Кому в лапочку. Показать кисти рук «ковшиком».
10. Липкие пальчики Первый пальчик в лине,
Второй – в пластилине,
Третий – в шоколаде,
Четвертый – в мармеладе.
Каждый пальчик по очереди прикасается к большому.
11. Трудолюбивые пальчики
«Большому пальчику дрова рубить,
тебе воду носить, тебе печь топить,
тебе тесто месить, а малышке песни петь,
песни петь да плясать, родных братьев забавлять».
По очереди загибать пальцы на обеих руках, на последнюю фразу шевелить одновременно всеми пальцами обеих рук.
12. Улей Пальцы сжать в кулак, выпрямить их по одному.
«Вот маленький улей, где пчелы спрятались,
никто их не увидит. Вот они показались из улья.
Одна, две, три, четыре, пять! з – з – з – з – з!».
13. Капустка
«Мы капустку рубим – рубим. - (Поставить локти на стол, поднимать и опускать кисти рук).
Мы капустку солим – солим. - (Поочередно поглаживать подушечки пальцев).
Мы капустку трем – трем. - (Тереть сжатые в кулачок пальцы друг о друга).
Мы капустку жмем – жмем.» - (Сжимать и разжимать кулачки).
13. Домик На полянке дом стоит,
ну а к дому путь закрыт.
Мы ворота открываем,
в домик всех вас приглашаем».
Произвольные движения, соответствующие тексту.
14. Замок «На дверях висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Мы замочком постучали.
Мы замочек покрутили.
Мы замочек потянули – открыли».
Произвольные движения по тексту.
15. Пять пальцев «На моей руке пять пальцев,
пять хватальцев,
пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
чтобы брать и чтоб дарить».
Ритмично сжимать и разжимать кулачки.
16. Повстречались «Повстречались два катенка: «Мяу – мяу».
Два щенка: «Ав – ав».
Два жеребенка: «Иго – го!».
Два тигренка: «Р – р – р!».
Два быка: «Му – у!».
Смотри какие рога!»
На каждую фразу соединять одноименные пальцы правой и левой рук по одному, начиная с мизинца. На последнюю фразу показать рога, одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы.
17. Раз, два, три, четыре, пять!
«Раз, два, три, четыре, пять! - (Загибаем по очереди пальцы на правой руке).
Будем пальчики считать:
крепкие, дружные, все такие нужные. - (Сжимаем и разжимаем кулачки).
На другой руке опять:
раз, два, три, четыре, пять! - (По очереди загибаем пальцы на левой руке).
Пальчики быстрые, хотя не очень… чистые» - (Помахать пальцами обеих рук).
18. Лодочка «Две ладошки прижму и по морю поплыву.
Две ладошки, друзья, - это лодочка моя.
Паруса подниму, синим морем поплыву.
А по бурным волнам плывут рыбки тут и там».
На две первые фразы ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками.
На слова «Паруса подниму» выпрямленные ладони поднять вверх, затем имитировать движения волн и рыбок.
19. Коза и козленок «Идет коза рогатая, идет коза бодатая.
За ней козленочек бежит,
колокольчиком звенит».
На первую фразу указательными пальцами и мизинцами изобразить рога.
На вторую – пальцы соединить в щепотку, опустить вниз («колокольчик звенит»).
СТИХИ И ПОТЕШКИ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
БРАТЬЯ Русская народная потешка
Ивану-большаку - дрова рубить, Ваське-указке - воду носить. Мишке-середке — печку топить. Тришке-сиротке — кашу варить. А крошке Тимошке - песенки петь, Песни петь и плясать, Родных братьев потешать.
АКТИВНАЯ ГИМНАСТИКА
ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
К играм с предметами большинство специалистов предлагают приступать, когда ребенку исполнится 9 месяцев. Однако некоторые предлагают игры с предметами для ребенка уже в возрасте 2-х месяцев.
Вот какие разные!
В руку ребенка по очереди вкладывают различные предметы: кусочек меха, кожи, грубого полотна, ат-ласную ленточку, шелковый платок, поролоновую губку для мытья посуды (только новую) и т. д. Дождитесь, пока ребенок схватит предмет. Ребенок обхватывает вложенный в его ладонь предмет и удерживает некоторое время.
Самомассаж кистей и пальцев рук.
1. Левой рукой поглаживать правую, затем правой – левую.
2. Руки – на краю стола, ладонями водить по краю стола, массируя их.
3. Руки сжать в кулаки; кулаком левой руки постукивать по кулаку правой руки, и наоборот («Молоток»).
4. Прокатывать карандаш между ладонями, затем между пальцами.
5. Надавливать крепко прижатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки.
6. Тереть ладони друг о друга движениями вверх – вниз.
7. Сцепить пальцы обеих рук и тереть их друг о друга.
8. Разминать, затем растирать каждый палец сначала вдоль, потом поперек.
Упражнения за столом.
1. «Червячки шевелятся».
Поочередно приподнимать и опускать пальцы (ладони лежат на столе).
2. Имитация игры на фортепиано.
3. Разводить пальцы и сводить их вместе (ладони – на столе).
4. «Бегают человечки».
Указательным и средним пальцами сначала правой, затем левой, потом обеих рук быстро бежать по столу.
5. «Дождик идет».
Руки лежат на столе. Кисти слегка приподняты, пальцы полусогнуты. Ногтями ударять по столу.
6. «Пальчики танцуют». Три пальца (любые) обеих рук одновременно легкими движениями «передвигаются» в разных направлениях.
7. Поочередно сгибать пальцы обеих рук.
8. «Ладонь – ребро – кулак».
Сначала правой, затем левой, потом одновременно менять положение обеих рук в указанном порядке.
9. «У киски Царапки мягкие лапки».
Руки – на столе. Расслабиться, растопырить пальцы, напрячь их, собрать в кулак.
10. «Пальчики здороваются».
Поставить локти на стол, ладони прижать друг к другу. Не размыкая их, сгибать пальцы навстречу друг другу.
11. Показывать пальцами и кистями рук : «гнездышко», «лодочку», «крышу», «очки», «флажок», «козу», «солнечные лучи», «ножницы», «замок», «мостик» и т. д.
12. «Кулак – кольцо».
Пальцы одной руки сжать в кулак, пальцами другой (указательный, средний, безымянный, мизинец по очереди) образовать кольцо с большим. Затем то же, но руки поменять.