Ирина Коптева
Игровые технологии в системе физического развития детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
«Для дитя игра — действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не может еще войти по сложности ее явлений и интересов».
К. Д. Ушинский
В последнее время в силу ряда объективных причин увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Физическое развитие. Работа инструкторов по физкультуре
- Темочки
Дети с ограниченными возможностями –это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обуславливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь
К детям с ОВЗ относятся:
- дети с нарушением слуха;
- дети с нарушением зрения;
- дети с тяжелым нарушением речи;
-дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
- дети с задержкой психического развития;
- дети с нарушением интеллекта
- а также дети с иными ограничениями здоровья (с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, в т. ч. с ранним детским аутизмом, комплексными нарушениями)
В современном дошкольном образовании необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, состояние здоровья в процессе занятий физическими упражнениями. Организация физкультурно-оздоровительной работы для детей, имеющих отклонения в физическом и интеллектуальном развитии имеет свои особенности.
Одна из важнейших проблем совершенствования учебно-воспитательного процесса для детей с нарушениями в развитии в настоящее время – создание системы управления процессом развития личности ребенка.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
К игровым технологиям можно отнести :
-игры на формирование коммуникативной компетенции ;
-игры на внимание;
-музыкальные игры;
-игры на формирование пространственных ориентаций;
- подвижные игры.
Игры на формирование коммуникативной компетенции : развитие чувства восприятия ритма, выработка четких координационных движений во взаимосвязи с речью, развитие моторики, координации движений, темпа и ритма, развитие мелодико – интонационных компонентов. («Жмурки с голосом», «В лесу», «Гуси-гуси» и т. д)
Игры на внимание: дают сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах («Найди игрушку»)
Музыкальные игры: музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик, развивает речевой слух, быстроту реакции(«Небо, воздух, земля», «Поймай снежинку», «У оленя дом большой», «Самолет» и т. д.)
Игры на формирование пространственных ориентаций: развивать умение различать правую и левую руку; развивать умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед- назад, направо-налево); развивать мелкую моторику рук («Веселая дорожка», «Поводырь»и т. д.)
Подвижные игры. Подвижные игры выступают как одно из действенных средств физического и нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями, помогающих им добиться жизненно важных и необходимых результатов в овладении двигательной сферой, служащие средством коррекции и компенсации первичных и вторичных дефектов и создающие благоприятные условия для социальной реабилитации.
Единой классификации подвижных игр нет, даже для здоровых детей. Создание единой классификации невозможно, так как в каждой подвижной игре одновременно решается несколько задач коррекционной направленности.
По преобладающему виду действия: подвижные игры с ходьбой, бегом; игры с прыжками, игры с метанием, бросками, с ползанием и подлезанием, с ловлей и передачей мяча, с различными предметами.
По преимущественному развитию физических качеств : для развития координационных способностей, для развития скоростных качеств, для развития силовых и скоростно-силовых качеств.
По форме организации и проведения подвижных игр: с водящим, в парах, тройках, командные.
По виду использования межпредметных связей: с речевой деятельностью, с представлениями о частях тела, о направлениях движения, с элементарными математическими представлениями, с информацией об окружающем мире.
По преимущественной активизации психических процессов: на развитие внимания, на память, на мышление, на восприятие, на воображение, на активизацию речевой деятельности.
По оздоровительной направленности: на формирование осанки, на укрепление мышечно-связочного аппарата, профилактику плоскостопия, на укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Особенности в развитии и методики проведения подвижных игр с незрячими и слабовидящими детьми
Эффективным средством коррекционной работы является дидактические и подвижные игры на развитие глазомера, точности движений, на ориентировку. Для этого подбираются яркие, красочные материалы, способствующие развитию зрительного внимания, восприятия, используют специальные игры-задания на развитие восприятия пространства, фиксацию взора, развивают прослеживающую функцию глаз (с предметами).
При организации и проведении игр с незрячими и слабовидящими детьми на игровой площадке необходимо предварительно ознакомить детей с игровым пространством, оговорить ориентиры (где находится дверь, окна). Следует объяснить необходимость соблюдения мер предосторожности. Весь используемый инвентарь должен быть безопасным.
