Ирина Анатольевна Караванова
Игры для развития чувства ритма у детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд №1,2
«Игры на развитие чувства ритма у детей подготовительной группы»
Слайд №3
Развитие чувства ритма является одной из предпосылок условий реализации речевой деятельности.
Публикация «Игры для развития чувства ритма у детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Игры для детей
- Подготовительная группа
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Хорошо развитое чувство ритма создаё т базу для дальнейшего усвоения фонетической стороны речи: слоговой структуры слова, словесного и логического ударения, ритмичной организации речедвигательного акта.
Развитие ритма подготавливает детей к работе над ударением, интонационной выразительностью речи.
В начале детей тренируют воспринимать и правильно воспроизводить простые несложные ритмы, состоящие из одинакового количества ударов (хлопков) II, III. III и т. д. (в пределах 5-6) без пауз, а затем воспроизводить более сложные ритмы, состоящие из 1- 2 пауз. Далее даются сочетания звеньев, состоящие из различного количества ударов - слабые и сильные удары с короткими и длинными промежутками. Например, такие:II---ii, III---iii, III---ii. IIIiii и т. д.
Работа над ритмом очень эффективна в работе с детьми с моторной алалией и в работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова. Вследствие этого у детей быстрее проходит этап автоматизации звуков (из личного опыта работы).
Слай № 4
Работу по оценке и воспроизведению ритмов необходимо проводить в следующей последовательности:
1. Оценка количества ритмов;
2. Выполнение ритма по заданному образцу;
3. Выполнение ритма по словесной инструкции.
Слайд № 5, 6
Игра «Отстучи ритм по рисунку»
Цель: учить детей отхлопывать ритм, соблюдая паузы между хлопками.
Оборудование: карточки с ритмическим рисунком.
Ход игры
Логопед показывает детям карточку с несложным ритмическим рисунком, который анализируется (подсчёт количества кружков или полосок, размер кружков или полосок). На большой круг – хлопок громкий, на маленький круг – тихий.
Слайд № 7
«Ритм»
Цель: оценивать и воспроизводить несложный ритм, соблюдая паузы между хлопками.
Оборудование: деревянные палочки на каждого ребёнка.
Ход игры
Логопед прохлопывает несложный ритм с паузами и просит ребёнка повторить – отстучать деревянной палочкой (ложкой). Предварительно логопед спрашивает – сколько было хлопков до паузы и сколько после паузы.
СЛАЙД№ 8
«Имена и ритмы»
Цель: учить детей отхлопывать ритм, соблюдая ударный слог в слове, записывать схему ритма.
Оборудование: карандаши или мел, плоскостные картинки мальчиков и девочек, доска или листы бумаги.
Ход игры
Дети рассматривают картинки, придумывают имена детям, отхлопывают их, а затем записывают его на доске или на листе бумаги.
Слайд №9
«Угадай по ритму наши имена»
Цель: упражнять детей соотносить нужное имя со схемой ритма.
Оборудование: плоскостные картинки мальчиков и девочек, схемы ритмических рисунков.
Ход игры
Логопед выставляет ритмические схемы и называет имена детей. Дети должны отхлопать каждое имя, сосчитать слоги, затем подобрать ритмический рисунок к картинке. (МаРИна, САша).
Слайд №10
«Определи карточку по ритму»
Цель: учить детей по прохлопанному (или отстуканному) ритму правильно найти нужную ритмическую схему.
Оборудование: карточки с изображенным ритмическим рисунком, детские музыкальные инструменты, фишки-призы.
Ход игры
Логопед прохлопывает определённый ритм и предлагает ребёнку найти ту карточку, которая соответствует прохлопанному ритму.
Слайд №11
«Слушай и повторяй»
Цель: учить детей воспроизводить ритм с двумя паузами.
Оборудование: музыкальные инструменты.
Ход игры
Логопед прохлопывает ритм и предлагает ребёнку его воспроизвести.
«Подхвати ритм»
Цель: воспроизведение ритма на слух, развитие слухового восприятия.
Ход игры
Играющие дети садятся или стоят в кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши в определённом ритме. Остальные дети подстраиваются под этот ритм.
«Топ – хлоп»
Цель: развитие чувства ритма и слухового контроля.
Ход игры
Ведущий хлопками и притопами задаёт несложный ритм. Вначале берётся самый простой ритмический рисунок «хлоп» «топ». Ритм «пускается» по кругу.
Усложнение: Первый играющий – хлопает, второй топает, третий – хлопает и т. д. Или первый играющий – хлопает, второй топает, а третий хлопает и топает.
Слайд №12
«Передай хлопок», «Передай ритм»
Цель: развитие слухового контроля, развитие чувства ритма.
Оборудование: игра проводится при помощи хлопков или с помощью музыкальных инструментов.
Ход игры
Дети стоят в кругу. Один из играющих «посылает» хлопок или несложный ритм стоящему ребёнку (т. е. хлопает, повернувшись к нему, тот «передаёт» хлопок (ритм) своему соседу и так далее. Хлопок (ритм) «катится» по кругу пока не вернётся к первому игроку.
«Бусы из слов»
Цель: развитие чувства ритма
Ход игры
Играющие дети встают или садятся в круг. Выбирается для чтения стихотворение, которое все играющие хорошо знают. Читают его, произнося по одному слову по очереди.
