Лучший педагог года

Игры и упражнения на формирование пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста

ирина зацаринина
Игры и упражнения на формирование пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений. Своевременное формирование этих функций для детского развития представляет исключительную значимость.

Публикация «Игры и упражнения на формирование пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве : слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом.

Пространственные представления, хотя и возникают очень рано, являются более сложным процессом, чем умение различать качества предметов,т. к. в формировании участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой).

В качестве основных методических приемов рекомендуются: наблюдения и пояснения размещения предметов относительно друг друга, словесное и графическое обозначение направлений и ориентировки в пространстве, упражнения, дидактические и подвижные игры.

Особенно важно стимулировать перенос ребенком знаний из специально организованной дидактической среды в жизненную обстановку.

Для детей средней группы ориентировка в пространстве развивает умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед - назад, направо - налево, вверх - вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (предо мной стол, справа от меня дверь, слева - окно, сзади на полках - игрушки).

Начинается знакомство с пространственными отношениями : далеко - близко (мама стоит близко, а машина едет далеко).

Главным здесь является проведение тщательно подобранных, постепенно усложняющихся упражнений, заданий-поручений, заданий-игр с предметами и без них.

С детьми моей группы проводились и проводятся в настоящее время дидактические игры и упражнения, которые были мной специально подобраны.

При обучении детей ориентированию в пространстве важно научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. В этом случае можно использовать игры, в процессе которых дети знакомятся с понятиями «справа», «слева», «вверх», «вниз».

Игры-имитации

- Гуси вытягивают шеи, поворачивают головы вправо – влево, заглядывают назад.

- На спину медвежонка сел комар, он оборачивается, пытается дотянуться до него через правое, затем через левое плечо.

- Лисенок ушиб левое колено, растирает его, потом осторожно ступает, держась за колено рукой.

Так же можно использовать физминутки:

Правой ножкой топ, топ, топ,

Левой ножкой топ, топ, топ.

Левой ручкой хлоп, хлоп, хлоп (дети ударяют левой рукой о правую,

Правой ручкой хлоп, хлоп, хлоп (дети ударяют правой рукой о левую).

Для закрепления понятия «справа», «слева» рекомендую следующую игру:

Дети при движении по кругу выполняют следующие команды педагога: «Поднимите левую руку, поднимите правую руку, опустите левую руку, попрыгайте на левой ноге, возьмитесь левой рукой за правое ухо, возьмитесь левой рукой за левое колено и т. д.»

Игра «Холодно-горячо».

Инструкция. В комнате прячется игрушка, которую водящий должен найти, при этом при приближении к игрушке дети говорят: «Теплее, горячо», а при удалении «Прохладно, холодно».

Данная игра так же способствует развитию пространственных представлений у детей, формированию понятий «ближе- дальше». Как показала практика многие дети вначале игры не могут определить расстояние, и как только ведущий входит в комнату, обычно начинают кричать «горячо», аналогично трудно на начальном этапе для них и поиск игрушки.

Освоив данный вид игры, можно переходить к следующей, в которой водящий при поиске игрушки руководствуется комментариями «Левее, правее, выше, ниже, дальше, ближе».

Игра «Найди игрушку».

Ребенок-водящий выходит из комнаты. В это время прячут игрушку. Затем ребенку объясняют, где можно её найти: “Надо встать перед столом, и пройти 3 шага вперед, два налево и т. д. ”. Дети выполняют задание, находят игрушку. Когда дети хорошо станут ориентироваться, задания можно усложнить - давать не описание местонахождения игрушки, а схему. По схеме дети должны определить, где находится спрятаны предмет.

Игра «Далеко- близко».

Педагог просит подойти друг к другу «Дети, сейчас вы стоите близко друг к другу, а Иван – дальше от вас». Дети несколько раз меняются местами, педагог объясняет им, кто где стоит по отношению к другим. Затем предлагает детям самим сказать, кто где находится.

Примечание:

Игры такого типа проводятся неоднократно с использованием различных предметов окружающей обстановки, игрушек.

Предлагаю некоторые игры и упражнения, способствующие развитию навыка ориентации «на себе».

1. Ребенку предлагается оценить, что находится у него на лице и каково взаиморасположение отдельных его частей :

Инструкция. Закрой глаза и скажи, что у тебя находится над глазами, под/над носом, надо лбом, под зубами и т. п. А что у тебя находится сбоку от носа, сбоку от уха и т. п.

Если ребенок не справляется с подобным заданием, ему предлагается помощь (предлагаем открыть глаза и глядя на педагога повторить действия и проговорить).

2. Анализ частей собственного тела.

Инструкция. Покажи, что у тебя находится над плечами, под шеей, под коленками и т. д.

3. Игра «Сосчитай себя»

- Назвать части своего тела, которых по одному (голова, нос, рот, язык, грудь, живот, спина).

- Назвать парные органы тела (2 уха, 2 виска, 2 брови, 2 глаза, 2 щеки, 2 губы: верхняя и нижняя, 2 руки, 2 ноги). 3.

4. Игра «Придумай сам»

Ребенок придумывает и показывает любое движение, сопровождая свое действие словесно: например: «Я поднял правую руку вверх, дотронулся левой рукой до левого уха и т. п.»

5. Игра “Обезьянки”

Игра проводится без учета зеркального отражения частей тела. Детям надо, повторяя все действия за вами, показать и назвать части лица, головы.

3. «С кочки на кочку»

На полу отмечено небольшое пространство – болото. Там лежат разноцветные кружочки - кочки. Ребенку предлагают пройти через болото по этим кочкам и, чтобы не утонуть, нужно внимательно слушать взрослого.

Играющего направляют по кружочкам: поставь правую ногу на зеленый кружочек, левую на красный, переставь левую ногу на синий и т. п. (для усложнения заданий можно использовать и руки).

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста1. Игра «В магазине зеркал» (цель: развитие.

Игры и упражнения с мячом для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения с мячом для детей старшего дошкольного возраста Цель:Развивать потребность к двигательной активности через игры и упражнения с мячом. Упражнений и игр с мячом большое разнообразие:мяч.

Картотека игр. Формирование пространственных представлений у дошкольников и младших школьников Уточнение представлений детей о схеме тела и ближайшем окружении. «Ушки на макушке». Цель: закреплять направления пространства в схеме.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Развивающие игры и упражнения по формированию представлений о человеке у детей младшего возрастаРазвивающие игры и упражнения по формированию представлений о человеке у детей младшего возраста В. А. Сухомлинский сказал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений,.

Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Разложи по порядку» У.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игры и упражнения на формирование пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 31 августа 2020 в 19:12
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры и упражнения на формирование пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем ирина зацаринина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД