Елена Ристовая
Игровые технологии в экологическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Успех в экологическом воспитании детей обеспечивается прежде всего пониманием воспитателя их психофизиологи-ческих особенностей.
Задача младшего дошкольного возраста - заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе, понимание необходимости одного - двух условий для их жизни.
Публикация «Игровые технологии в экологическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. К числу современных образовательных технологий можно отнести :
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии проектной деятельности;
- технология исследовательской деятельности;
- информационно-коммуникационные технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- технология портфолио дошкольника и воспитателя;
- игровая технология;
-технология «ТРИЗ» и др.
Отличие игровой технологии от игры в отличие от игр вообще, игровая технология обладает существенным признаком — четкого обучения и соответствия педагогическим результатам, которые могут быть обоснованы в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма НОД создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулиро-вания к образовательной деятельности.
Экологическое воспитание дошкольников - это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:
устойчивых знаний о природе, а также взаимосвязей в ней;
бережного отношения к природе;
правильного понимания понятия о том, что такое «здоровый образ жизни»;
эмоциональной отзывчивости к живой природе;
положительных эстетических ощущений от любования самой природой;
умений познавать особенности окружающего мира.
Для повышения эффективности экологического образования используются разнообразные формы и методы работы. Один из методов- это экологические игры.
Экологические игры бывают :
Сюжетно-ролевые;
дидактические;
имитационные;
соревновательные;
игры-путешествия.
В экологических играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. Можно прибегнуть к помощи сказочных героев, музыкального сопровождения.
Ролевые игры основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности, например игра «Строительство города».
Цель игры: формировать представление о том, что строительство может осуществляться только при условии соблюдения экологических норм и правил.
Соревновательные игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К ним относятся: конкурсы, КВН, Экологическая викторина, «Поле чудес» и т. д.
Успешно применяются в практике экологическом воспитании детей дошкольного возраста игры-путешествия, в которых дети попадают на Северный полюс, на дно океана и т. д.
В работе с дошкольниками большое значение имеют дидактические игры: «Кто где живет?», «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания); «У кого какой дом» (об экосистемах); «Живое - неживое», «Птицы-рыбы-звери».
Различные ботанические, зоологические - лото, пазлы, демонстрационные картины – учат детей закреплять знания, систематизации объектов, формируя навык пользования моделями.
Игры учат детей обобщать явление, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории. («Когда это бывает?», «Что бывает круглое в природе?», «Что это такое?», «Что третье?», «Назови одним словом»). Во всех случаях происходит приятное общение и проникновение в мир интересов дошкольника.
Дидактические игры. Игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся представления в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать.
все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
- игры с предметами (игрушками, природным материалом);
- настольно - печатные игры;
- словесные игры.
В играх с предметами используются реальные объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи : расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация, совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи, воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.
Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камешки, ракушки) позволяют закрепить знания детей об окружающей их природной среде, формируют мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация). Я организую такие игры во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, листьями, семенами. («Вершки - корешки», «Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди такой же по цвету», «Принеси жёлтый листок»).
Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы.
«Отгадай, какую картинку спрятали?» Тематика лото разнообразна: «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Цветут цветы». Тематика домино охватывает разные области действительности: «Деревья», «Ягоды», «Четыре времени года».
В играх типа «Лабиринт», предназначенных для детей старшего дошкольного возраста, используется игровое поле, фишки, счетный кубик. Каждая игра посвящена какой-либо теме, иногда сказочной («Дремучий лес», «Цветочный сад», «Воздух, земля, вода», «Подводное царство»). Дети «путешествуют» по игровому полю, бросая по очереди кубик и передвигая фишки. Эти игры развивают пространственную ориентацию, умение правильно считать и предвидеть результат действий, познают экологический мир.
Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность.
Преимущественно словесные игры проводят с детьми старшего возраста. Условно словесные игры делят на 3 группы.
В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений: «Когда это бывает?», «Цветочный магазин», «Чьи детки на этой ветке». Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения: «Похож - не похож», «Угадай, что где растет?» «Нужно-не нужно», «Кто летает, бегает, прыгает». Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третью группу игр: «Кому что нужно?», «Назови одним словом».
Особое значение в экологическом воспитании дошкольников имеет сюжетно-ролевая игра– это воспроизведение событий, происходящих в жизни или в литературном произведении. Сюжетно – ролевую игру можно организовывать с детьми не только в повседневной жизни, но и привносить её в непрерывно образовательную деятельность. Включение в содержание непрерывно образовательной деятельности, различных элементов сюжетно-ролевой игры (обыгрывание игрушек, разыгрывание сюжета, выполнение ролевых действий) будет способствовать развитию содержания последующих детских игр, сформирует умение самостоятельно осуществлять игровой замысел.
