Алла Вялова
Консультация для педагогов «Игры и упражнения для формирования падежных конструкций»
▼ Скачать + Заказать документы
Игры и упражнения для формирования падежных конструкций
При овладении категорией имена существительные дети с ОНР почти во всех случаях затрудняются при изменении по падежам и числам. Наибольшее количество ошибок наблюдается в окончаниях имен существительных. Происходит это из-за того, что детям трудно отключаться от заученной именной формы слова. Поэтому так часто встречаются искажения падежных окончаний, сведение падежных форм к начальной форме именительного падежа и взаимозаменяемость форм косвенных падежей. Начальный облик слова, оказываясь чрезвычайно устойчивым, мешает развиваться формам косвенных падежей. (Девочка возит лошадка).
Публикация «Консультация для педагогов „Игры и упражнения для формирования падежных конструкций“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Аграмматизм падежных форм встречается и из-за ошибочного родового оформления. (Сказала про зайчику). Существительные женского рода усваиваются легче, среднего рода- труднее.
С основным формообразованием косвенных падежей тесно связаны и предложные конструкции, которые усваиваются детьми с ОНР с большим трудом. Предлоги опускаются, смешиваются, употребляются с несоответствующими им падежами существительных. (Дети едут на санки).
Наблюдаются ошибки и при образовании форм множественного числа, и при их изменении по падежам. (Это котенок, это котенки). Число грамматических ошибок значительно возрастает, если ребенок начинает употреблять распространенные предложения. Причина – отсутствие умения контролировать как их содержание, так и форму.
Развитие навыка самостоятельного изменения слов по грамматическим стереотипам, имеющим определенный тип окончания, должно опираться на взаимосвязь между разными разделами работы по грамматическому строю речи. Так, при изменении падежных форм прилагательных надо опираться на склонение существительных.
К основным приемам обучения на таких занятиях относятся:
• Образец,
• Объяснение,
• Повторение,
• Пример правильной речи ребенка,
• Употребление сопряженной речи, а за ней отраженной для тех, у кого ошибки устойчивые,
• Сравнение (сопоставление,
• Исправление,
• Подсказка.
Структура построения занятий:
• Упражнения на развитие понимания нужной падежной формы.
• Упражнение в практическом образовании падежных форм существительных (в однословных ответах) у доски, затем с места.
• Практические упражнения в составлении словосочетаний или падежных конструкций, содержащих форму проработанного падежа.
• Упражнения в сопоставление различных падежей.
• Закрепление материала в дидактических играх или стихотворении.
В зависимости от уровня развития детей следует избирательно подходить к структурному построению занятия. Рекомендуется начинать с форм существительных единственного и множественного числа именительного падежа, затем знакомить с формой винительного падежа, так как она близка к форме именительного падежа и является наиболее легкой по сравнению с другими. Далее переходят к формам дательного и творительного падежей, как наиболее доступным и конкретным. В последнюю очередь знакомят с формами родительного и предложного падежей, что диктуется связью некоторых форм этих падежей с предлогами.
Порядок работы над предложными конструкциями :
1. Вначале дети слушают логопеда, который голосом подчеркивает формообразующий элемент (окончание) и сравнивает вновь образованную форму слов с начальной. Это способствует развитию понимания нужной падежной формы.
2. В игровой форме многократно тренируется односложный ответ с утрированным произношением окончания.
3. Заучивание наизусть словосочетаний, фраз, содержащих форму проработанного падежа и состоящих сначала из существительного и глагола, затем к ним добавляется прилагательное с окончаниями -ой, -ай,-ые и другие части речи. Первыми следует отрабатывать беспредложные конструкции, а затем переходить к предложным. На начальных этапах речевой материал должен быть предельно простым, фразы легкими, короткими, не затрудняющими детей. Нельзя допускать механического заучивания падежных форм.
4. Для развития у детей вопросно-ответной формы речи нужно постепенно приучать их к самостоятельному конструированию фразы с употреблением слов в нужной падежной форме.
5. Использование различных видов речевых упражнений, многократные повторения в разнообразных тренировочных упражнениях помогают образовывать сложные стереотипы.
На каждой изучаемой грамматической форме надо задерживаться до тех пор, пока у детей не выработается прочный навык в употреблении данной конструкции, и лишь после этого переходить к новому материалу. В течение учебного года необходимо многократно возвращаться к этой теме.
