ирина зацаринина
Игры и упражнения на формирование пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений. Своевременное формирование этих функций для детского развития представляет исключительную значимость.
Публикация «Игры и упражнения на формирование пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве : слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом.
Пространственные представления, хотя и возникают очень рано, являются более сложным процессом, чем умение различать качества предметов,т. к. в формировании участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой).
В качестве основных методических приемов рекомендуются: наблюдения и пояснения размещения предметов относительно друг друга, словесное и графическое обозначение направлений и ориентировки в пространстве, упражнения, дидактические и подвижные игры.
Особенно важно стимулировать перенос ребенком знаний из специально организованной дидактической среды в жизненную обстановку.
Для детей средней группы ориентировка в пространстве развивает умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед - назад, направо - налево, вверх - вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (предо мной стол, справа от меня дверь, слева - окно, сзади на полках - игрушки).
Начинается знакомство с пространственными отношениями : далеко - близко (мама стоит близко, а машина едет далеко).
Главным здесь является проведение тщательно подобранных, постепенно усложняющихся упражнений, заданий-поручений, заданий-игр с предметами и без них.
С детьми моей группы проводились и проводятся в настоящее время дидактические игры и упражнения, которые были мной специально подобраны.
При обучении детей ориентированию в пространстве важно научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. В этом случае можно использовать игры, в процессе которых дети знакомятся с понятиями «справа», «слева», «вверх», «вниз».
Игры-имитации
- Гуси вытягивают шеи, поворачивают головы вправо – влево, заглядывают назад.
- На спину медвежонка сел комар, он оборачивается, пытается дотянуться до него через правое, затем через левое плечо.
- Лисенок ушиб левое колено, растирает его, потом осторожно ступает, держась за колено рукой.
Так же можно использовать физминутки:
Правой ножкой топ, топ, топ,
Левой ножкой топ, топ, топ.
Левой ручкой хлоп, хлоп, хлоп (дети ударяют левой рукой о правую,
Правой ручкой хлоп, хлоп, хлоп (дети ударяют правой рукой о левую).
Для закрепления понятия «справа», «слева» рекомендую следующую игру:
Дети при движении по кругу выполняют следующие команды педагога: «Поднимите левую руку, поднимите правую руку, опустите левую руку, попрыгайте на левой ноге, возьмитесь левой рукой за правое ухо, возьмитесь левой рукой за левое колено и т. д.»
Игра «Холодно-горячо».
Инструкция. В комнате прячется игрушка, которую водящий должен найти, при этом при приближении к игрушке дети говорят: «Теплее, горячо», а при удалении «Прохладно, холодно».
Данная игра так же способствует развитию пространственных представлений у детей, формированию понятий «ближе- дальше». Как показала практика многие дети вначале игры не могут определить расстояние, и как только ведущий входит в комнату, обычно начинают кричать «горячо», аналогично трудно на начальном этапе для них и поиск игрушки.
Освоив данный вид игры, можно переходить к следующей, в которой водящий при поиске игрушки руководствуется комментариями «Левее, правее, выше, ниже, дальше, ближе».
Игра «Найди игрушку».
Ребенок-водящий выходит из комнаты. В это время прячут игрушку. Затем ребенку объясняют, где можно её найти: “Надо встать перед столом, и пройти 3 шага вперед, два налево и т. д. ”. Дети выполняют задание, находят игрушку. Когда дети хорошо станут ориентироваться, задания можно усложнить - давать не описание местонахождения игрушки, а схему. По схеме дети должны определить, где находится спрятаны предмет.
Игра «Далеко- близко».
Педагог просит подойти друг к другу «Дети, сейчас вы стоите близко друг к другу, а Иван – дальше от вас». Дети несколько раз меняются местами, педагог объясняет им, кто где стоит по отношению к другим. Затем предлагает детям самим сказать, кто где находится.
Примечание:
Игры такого типа проводятся неоднократно с использованием различных предметов окружающей обстановки, игрушек.
Предлагаю некоторые игры и упражнения, способствующие развитию навыка ориентации «на себе».
1. Ребенку предлагается оценить, что находится у него на лице и каково взаиморасположение отдельных его частей :
Инструкция. Закрой глаза и скажи, что у тебя находится над глазами, под/над носом, надо лбом, под зубами и т. п. А что у тебя находится сбоку от носа, сбоку от уха и т. п.
Если ребенок не справляется с подобным заданием, ему предлагается помощь (предлагаем открыть глаза и глядя на педагога повторить действия и проговорить).
2. Анализ частей собственного тела.
Инструкция. Покажи, что у тебя находится над плечами, под шеей, под коленками и т. д.
3. Игра «Сосчитай себя»
- Назвать части своего тела, которых по одному (голова, нос, рот, язык, грудь, живот, спина).
- Назвать парные органы тела (2 уха, 2 виска, 2 брови, 2 глаза, 2 щеки, 2 губы: верхняя и нижняя, 2 руки, 2 ноги). 3.
4. Игра «Придумай сам»
Ребенок придумывает и показывает любое движение, сопровождая свое действие словесно: например: «Я поднял правую руку вверх, дотронулся левой рукой до левого уха и т. п.»
5. Игра “Обезьянки”
Игра проводится без учета зеркального отражения частей тела. Детям надо, повторяя все действия за вами, показать и назвать части лица, головы.
3. «С кочки на кочку»
На полу отмечено небольшое пространство – болото. Там лежат разноцветные кружочки - кочки. Ребенку предлагают пройти через болото по этим кочкам и, чтобы не утонуть, нужно внимательно слушать взрослого.
Играющего направляют по кружочкам: поставь правую ногу на зеленый кружочек, левую на красный, переставь левую ногу на синий и т. п. (для усложнения заданий можно использовать и руки).