ОЛЕСЯ БОБИНА
Игровые технологии в гимнастике по профилактике нарушений осанки
▼ Скачать + Заказать документы
«Игровые приемы в гимнастике по профилактике нарушений осанки»
Воспитатель:
Бобина Олеся Михайловна.
с. Новоисетское
2021 год
1. Информационный блок
Бобина Олеся Михайловна, Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Новоисетский детский сад», педагогический стаж 3 года, специальность- воспитатель.
Участники:
Вторая младшая группа
1.1. Тема опыта: «Игровые приемы в гимнастике по профилактике нарушений осанки»
Публикация «Игровые технологии в гимнастике по профилактике нарушений осанки» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Осанка. Формируем правильную осанку
- Темочки
1.2. Актуальность опыта
За последние годы все чаще отмечаются случаи возникновения отклонений в системе опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста, поэтому для углубленной работы я выбрала тему «Игровые приемы в гимнастике по профилактике нарушений осанки». Ведь уже для большинства дошкольников типичным стало нарушение осанки.
Причины этого самые разнообразные, исследователи объясняют этот феномен многими факторами: от неправильной позы при стоянии и сидении до генетических факторов; высокий процент рождаемости ослабленных детей, заболевания в неонатальный и более поздние периоды развития ребенка, ограничение двигательной активности, ухудшение экологической обстановки, в том числе и занятости родителей. Все это отрицательно сказывается на состоянии скелета мышц и позвоночника ребенка.
Нарушения в опорно-двигательном аппарате возникают, как правило, у физически слабых и не занимающихся физическими упражнениями детей. С физиологической точки зрения данные нарушения рассматриваются, как динамический стереотип, который приобретается в течение индивидуального развития и воспитания.
Считаю, что основным и лучшим средством формирования правильной осанки, коррекции её нарушений, а так же профилактики являются физические и гимнастические упражнения в игровой деятельности детей, а также, несомненно, занятия спортом.
Профилактика, коррекция правильной осанки обеспечивают оптимальные условия для нормальной деятельности двигательного аппарата и организма в целом. Поэтому я выбрала направление – оздоровительно-коррекционная деятельность, способствующая укреплению «мышечного корсета» и профилактике нарушений осанки, главным приоритетом которой является формирование у дошкольников умения дифференцировать ощущения от положения отдельных частей тела, контролировать степень напряжения и расслабления мышц в покое и движении.
Основные требования к правильной осанке.
Правильная осанка характеризуется следующими признаками:
• прямое положение туловища
• развернутые плечи
• приподнятая голова
• немного втянутый живот.
- Идеальной осанки добиться сложно, так как она индивидуальна для каждого человека. Вместе с тем указанные требования едины для всех и могут служить "индикатором" нарушений в осанке. Если какой-либо компонент из указанных не отвечает требованиям правильной осанки, нужно обратить на него особое внимание.
Полезно выяснить, по какой причине возникает то или иное отклонение.
- Ребята, назовите причины неправильной осанки?
(выслушать мнения учащихся, сделать вывод)
- Обычно это несоблюдение рационального режима дня, большие статические нагрузки (например, при сидении в неудобной позе, наклонившись, искривляя позвоночник, недостаточная физическая активность в течение дня, отсутствие закаливающих процедур, слабое развитие так называемого мышечного корсета - прямых и боковых мышц живота, мышц спины и поясницы. Эти мышцы в наибольшей степени участвуют в поддержании правильной осанки, и если они слабо развиты, то, как правило, происходит искривление позвоночного столба.
Позвоночник школьника еще формируется, и окрепнет только к подростковому возрасту. А к 6-7 годам, когда ребенок идет в школу, его позвоночник пока гибкий, как пластилин. И именно в это время важно следить за правильной осанкой.
В противном случае это грозит следующими осложнениями:
• Боль в нижней части спины, остеохондроз и даже сколиоз (искривление позвоночника).
• Нарушение дыхания и кровообращения, поскольку работа легких ограничена из-за сутулости и впалости грудной клетки.
• Ребенок будет ниже ростом из-за того, что горбится. Межпозвоночные диски постоянно напряжены, их питание нарушается, а потому идет задержка в росте.
• Боль в спине, шее и головные боли. Школьник, сидя за партой, постоянно наклоняет голову вперед, отчего мышцы спины и шеи находятся в напряжении.
• Чтобы избавиться от неприятных ощущений, ребенок начинает извиваться, сутулиться, подгибать ноги или класть ногу на ногу. Из-за постоянного наклона головы вперед возникают мигрени, а избегать такую привычную сутулость становится всё сложнее.
• Сутулость приводит к хронической усталости, ведь кровообращение и дыхание нарушено, а в мышцах постоянное напряжение.
Какие же виды нарушений осанки нужно знать?
Сколиоз (искривление позвоночника в левую или правую сторону, сутулость, впалая грудь и некоторые другие. На доске на рисунке показаны типичные виды нарушений осанки, которые встречаются у младшего школьника. Обратим внимание, что представлены явные нарушения.
Это основные нарушения, но их разновидностей может быть очень много и они не всегда могут быть определены "на глазок". Редко встречается один вид нарушений осанки, чаще одновременно возникает несколько ее видов: сутулость и впалая грудь, сколиоз и сутулость. Это происходит потому, что причины нарушений осанки примерно одинаковы. Если мышцы живота, поясницы и спины недостаточно тренированы, то можно ожидать самых разных нарушений осанки. Как говорит пословица, "Где тонко - там и рвется".
Рис. 1. Типичные виды нарушения осанки : а - сколиоз, б - лордоз, в - кифоз, г - правильная осанка
- Как же выяснить правильная осанка или нет?
Обычно осанку проверяют в положении стоя у стены. Если затылок, лопатки, ягодицы и пятки касаются стены, то осанка может быть признана в основном правильной. Если обнаружится, что голова слишком наклонена вперед (затылок не касается стены, вся спина касается стены (плоская спина, ягодицы не касаются стены - имеются признаки нарушения осанки.
1.3. Цели опыта: воспитание здорового и физически развитого ребёнка через использование упражнений в процессе двигательной активности дошкольников. Под этим подразумевается: повышение силовой выносливости мышц; всестороннее развитие физических качеств ребёнка; улучшение показателей выполнения основных движений; воспитание любви к занятиям физической культурой. Упражнения имеют большое значение не только для укрепления мышц тела и разностороннего физического развития. Они воздействуют на сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы. Выполняя упражнения для рук, ног, туловища, дети учатся управлять своими движениями, производить их ловко, координировано, с заданной амплитудой в определенном направлении, темпе, ритме.
1.4. Задачи опыта: ·
-Изучить литературу по оздоровительно-коррекционной работе с детьми младшего дошкольного возраста по теме самообразования;
- разработать план работы с детьми на год;
- подобрать демонстрационный и раздаточный материал для проведения занятий с детьми;
- создать нетрадиционные пособия для профилактики нарушения осанки у детей;
-разработать и оформить в виде информационных листов, буклетов, папок – передвижек, материалы для родителей;
-привлечь родителей к организации оздоровительной работы с детьми.
2. Длительность работы над опытом:(4месяца)
Первый этап – констатирующий.
Задачи: -диагностика состояния здоровья и физического развития, развития двигательных способностей детей; -выявление проблем, противоречий, нуждающихся в решении; -отбор содержания, поиск методик, оздоровительных технологий в образовательный процесс с использованием корригирующих упражнений; -прогнозирование ожидаемых результатов.
Второй этап – формирующий.
Задачи: - разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Физическая культура», конспектов по корригирующей гимнастике, комплексов утренней гимнастики, спортивных праздников и развлечений, домашних заданий; - реализация разработанного плана работы по использованию элементов корригирующей гимнастики в режиме двигательной активности дошкольников; конспектов кружка «Малыш- крепыш»; комплексов утренней гимнастики; - отслеживание процесса развития двигательных способностей, силовой выносливости мышц спины, поэтапный и сравнительный анализ полученных результатов; - корректировка содержания намеченной работы по использованию элементов корригирующей гимнастики в системе физического воспитания дошкольников; - распространение опыта среди сотрудников ДОУ, родителей, на методических объединениях, семинарах. На данном этапе происходило внедрение и использование элементов корригирующей гимнастики в режим двигательной активности дошкольников. С каждым годом число родителей, заинтересованных в посещении их детьми кружка становилось вс больше.
