Елена Ванина
Игры-ходилки для воспитания у дошкольников безопасного поведения в природе
▼ Скачать + Заказать документы
Сломанные ветки деревьев, поджоги травы, выброшенный мимоходом мусор - становятся для наших детей нормой поведения. Современный ребенок просто не замечает того, что его окружает. Наши дети играть стали не меньше, а хуже. Качество игры стремительно падает. Все больше примитивных игровых форм-шалостей, проказ, забав, стоящих уже на последней грани, и все чаще переходящих в озорство: забавы с огнем, взрывы - грозят серьезными последствиями, как самим детям, так и окружающей природе.
Публикация «Игры-ходилки для воспитания у дошкольников безопасного поведения в природе» размещена в разделах
- Безопасность на природе, в лесу
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игра-ходилка. Настольные игры-бродилки
- Игры для детей
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Дидактические игры и пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Перед педагогами и родителями детей остро стоит задача по формированию у дошкольников интереса к проблемам охраны окружающей среды, развитию любознательности, которая лежит в основе познавательного интереса. Воспитание бережного отношения ко всему живому. Необходимо обратить внимание ребят на взаимодействие человека с живой природой. Заложить основы экологического сознания.
Эффективная работа по формированию основ экологической культуры детей и родителей требует грамотного подхода в этом направлении со стороны педагогов детского сада. Надо тренировать в детях наблюдательность, сочувствие, сопереживание. Каждый выход на улицу для ребенка должен оборачиваться увлекательной прогулкой, дающей возможность наблюдать, познавать, запоминать!
При таком подходе к воспитанию, мы предполагаем получить следующие результаты:
дети будут четко соблюдать правила игры и получать удовольствие от их выполнения;
сумеют следовать логике в игре;
будут способны установлению устойчивых контактов со сверстниками;
смогут проявлять интерес к практической работе и любознательность.
Представляем технологию работы, которая способствует развитию экологической безопасности детей, организует их активность в познании мира.
Задачи экологической безопасности развития дошкольников являются приоритетными в образовательном процессе ДОО. Каждая из вариативных программ уделяет этому направлению работы достаточное внимание. Определено содержание работы. Выделены условия её реализации. Но в экологическом развитии детей мы сталкиваемся с большой проблемой: разделение «знаемого» и «реально выполняемого». Наши дети действительно знают, как необходимо вести себя в природе или в человеческом обществе, они отвечают на поставленные вопросы, выдают социально-желательные ответы. Но то, насколько изучаемое стало частью их личности, насколько это будет определять поведение детей в практических ситуациях – это мы узнаем только спустя годы. Но можно выстраивать работу с детьми таким образом, чтобы побуждать их в обычной жизни делать выбор, демонстрировать своё отношение к событиям, давать суждение уже в дошкольном детстве.
Это практико-ориентированные игровые формы и методы работы, к которым мы относим и нашу технологию. Итак, основная идея нашей работы: дети, под разумным руководством взрослого, создают настольную игру, типа игры-ходилки. По ходу игры они припоминают ситуации (в нашем случае экологические, дают им оценку, выносят суждение о степени их опасности или полезности для природы.
Представим этапы нашей технологии. Работа с игрой осуществляется в три этапа:
1 этап: подготовка к созданию игры. Выбирается тема игры («Поведение в лесу», «Экология города», «Моря и океаны», «Спасаем Волгу»). Далее педагог способствует накоплению детьми представлений по теме: рассматриваются картинки, читается литература, проводятся этические беседы и т. д. В порядке подготовки педагог представляет детям отобранные картинки, которые потом лягут в основу самой игры. Каждая из них побывает у детей в руках, каждую они раскрасят и обсудят ситуацию между собой.
2 этап – это собственно создание игры. Детей сажаем за стол вокруг чистого ватмана, и предлагаем самим создать игру-ходилку «про природу». Намечаем старт и финиш, дети сами рисуют путевую линию. Наклеивают кружки для обозначения ходов. Далее мы располагаем маленькие раскрашенные детьми картинки вдоль пути.
И вот именно на этом моменте создания игры акцент смещаем в сторону познавательного содержания. На пути стоят картинки и детям необходимо определить вредно изображенное на картинке для природы или полезно и раскрасить кружок соответствующим цветом. А далее, если вспомнить игры-ходилки, то стрелочки отсылают игрока вперед или назад, когда он наступает на определенную клетку.
Педагог предлагает детям проговорить ситуацию, оценить ущерб или пользу, и решить, насколько вперед или назад протянется стрелочка в соответствии с выявленной пользой или вредом. Получается коллективное суждение и коллективное решение. Это очень интересный и эмоционально-насыщенный этап работы. Создаётся последовательность ситуаций для обсуждения и принятия решения на основе имеющихся знаний. Далее дети украшают поле игры.
3 этап – это собственно игра. Правила её традиционные – бросаем кубик, делаем ходы в соответствии со значениями и двигаемся по инструкции стрелок. Игра была создана самими детьми, она привлекательна для них. Для нас педагогов важно, что на визуальном уровне неоднократно дети воспринимают образцы правильного и неправильного поведения,
а на эмоциональном уровне переживают последствия от этого поведения (неправильно поступил – и отправился назад).
Игры хранятся в группе, со временем происходит ротация игр, т. е. создается новая игра.
Итак, выделим задачи использования предлагаемой нами технологии:
1. Актуализировать знания, представления и переживания детей по экологической проблематике (безопасности).
2. Создать ситуации коллективного оценивания и обсуждения экологических ситуаций.
3. Создать условия (в виде настольной игры) для многократного возвращения детей к обсуждаемым экологическим проблемам или нравственному содержанию.
Предлагаемая нами технология проста и естественна. Педагогу необходимо лишь создавать условия для реализации игры; внимательно относиться к детям и терпеливо поддерживать формирующееся детское сообщество и тем самым формировать основы экологически целесообразного поведения в природе.