Игры и упражнения для формирования падежных конструкций.
Именительный падеж
«Назови парные картинки»
Шар-шары, оса-осы, кубик-кубики, глаз-глаза, стул-стулья.
«Назови картинки по порядку».
Запомнить, перевернуть – назвать их в том же порядке.
«Найди пару»
Разбить детей на две команды. Первая получает картинки с изображением одного предмета, вторая – с изображением нескольких.
Ребенок из первой команды говорит: «У меня дерево». Из другой – «У меня деревья». Эти дети становятся рядом.
«А у вас?» (по картинкам, игрушкам, предметам)
-У меня кукла, а у тебя? – А у меня куклы.
«Назови, кто это?» (по парным картинкам)
Котенок-котята.
«Кто пришел и кто ушел?» (по фигуркам или картинкам животных и их детенышей)
«Кто что нарисовал?»
-Что нарисовал мальчик? – Шар.
-Что нарисовала девочка?- Шары.
«Магазин»
У меня машина, а в магазине что?- Машины.
«Измени слова, как я»
Лист-листья, стул-….
«Какое слов я задумала?»
Две картинки: «-онок» – медвежонок, «-ата» - медвежата.
«Где нарисован мак, а где маки?»
«Помоги закончить предложение».
Рано утром запели….
«Назови, какой и какие предметы?»
Родительный падеж
С числительными понятиями – много, мало, 2,3.4,5.
«Один-много» : конь-коней, гусь-гусей.
«Закончи предложение» (по картинкам).
В лесу много деревьев, грибов, ягод…
«Чего здесь много, а чего мало?»
«Поручения» - игра с мишкой.
-Попроси мишку принести пять кубиков.
-Что сделал мишка?
«Магазин»
Дети покупают разное количество предметов (один лимон, много лимонов и т. д.).
«Парные картинки»
Подобрать к своей картинке парную и сказать, чего на ней много.
«Какие предметы называю со словом пара?»
«Угадай, кого я спрятала?» Телят, котят и т. д.
«Угадай, чего не стало?»
Дательный падеж
«Кому дать?»
Встали дети в кружок.
Увидали флажок.
Кому дать, кому дать,
Кому флаг передать?
-Я дам флажок Кате.
«Кому какой корм ты дашь?» (по картинкам или предметам)
-Молоко я дам кошке.
«Кому ты поможешь?»
Найти детям животных своих мам.
«Кому что нужно для работы?»
Врачу- градусник, повару – половник.
«Передай ключ»
Дети садятся в круг, логопед начинает игру:
-Я даю ключ Тане, а она Саше и т. д.
«Чему обрадовалась девочка?»
Винительный падеж
«Экскурсия в зоопарк»
Кого ты видел в зоопарке?
«Кого Красная Шапочка увидела в лесу?» Волчат, лисят…
«Что ты взял?» (с опорой на картинки, предметы).
«Дай мне…»
«Закончи предложение» (с опорой на картинки).
Папа читает… книгу. Мама моет … дочку. Бабушка вяжет …. Носки.
«Сундучок с картинками»
Я картинку положила
В разноцветный сундучок.
Ну-ка, Таня, подходи.
Вынь, картинку, назови.
-Что ты вытащила? – Красное яблоко, синее ведро.
Творительный падеж
«Чем ты будешь рисовать шар?»
Ручкой, карандашом, кисточкой …
«Кто чем работает?
«Закончи предложение»
Пол подметают (чем… веником (дополняет тот, у кого соответствующая картинка).
С признаками времени.
«Когда это бывает?»
Зимой, весной, вечером и т. д.
«Догадайся, кто с кем разговаривает?»
«Кто с чем вышел погулять?»
«Кто за кем стоит?»
«Где сейчас красный мяч?»
«Узнай, куда спрятались игрушки?» Дети должны сказать, где стояли (над, под) игрушки.
Предложный падеж
С предлогом О
«Кто о ком заботится?»
Лиса о лисятах, кошка о котятах.
«О чем мечтает Оля?»
Для обозначения места, с предлогами в, на.
«Кто где живет?»
Медведь в берлоге, лиса в норе.
«Где хранят вещи?»
В шкафу, в буфете…
«Что где растет?» Ель, яблоня, ромашка….
«Поможем Незнайке»
Дети спрашивают Незнайку:
-Кошка сидит в крыша?
«Догадайся, где я был?»
Я видел белку и ежа …. В лесу.