Третий этап – контрольный.
Задачи: - обработка полученных данных; - соотнесение результатов с поставленными целями. Начальный этап работы предполагает обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявления уровня физического развития детей. Основной этап работы направлен на решение выявленной проблемы и использование новых технологий в физическом воспитании детей. Диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранной технологии работы по решению обозначенной проблеме.
Поэтому, ведущей педагогической идеей моего опыта является повышение эффективности оздоровительной деятельности, посредством использования здоровьесберегающих технологий, обеспечивающей сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование валеологической культуры поведения.
2.1. Рекомендации по профилактике сколиоза и нарушения осанки :
1. Гимнастика и физическая активность – это важные составляющие правильной осанки. Делайте по утрам гимнастику, сначала разминку, а затем растяжку всех групп мышц.
2. Попробуйте упражнение - ношение на голове книги. Положите книгу на голову, а руки на пояс и соревнуйтесь, кто дольше будет так ходить или дальше пронесет. Постепенно усложняйте упражнение – вытягивайте руки вперед, приседайте, не отрывая пятки от пола и сохраняя ровную спину, разводите руки в стороны, поднимайте поочередно ноги. Эти упражнения хорошо укрепляют мышцы спины.
3. Следить за правильной осанкой во время учебных занятий. Расстояние от парты (стола) до глаз не менее 30 –35 см; следить за правильной осанкой во время выполнения домашних заданий, просмотра телевизора, работой за ПК, приема пищи и т. д.
4. Укреплению позвоночника и сохранению правильной осанки способствуют пешие прогулки, катание на велосипеде или роликовых коньках.
5. Правильно чередуйте учебные занятия (работу) с отдыхом. Полезно разумно использовать спортивные упражнения, такие как ходьба на лыжах, спортивные игры.
Итак, ребята, следите за собой, за своей осанкой, выполняйте рекомендации по профилактике нарушений осанки. А я, в свою очередь предлагаю комплекс упражнений для профилактики нарушений осанки.
2.2. Описание технологии опыта
Гимнастика состоит из 3-х частей: водной, основной и заключительной.
Цель вводной части – повысить эмоциональное состояние детей, активизировать их внимание, подготовить организм к нагрузкам основной части. Содержанием вводной части являются строевые упражнения, различные виды ходьбы и бега, прыжки, упражнения для коррекции осанки и профилактики, обучение правильному дыханию.
Основная часть включает – упражнение общеразвивающего характера. Упражнения даются для развития и укрепления мышц плечевого пояса, живота, спины и ног, для гибкости позвоночника.
Упражнения выполняются из разных исходных положений – стоя, лежа на спине и животе, сидя. Что способствует повышению качества движений, увеличивает нагрузку, в работу вовлекаются все группы мышц.
Для восстановления частоты пульса гимнастика завершается заключительной частью, включающей физические упражнения с постепенным снижением темпа.
Важно отметить, что дети предпочитают другим формам занятий по физической культуре, гимнастику после сна, сюжетные игры, а также самостоятельную игровую и двигательную деятельность.
Доказано, что система профилактических мероприятий по формированию здоровья подрастающего поколения может быть эффективной только в том случае, если она охватывает все стороны жизнедеятельности ребенка и реализуется последовательно в течение всего периода детства.
Опыт показывает, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьй.
3. Результативность опыта.
Одним из необходимых условий реализации личностно- ориентированного подхода в воспитании, обучении и оздоровлении детей является организация образовательного процесса на диагностической основе. Для диагностики и оценки качественных параметров двигательного развития дошкольников и укрепления опорно-двигательного аппарата была использована диагностика, состоящая из двух блоков: Первый блок включает общую диагностику физической подготовленности детей. Второй блок направлен на диагностику силовой выносливости мышц спины у детей, посещающих кружок корригирующей гимнастики.
Как показывают результаты после систематического использования упражнений нормативы выполнения основных видов движения, и функциональные возможности организма изменяются в лучшую сторону. Дети результативно, уверенно, мягко, выразительно и точно выполняют физические упражнения. Самоконтроль и самооценка постоянны. Проявляют элементы творчества в двигательной деятельности. Интерес к физическим упражнениям устойчивый.
