Папки-передвижки

Игровые технологии в системе физического развития детей с ОВЗ

Ирина Коптева
Игровые технологии в системе физического развития детей с ОВЗ

«Для дитя игра — действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не может еще войти по сложности ее явлений и интересов».

К. Д. Ушинский

В последнее время в силу ряда объективных причин увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями –это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обуславливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь

Публикация «Игровые технологии в системе физического развития детей с ОВЗ» размещена в разделах

К детям с ОВЗ относятся:

- дети с нарушением слуха;

- дети с нарушением зрения;

- дети с тяжелым нарушением речи;

-дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

- дети с задержкой психического развития;

- дети с нарушением интеллекта

- а также дети с иными ограничениями здоровья (с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, в т. ч. с ранним детским аутизмом, комплексными нарушениями)

В современном дошкольном образовании необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, состояние здоровья в процессе занятий физическими упражнениями. Организация физкультурно-оздоровительной работы для детей, имеющих отклонения в физическом и интеллектуальном развитии имеет свои особенности.

Одна из важнейших проблем совершенствования учебно-воспитательного процесса для детей с нарушениями в развитии в настоящее время – создание системы управления процессом развития личности ребенка.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

К игровым технологиям можно отнести :

-игры на формирование коммуникативной компетенции ;

-игры на внимание;

-музыкальные игры;

-игры на формирование пространственных ориентаций;

- подвижные игры.

Игры на формирование коммуникативной компетенции : развитие чувства восприятия ритма, выработка четких координационных движений во взаимосвязи с речью, развитие моторики, координации движений, темпа и ритма, развитие мелодико – интонационных компонентов. («Жмурки с голосом», «В лесу», «Гуси-гуси» и т. д)

Игры на внимание: дают сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах («Найди игрушку»)

Музыкальные игры: музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик, развивает речевой слух, быстроту реакции(«Небо, воздух, земля», «Поймай снежинку», «У оленя дом большой», «Самолет» и т. д.)

Игры на формирование пространственных ориентаций: развивать умение различать правую и левую руку; развивать умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед- назад, направо-налево); развивать мелкую моторику рук («Веселая дорожка», «Поводырь»и т. д.)

Подвижные игры. Подвижные игры выступают как одно из действенных средств физического и нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями, помогающих им добиться жизненно важных и необходимых результатов в овладении двигательной сферой, служащие средством коррекции и компенсации первичных и вторичных дефектов и создающие благоприятные условия для социальной реабилитации.

Единой классификации подвижных игр нет, даже для здоровых детей. Создание единой классификации невозможно, так как в каждой подвижной игре одновременно решается несколько задач коррекционной направленности.

По преобладающему виду действия: подвижные игры с ходьбой, бегом; игры с прыжками, игры с метанием, бросками, с ползанием и подлезанием, с ловлей и передачей мяча, с различными предметами.

По преимущественному развитию физических качеств : для развития координационных способностей, для развития скоростных качеств, для развития силовых и скоростно-силовых качеств.

По форме организации и проведения подвижных игр: с водящим, в парах, тройках, командные.

По виду использования межпредметных связей: с речевой деятельностью, с представлениями о частях тела, о направлениях движения, с элементарными математическими представлениями, с информацией об окружающем мире.

По преимущественной активизации психических процессов: на развитие внимания, на память, на мышление, на восприятие, на воображение, на активизацию речевой деятельности.

По оздоровительной направленности: на формирование осанки, на укрепление мышечно-связочного аппарата, профилактику плоскостопия, на укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Особенности в развитии и методики проведения подвижных игр с незрячими и слабовидящими детьми

Эффективным средством коррекционной работы является дидактические и подвижные игры на развитие глазомера, точности движений, на ориентировку. Для этого подбираются яркие, красочные материалы, способствующие развитию зрительного внимания, восприятия, используют специальные игры-задания на развитие восприятия пространства, фиксацию взора, развивают прослеживающую функцию глаз (с предметами).

При организации и проведении игр с незрячими и слабовидящими детьми на игровой площадке необходимо предварительно ознакомить детей с игровым пространством, оговорить ориентиры (где находится дверь, окна). Следует объяснить необходимость соблюдения мер предосторожности. Весь используемый инвентарь должен быть безопасным.

Необходимо тщательно подходить к организации командных игр, эстафет, комплектуя равноценные команды с равномерным распределением в них незрячих и слабовидящих. При проведении эстафет следует соблюдать осторожность: избегать встречного бега

В связи с тем, что слабовидящий ребенок воспринимает игру на слух, у него может возникнуть перенапряжение органов слуха и нервной системы, что вызывает общее переутомление. Поэтому необходимо уделять внимание дозировке физической нагрузки игр.

Игры: «Найди мяч», «Паровозик»,»Попади в цель» и т. д

Особенности в развитии и методики проведения подвижных игр с детьми с нарушениями слуха

В практической деятельности можно применять следующие здоровьесберегающие компоненты:

1. Дыхательная гимнастика и развитие голоса Дыхательная гимнастика способствует нормализации дыхания, укрепляет дыхательную мускулатуру.