Используя в работе по экологическому воспитанию сюжетно – ролевую игру, нельзя не сказать о такой форме, как игровая обучающая ситуация. Игровая обучающая ситуация – это специально организованная сюжетно – ролевая игра («Игрушечный зайчик хочет узнать о жизни зайцев в лесу», «Прогулка в лес», «Пух пришёл к обеду», «Магазин» (организовать отделы «Семена», «Овощи – фрукты», «Цветы», «Семья» ( расширить сюжет: семья едет в лес, сажает огород, отправляется в путешествие на море и т. п., «Зоопарк», «Ветлечебница «Айболит» и другие.
Подвижные игры.
Они основаны на развёртывании особой игровой деятельности участников и стимулируют высокий уровень мотивации и интереса к природе; связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни.
Требования к играм экологического содержания
•Игры необходимо подбирать с учетом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе. (Игры по возрастам.)
•Игра должна давать ребенку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых.
•Содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности.
•Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе. (Игры по сезонам.)
Перед началом игры обязательно нужно вспомнить её содержание, цель и правила. Правила побуждают ребенка быть активным: сосредоточивать свое внимание на игровой задаче, быстро реагировать на игровую ситуацию, подчиняться обстоятельствам. («Дед Мазай и зайцы», «Кукушка», «Не намочи крылья», «Ястребы и ласточки», «Воздух, земля, вода, огонь», «Гуси», «Птичка и кошка», «Птичка на дереве», «У медведя во бору», «Лиса в курятнике», «Голодный зверь»).
Соревновательные экологические игры.
Такие игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации биологических знаний, навыков и умений. К ним относятся: конкурс – аукцион, конкурс – марафон, КВН, экологическая викторина, «Поле чудес» и так далее.
Это игры, в которых дети демонстрируют свои знания. Логически мыслят, быстро принимают решения. А также и выполняют практическую деятельность.
Театрализованные игры. Чтение литературы, наблюдения на прогулке, обыгрывание экологических сценок, игры-драматизации служат могучим средством в экологическом воспитании детей и способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, ребенок учится лучше понимать окружающий его мир.
Строительные игры с природным материалом (песок, вода, глина, шишки, камешки). В процессе этих игр у детей обогащается, совершенствуется чувственный опыт, развиваются познавательные способности.
Строительные игры можно использовать и для подготовки детей к практически-исследовательской деятельности, так как в процессе этих игр дети нередко познают проблемные ситуации, связанные с физическими свойствами материалов.
В целях эффективности обучения детей актуальны такое пособие, как: лэпбук.
Это методическое пособие, которое может быть разработано либо педагогами, либо в совместной деятельности взрослых и детей. Наполняя папку материалом экологического содержания, не следует забывать о возрастном принципе. Мной разработаны лэпбуки по следующим темам «Весна красна», «Редкие животные», «Времена года», «В гости к лету», «Растительный и животный мир области». Игровое пособие может использоваться как для самостоятельной игры детей, так и в ходе проведения игровых занятий. В группе оформляется Сезонное дерево, на котором ребята совместно с воспитателем фиксируют сезонные изменения, тем самым выделяют и анализируют основные признаки сезонных изменений.
Сенсорные игры. Игры помогают преподнести детям необходимые знания об окружающем мире через сенсорные ощущения. Они позволяют развивать мышление, наблюдательность, быть более внимательными к живущим рядом объектам и явлениям природы. Можно назвать такие игры: «Радуга», «Что бывает жёлтым?», «Мягкий, колючий» и др.
Игра - экспериментирование. С использованием природного материала связаны игры - экспериментирование с разными материалами: игры с водой, льдом, снегом «Очистим воду», «Вырастим кристаллы», «Волшебная соль», «Царство цветных льдинок»; со светом «Пускаем солнечные зайчики»; с магнитами, стеклом, резинкой «Испытание магнита», «Попрыгунчики»; с увеличительными стеклами «Сыщики», «Мир в цветном стекле».
Таким образом, игра - не только развлечение, но и метод, при помощи которого дошкольники знакомятся с окружающим миром. Использование игровых технологий в воспитании экологической культуры способствует получению дошкольниками более прочных знаний, помогает овладеть умением экологически целесообразного поведения в природе. Ребёнок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру. Ведь забота о природе, есть забота о человеке, его будущем.
Словесные экологические игры
«Птицы, рыбы, звери»
Воспитатель бросает мяч ребёнку и произносит слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например: «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться.
Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».
«Воздух, земля, вода»
Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «сорока». Ребёнок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребёнок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т. д.
Возможен и другой вариант игры: воспитатель называет слово «воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающее на земле: на слово «вода» - обитателя рек, морей, озёр и океанов.
«Кто где живёт»
У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т. д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.
«Летает, плавает, бегает»
Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают прыгать на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.