Это является свидетельством того, что систематическое использование упражнений в режиме двигательной активности дошкольников положительно влияет на укрепление мышечного корсета.
4. Заключение:
Итак, для успешного решения задачи по профилактике нарушения осанки и коррекции сколиотических отклонений, в процессе организованной деятельности по физической культуре, как я уже сформулировала и описала ранее - необходимы:
-постоянный контроль за осанкой во время выполнением упражнений, как со стороны воспитателя, инструктора по физической культуре, так и со стороны самого ребёнка;
- осознанное отношение детей к выполняемым упражнениям;
- продуманная и правильно запланированная работа инструктора по физической культуре и воспитателя.
В результате такой деятельности, мои воспитанники идут в школу физически подготовленными. В заключении хочу напомнить элементарные знания по профилактике нарушений осанки : нельзя сидеть перед телевизором в слишком мягком кресле или диване. Сиденье должно быть на высоте полуметра от пола; перемещая тяжёлые вещи на значительное расстояние, лучше носить их на спине, например в рюкзаке, а не в руках или в сумке через плечо; поднимая что-то тяжелое, необходимо сгибать ноги, а не спину.
Следует помнить: лечить всегда труднее, чем предупредить развитие патологического процесса.
С учетом успехов и проблем, возникших в минувшем учебном году, намечены следующие задачи:
Продолжать работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций.
Воспитывать умение соблюдать правила в подвижных играх;
Воспитывать желание быть справедливым, сильным и смелым.
Знания и навыки, полученные детьми в ходе непосредственно образовательной деятельности, необходимо систематически закреплять и применять в разнообразных видах двигательной деятельности.
Приложение
Упражнения для профилактики нарушений осанки.
Рис. 2. Упражнения для профилактики нарушений осанки. Все упражнения выполняются 10 с, в зависимости от уровня подготовленности дошкольника
Дыхательная гимнастика
1. Дыхание через одну ноздрю. Цель упражнения - исправить неправильные привычки в дыхании. Сесть в удобную позу со скрещенными ногами, спину и голову держать прямо. Закрыть правую ноздрю большим пальцем и медленно вдыхать через левую ноздрю. Выдыхать через ту же ноздрю. Повторять упражнение 10 - 15 раз. Затем закрыть левую ноздрю безымянным пальцем и мизинцем правой руки и выполнить 10 - 15 дыхательных циклов.
2. "Кузнечный мех". Упражнение позволяет быстро "насытить" организм кислородом, прекрасно очищает носовые ходы, является превосходным средством против простудных заболеваний, насморка. Для выполнения упражнения нужно сесть со скрещенными ногами, спина прямая. Спокойно сделать выдох, втянуть живот. После этого делается в быстром темпе 7 дыхательных циклов (вдох-выдох) с активной работой мышц живота: на вдохе живот выдвигается вперед, на выдохе - втягивается. После 7 циклов вдохов-выдохов делают полный вдох с затяжкой дыхания на 5-7 с. После этого переходят к обычному дыханию. Форсировать тренировку дыхательными упражнениями ни в коем случае нельзя! Критерий правильно подобранных нагрузок - отсутствие неприятных ощущений, улучшение самочувствия, повышение умственной и физической работоспособности.
Комплекс общеразвивающих упражнений
Рис. 3. Комплекс общеразвивающих упражнений для младшего школьника. Упражнения выполняются от 10 до 30 с. Между ними - период отдыха от 30 до 40 с.
И. п. - лежа на животе. Согнуть ноги в коленях, взяться руками за голени. Прогнуться назад, голову запрокинуть. Зафиксировать позу 20-30 с, дыхание свободное. Вернуться в и. п.
И. п. - лежа на спине. Выполнить наклон вперед, головой коснуться коленей, руками обхватить лодыжки, зафиксировать позу в течение 60-90 с. Колени от пола не отрывать. Дыхание свободное. Вернуться в и. п.
И. п. - лежа на спине. Приподнять туловище, не отрывая ног от пола, руки сложить на затылке, зафиксировать позу 10-20 с. Дыхание при выполнении позы свободное. Вернуться в и. п.