2. Артикуляционная гимнастика

3. Зрительная гимнастика

Зрительная гимнастика имеет огромное значение: она снимает зрительное напряжение, является профилактикой зрительного утомления и снижения остроты зрения.

4. Физкультминутки. Развитие общей моторики.

Речь с движением Физкультурная минутка является одной из форм активного отдыха во время занятий, требующих от детей усидчивости и умственного напряжения.

5. Пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры

Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Пальчиковые игры способствуют развитию у детей мелкой моторики, координации движений и внимания, активизации речевых навыков, памяти и мышления.

6. Упражнения на релаксацию

7. Самомассаж рук

При проведении игр со слабослышащими детьми необходимо использовать речитативы для навыков речевого поведения и словесного общения, а следовательно, для повышения психологической и коммуникативной адаптации детей. Развитие чувства равновесия проходит в процессе выполнения заданий в ходьбе, беге, лазанье, метании, необходимо развивать эту функцию. Основной прием обучения глухих детей является образцовый показ упражнения.

Игры: «Земля, воздух, вода», «Запрещенный цвет», «Поймай меня».

Особенности в развитии и методики проведения подвижных игр с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата можно выделить три группы.

1. Когда нарушение опорно-двигательного аппарата вызвано органическим поражением нервной системы (ДЦП, парезы, частичные параличи)

2. Имеется сочетанное поражение нервной системы и опорно-двигательного аппарата в следствии родовых травм.

3. Нарушение опорно-двигательного аппарата при сохраненном интеллекте (сколиоз).

По степени двигательного дефекта могут быть легкие, средние и тяжелые формы.

При проведении игр следует избегать длительного нахождения в одной позе, не следует допускать перевозбуждения, что приводит к еще большему мышечному напряжению. Необходимо избегать заданий с долгим использованием одной руки или ноги.

Игры: «Переложи мяч ногами», «Серсо», «Метание мешочка» и т. д.

Особенности в развитии и методики проведения подвижных игр с детьми с нарушением интеллекта

Это дети у которых в результате поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных процессов, памяти, мышления.

Имеются затруднения в восприятии, понимании игровых правил и условий. Имеются нарушения со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной систем и физического развития. Им сложно правильно управлять актом дыхания и правильно согласовывать его с движением, поэтому целесообразно использовать игровые задание на согласование движений и дыхания. Необходимо использовать игры с ходьбой, бегом и прыжками, так как у этих детей наблюдают задержки в координации. Подвижные игры способствуют умственному развитию, вниманию, восприятию, памяти, речи. В работе необходимо использовать не только показ, но и совместное его выполнение с ребенком и сопровождаться словесными объяснениями. Для детей с задержкой развития важно включать игровые задания на развитие пространственной ориентировки и точности движений.

Развитие чувства равновесия проходит в процессе выполнения заданий в ходьбе, беге, лазанье, метании, необходимо развивать эту функцию.

Игры: «Листопад», «Беги к тому, что назову», «Лохматый пес» и т. д.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, но и закрепление навыков, которыми он недавно овладел. Дети в игре чувствуют себя самостоятельными, по своему желанию общаются со сверстниками, реализуют и углубляют свои знания и умения. Играя, дети познают окружающий мир, изучают цвета, форму, свойства материала и пространство, знакомятся с растениями, животными, адаптируются к многообразию человеческих отношений.

Таким образом, игровая технология играет основную роль в развитии ребёнка и является фундаментом всего дошкольного образования.

Публикации по теме:

Тренажер для физического развития детей «Лестница ловкости»Тренажер для физического развития детей «Лестница ловкости» В физкультурных уголках есть огромное разнообразие различных спортивных пособий, а я хочу познакомить Вас с "Лестницей ловкости" которая.

Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-классСовременные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-класс Тема мастер - класса: «Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология» Участники мастер.

Фитбол-как средство физического развития детей дошкольного возрастаФитбол-как средство физического развития детей дошкольного возраста Фитбол - оборудование, которое на протяжении нескольких лет используют в физкультурных залах дошкольных учреждений – он позволяет быстрее.

Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников»Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Фотоотчёт работы с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Игровые технологии являются.

Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание.

Использование нетрадиционного оборудования в дыхательной гимнастике для физического развития детейИспользование нетрадиционного оборудования в дыхательной гимнастике для физического развития детей Заболевания системы дыхания у детей – слишком распространенное явление. Как помочь малышу меньше болеть простудными заболеваниями? Как.

Консультация «Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ» Технология — от греческих слов technл (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология — совокупность.

Методическая разработка «Игровые технологии в развитии познавательной активности детей младшего возраста с ОВЗ» Уважаемые коллеги и родители предлагаю вашему вниманию методическую разработку для воспитателей и дефектологов районного методического объединения.

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через инновационные музыкально-игровые технологии Презентация "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через инновационные музыкально-игровые технологии" (для конкурса по обмену.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые технологии в системе физического развития детей с ОВЗ
Опубликовано: 7 октября 2022 в 12:44
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД