Екатерина Чугунова
Игры и упражнения для формирования умения выражать эмоции
▼ Скачать + Заказать документы
Упражнение «Волшебный мешочек»
Цель: учить детей понимать настроение другого человека; познакомить со способами управления и регуляции настроения; диагностировать эмоциональное настроение детей; обогащение словарного запаса.
Материал: мешочек, картинки с изображением различных оттенков настроений.
Публикация «Игры и упражнения для формирования умения выражать эмоции» размещена в разделах
- Игры для детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Игры на изучение эмоций и настроения
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2019
Ход упражнения : в мешочек волшебнику предлагается сложить все отрицательные эмоции : злость, обиду, гнев. Воспитатель предлагает детям обсудить их собственное настроение.
Упражнение «Надуть воздушный шарик злостью»
Цель: продолжать учить детей различать эмоции злости и радости; упражнять в регуляции своего эмоционального состояния.
Ход упражнения : воспитатель должен объяснить детям: чтобы избавиться от злости, необходимы физические упражнения. Это дает выход энергии и тем плохим чувствам и мыслям, которые охватили человека. Всю обиду и гнев можно поместить в воздушный шарик. Завязав его, представить, как этот шарик исчезает в голубом небе.
Игра «Тень»
Цель: закреплять знание правил доброжелательного поведения.
Ход игры : я предлагаю вам поиграть в игру «Тень», но не для того, чтобы научиться дружить с ней, а для того, чтобы быть внимательным к другим людям. Дети разбиваются на пары: один играет роль человека, другой - роль его тени. Человек делает любые движения, тени повторяют их, действуя в том же ритме, что и человек.
Игра «Я радуюсь, когда…»
Педагог: «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так: «Света, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?». Ребенок ловит мячик и говорит: «Я радуюсь, когда….», затем бросает мячик следующему ребенку и, назвав его по имени, в свою очередь спросит: «(имя ребенка, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?»
Эту игру можно разнообразить, предложив детям рассказать, когда они огорчаются, удивляются, боятся. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях как с родителями, так и со сверстниками.
Игра «Угадай настроение»
Цель: учить детей анализировать конфликтные ситуации; формировать коммуникативные навыки.
Материал: картинки с видами настроений (веселое, грустное, сердитое, доброе, счастливое).
Ход игры : детям дается набор картинок с разными видами настроений. После определения «настроения» каждой картинки дети разбиваются на пары. Один ребенок берет картинку и, не показывая ее другому, называет настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти картинку, задуманную партнером. После этого дети сравнивают картинки. При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную картинку для определения настроения.
Игра «Хорошо – плохо»
Цель: учить детей анализировать свое поведение и поступки других.
Материал: фишки красного и черного цветов.
Ход игры : детям предлагается оценить поступки и действия с двух позиций: хорошо или плохо? Воспитатель раздает детям фишки с помощью которых они будут оценивать: хорошие поступки – фишки красного цвета; плохие поступки – фишки черного цвета. Воспитатель называет поступок, а дети должны поднять соответствующую фишку. Примерный перечень детских поступков:
ПЛОХИЕ: порвал блузку, обидел друга, поссорился с мамой, толкнул ногой щенка, котенка, разрушил птичье гнездо.
ХОРОШИЕ: проведал больного друга, обогрел и накормил, помог младшей сестре одеться, защитил слабого.
Игра «Художники»
Цель: развивать способность и выражать различные эмоции на бумаге.
Ход игры : частникам игры предъявляются пять карточек с изображением детей с разными эмоциональными состояниями и чувствами. Нужно выбрать одну карточек и нарисовать историю, в которой выбранное эмоциональное состояние является основной сюжета. По окончании работы проводится выставка рисунков. Дети отгадывают, кто является героем сюжета, а автор работы рассказывает изображенную историю.
Игра «Четвертый лишний»
Цель: развитие внимания, восприятия, памяти, распознавание различных эмоций.
Педагог предъявляет детям четыре пиктограммы эмоциональных состояний. Ребенок должен выделить одно состояние, которое не подходит к остальным:
-радость, добродушие, отзывчивость, жадность;
-грусть, обида, вина, радость;
-трудолюбие, лень, жадность, зависть;
-жадность, злость, зависть, отзывчивость.
В другом варианте игры педагог зачитывает задания без опоры на картинный материал.
-грустит, огорчается, веселиться, печалиться;
-радуется, веселится, восторгается, злится;
-радость, веселье, счастье, злость;
Игра «Что случилось?»
Цель: учить детей распознавать различные эмоциональные состояния, развивать эмпатию.
Ход игры : Педагог выставляет портреты детей с различными выражениями эмоциональных состояний, чувств. Участники игры поочередно выбирают любое состояние, называют его и придумывают причину, по которой оно возникло: «Однажды я очень сильно», потому что…» Например, «Однажды я очень сильно обиделся, потому что мой друг….»
Игра «Что было бы, если бы»
Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции.
Ход игры : взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя (ев) которой отсутствует (ют) лицо (а). Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя. Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т. д. ?
Можно разделить детей на группы по количеству эмоций и каждой группе предложить разыграть ситуацию. Например, одна группа придумывает и разыгрывает ситуацию, герои которой злятся, другая – ситуацию, в которой герои смеются.
«Без слов»
Цель: развивать у детей навыки общения, учить детей понимать своего собеседника по выражению его лица, жестам, позе.
Оборудование: игрушка гном.
Ход игры : Выбирается водящий. Он показывает без слов какой-то предмет, действие, пытается что-то сказать. Задача остальных детей – угадать то, что делает водящий. Игра продолжается до тех пор, пока в роли водящего не побывает каждый ребенок. Педагог следит за тем, чтобы отгадывали по возможности все дети. Если кто-то все время затрудняется это сделать, ему помогают наводящими вопросами.
«Пиктограммы»
Цель: развивать у детей способность распознавать и выражать различные эмоции.
Оборудование: пиктограммы различных эмоций.
Ход игры : Каждый ребенок берет себе карточку, не показывая ее остальным. После этого дети по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на карточках. Зрители, они должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети.
Эта игра поможет определить, насколько дети умеют правильно выражать свои эмоции и "видеть" эмоции других людей.