И. п. - лежа на спине, руки подняты вверх. Не отрывая ноги от пола поднять туловище, одновременно поворачивая его в сторону. Зафиксировать позу 10-20 с и вернуться в и. п. Повторить в другую сторону.
И. п. - лежа на спине. Поднять прямые ноги примерно на 30о, зафиксировать позу, поднять ноги на 60о, зафиксировать позу. Поднять ноги на 90о, зафиксировать позу, вернуться в и. п. Продолжительность фиксации позы в каждом положении одинакова и зависит от индивидуальной подготовленности.
И. п. - основная стойка, ноги шире плеч, руки в стороны. Выполнить наклон до касания пальцами левой руки носка левой ноги. Правая рука вытянута вверх. Выдержать позу в течение 30 с, дыхание свободное. После этого выполнить упражнение с наклоном в другую (правую) сторону.
И. п. - основная стойка. Выдохнуть, задержать дыхание. На задержке дыхания втянуть живот и затем сразу же расслабить мышцы живота. Чередовать втягивание и расслабление мышц живота в быстром темпе, не прекращая задержки дыхания. Расслабить мышцы и сделать глубокий вдох. По мере роста тренированности увеличивать количество циклов.
«Качели»
и. п. - лёжа на коврике, на спине, ноги согнуты под углом 90 градусов, руки за головой:
1- подтянуть колени к груди;
2 -и. п. - локти прижаты к мату.
«Парус»
и. п. - стойка на коленях, руки на пояс.
1- наклон назад, руками коснуться пяток.
2- выпрямляясь, вернуться в и. п.
«Замочек»
и. п. –о. с. 1-3 -правая рука за спину, левая за голову, соединить, пальцы.
4- и. п.
И. п. - Стойка, левая рука вверх.
1-3- левая рука за спину, правая за голову, соединить, пальцы
4- и. п.
«Веревочка»
и. п. лежа на спине ноги согнуты, руки за головой.
1- переход в сед;
2 –и. п.
«Крылышки»
и. п. - лежа на животе, руки согнуты, ладони под подбородок.
1-7 -приподнять спину, прогибаясь, держать.
8- и. п.
Голову не запрокидывать, смотреть вперед.
Подвижные игры для профилактики нарушения осанки.
"Морская фигура"
Дети, взявшись за руки, образуют круг, стоя лицом к центру. Размахивая руками вперед-назад, они произносят слова: "Волны качаются -раз, волны качаются — два, волны качаются — три, на месте, фигура, замри!" После слов "замри!" дети принимают положение правильной осанки, стоя, сидя, опустившись на колени. Педагог выбирает и оценивает ребят, которые лучше всех выполнили задание.
Ходим в «шляпах»
Детям кладут на голову «шляпу» - мешочек (весом 200г) или дощечку, колесо от пирамиды. Проверив правильность осанки, взрослый даёт сигнал к ходьбе. Дети ходят обычным шагом, сохраняя хорошую осанку и удерживая «шляпу».
Усложнить игру можно тем, что детям предлагают пройти по линии, намеченной по полу мелом, по гимнастической скамейке или переступать через различные предметы. Выигрывает тот, у кого «шляпа» ни разу не упала.
«Весёлая ходьба»
Дети проверяют осанку у зеркала или у стены. Затем идут друг за другом, сохраняя правильную осанку : обычным шагом, на носках, на пятках, на наружных сводах стоп.
Мы проверили осанку. И свели лопатки. Мы походим на носках,
Мы идём на пятках. Мы идём, как все ребята. И как мишка косолапый.
«Черепахи»
Дети ползают на животе, передвигая одновременно правую руку и левую ногу, затем левую руку и правую ногу. «Черепахи» ползают под натянутыми верёвками, стараясь не задеть их. Задевший верёвку считается пойманным в «капкан» и выходит из игры.
«Послушный мяч»
Дети лежат вытянувшись на спине, зажав мяч между стопами. Поворачиваются на живот, стараясь не выронить мяч.
Вот какой послушный мяч! Между стоп его запрячь.
Повернись и оглянись. Мячик, на пол не катись!