Необходимо тщательно подходить к организации командных игр, эстафет, комплектуя равноценные команды с равномерным распределением в них незрячих и слабовидящих. При проведении эстафет следует соблюдать осторожность: избегать встречного бега
В связи с тем, что слабовидящий ребенок воспринимает игру на слух, у него может возникнуть перенапряжение органов слуха и нервной системы, что вызывает общее переутомление. Поэтому необходимо уделять внимание дозировке физической нагрузки игр.
Игры: «Найди мяч», «Паровозик»,»Попади в цель» и т. д
Особенности в развитии и методики проведения подвижных игр с детьми с нарушениями слуха
В практической деятельности можно применять следующие здоровьесберегающие компоненты:
1. Дыхательная гимнастика и развитие голоса Дыхательная гимнастика способствует нормализации дыхания, укрепляет дыхательную мускулатуру.
2. Артикуляционная гимнастика
3. Зрительная гимнастика
Зрительная гимнастика имеет огромное значение: она снимает зрительное напряжение, является профилактикой зрительного утомления и снижения остроты зрения.
4. Физкультминутки. Развитие общей моторики.
Речь с движением Физкультурная минутка является одной из форм активного отдыха во время занятий, требующих от детей усидчивости и умственного напряжения.
5. Пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры
Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Пальчиковые игры способствуют развитию у детей мелкой моторики, координации движений и внимания, активизации речевых навыков, памяти и мышления.
6. Упражнения на релаксацию
7. Самомассаж рук
При проведении игр со слабослышащими детьми необходимо использовать речитативы для навыков речевого поведения и словесного общения, а следовательно, для повышения психологической и коммуникативной адаптации детей. Развитие чувства равновесия проходит в процессе выполнения заданий в ходьбе, беге, лазанье, метании, необходимо развивать эту функцию. Основной прием обучения глухих детей является образцовый показ упражнения.
Игры: «Земля, воздух, вода», «Запрещенный цвет», «Поймай меня».
Особенности в развитии и методики проведения подвижных игр с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата можно выделить три группы.
1. Когда нарушение опорно-двигательного аппарата вызвано органическим поражением нервной системы (ДЦП, парезы, частичные параличи)
2. Имеется сочетанное поражение нервной системы и опорно-двигательного аппарата в следствии родовых травм.
3. Нарушение опорно-двигательного аппарата при сохраненном интеллекте (сколиоз).
По степени двигательного дефекта могут быть легкие, средние и тяжелые формы.
При проведении игр следует избегать длительного нахождения в одной позе, не следует допускать перевозбуждения, что приводит к еще большему мышечному напряжению. Необходимо избегать заданий с долгим использованием одной руки или ноги.
Игры: «Переложи мяч ногами», «Серсо», «Метание мешочка» и т. д.
Особенности в развитии и методики проведения подвижных игр с детьми с нарушением интеллекта
Это дети у которых в результате поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных процессов, памяти, мышления.
Имеются затруднения в восприятии, понимании игровых правил и условий. Имеются нарушения со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной систем и физического развития. Им сложно правильно управлять актом дыхания и правильно согласовывать его с движением, поэтому целесообразно использовать игровые задание на согласование движений и дыхания. Необходимо использовать игры с ходьбой, бегом и прыжками, так как у этих детей наблюдают задержки в координации. Подвижные игры способствуют умственному развитию, вниманию, восприятию, памяти, речи. В работе необходимо использовать не только показ, но и совместное его выполнение с ребенком и сопровождаться словесными объяснениями. Для детей с задержкой развития важно включать игровые задания на развитие пространственной ориентировки и точности движений.
Развитие чувства равновесия проходит в процессе выполнения заданий в ходьбе, беге, лазанье, метании, необходимо развивать эту функцию.
Игры: «Листопад», «Беги к тому, что назову», «Лохматый пес» и т. д.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, но и закрепление навыков, которыми он недавно овладел. Дети в игре чувствуют себя самостоятельными, по своему желанию общаются со сверстниками, реализуют и углубляют свои знания и умения. Играя, дети познают окружающий мир, изучают цвета, форму, свойства материала и пространство, знакомятся с растениями, животными, адаптируются к многообразию человеческих отношений.
Таким образом, игровая технология играет основную роль в развитии ребёнка и является фундаментом всего дошкольного образования.