Слайд №13
«Отстучи ритм»
Цель: развитие слухового контроля
Оборудование: молоточек
Ход игры
Ребёнок по словесной инструкции логопеда должен хорошо отхлопывать (или простучать молоточком на металлофоне) то ритм, который ему будет задан через словесную инструкцию.
Например: прохлопай два раза громко, сделай паузу, затем прохлопай четыре раза тихо. Или – прохлопай три раза быстро, а потом четыре раза медленно.
«Слушай и повторяй»
Цель: развитие слухового контроля
Ход игры
Логопед прохлопывает ритм с двумя паузами и предлагает ребёнку воспроизвести его.
Например: \\ - \\\ - \, \ - \\\ - \\\\ и т. п.
Усложнение: игра выполняется по словесной инструкции логопеда.
Примечание: данная игра сложная и применяется на последнем этапе работы по развитию чувства ритма.
Слайд№14
«Отстучи ритм»
Цель: воспроизведение ритмического рисунка по словесной инструкции
Оборудование: музыкальные инструменты.
Ход игры
Логопед даёт ребёнку инструкцию прохлопать определённый ритм. Вначале задаётся ритм простой, затем постепенно усложняются инструкции.
Слайд №15
Развитие чувства ритма на уровне артикуляционной гимнастики
Также можно отработать ритм и при помощи артикуляционной гимнастики.
Данные упражнения помогут не только укрепить мышцы языка и щёк при лёгкой форме дизартрии, но и помогут в отрабатывании ритмического чувства на уровне артикуляционной гимнастики
Логопед включает эти упражнения как на этапе постановки и автоматизации звука, так и в других видах работы. Так же эти упражнения можно рекомендовать и воспитателям массовых и логопедических групп.
«Толстые помидорки - худенькие огурчики» (или «Толсячки - худышки»). Надувание обеих щёк одновременно, затем втянуть щёки в ротовую полость при отпущенной нижней челюсти и сомкнутых губах.
«Лягушка - слоник». Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы-удерживать под счёт «раз - два». «Три - четыре» - губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд «трубочкой».
«Окошко». На счёт «раз» - широко открыть рот (окошко открыто, на счёт «два» - закрыть рот (окошко закрыто).
«Лопатка - иголка». Улыбнуться, открыть рот. На счёт «раз» положить широкий язык на нижнюю губу. На счёт «два» высунуть язык наружу острым, как иголка.
«Часики». Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счёт «раз - два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть неподвижна.
«Качели». Улыбнуться, рот широко открыть. На счёт «раз - два» поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы с внутренней стороны. Нижняя челюсть неподвижна.
«Белый и чёрный конь». Пощёлкать языком, как цокает лошадка. Рот при каждом щелчке меняет положение губ. «Белый конь» - губы в улыбке так, чтобы были видны зубы, «Чёрный конь» - губы вытянуты вперёд трубочкой.
«Свист». Ребёнку предлагается посвистеть, вытянув губы «трубочкой».
«Сосание из бутылочки». Ребёнку предлагается вытянуть губы трубочкой и выполнить движения губами, имитирующие сосание из бутылочки.
«Поцелуй маму». Ребёнок вытягивает губы трубочкой и имитирует поцелуй.
«Плевок». Ребёнок подставляет ладонь ко рту и имитирует плевок без слюны в ладонь.
«Свинка». Ребёнку предлагается «почавкать» как поросёнку, втягивая слегка щёки и причмокивая губами, издавая чавкающие звуки.
«Слон». Губы сомкнуть и с напряжением вытянуть вперёд «трубочкой». Удерживать по счёт от 1 до 5.
«Бочка». Рот закрыт. Языком с напряжением попеременно «поглажить» то одну, то другую щёку с внутренней стороны.
«Лакание молока». Ребёнок имитирует движения языком «лакания» кошки.
«Змея». Ребёнок открывает рот, на счёт раз - высовывает узкий язык вперёд, на два – убирает язык в рот, не закрывая рта.
«Иголочка». Рот широко открыт. Высунуть узкий язык и удерживать его под счёт от 1 до 5.
«Рыбка». Упражнение проводится под счёт. На раз – ребёнок широко открывает рот, на два – закрывает рот.
Слайд №16
Упражнения на развитие динамического праксиса (способность к выполнению целенаправленных автоматизированных двигательных актов) рук.
Данные упражнения направлены на отработку построения ритмического ряда. Ребёнку предлагается прорисовать серию движений по карточкам или выложить ряд геометрических форм.
«Кулак – ребро – ладонь» - упражнение на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счёт;
Графические упражнения на переключение (продолжи строчку) : 0-0-0…; + = + = +…. .
Слайд №17
«Продолжи ряд»- (можно предложить ребёнку нарисовать ритмический ряд или выложить геометрическими фигурами) : квадрат, треугольник, квадрат, треугольник и т. д.
«Закончи ряд» - ребёнку предлагается закончить ряд дописать или выложить (вставить) нужные формы:
Слайд №18
«Найди ошибку» : логопед выкладывает ритмический ряд либо заранее готовятся карточки с ритмическими рисунками, и предлагает ребё нку найти ошибку в последовательности ряда: