Приложение МААМ

Игровые технологии в ДОУ

Наталья Васильевна Зименкова
Игровые технологии в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Инновационный педагогический опыт «Игровые технологии в ДОУ» является на сегодняшний день актуальным, так как в условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре. Это значит, игра составляет основное содержание жизни ребёнка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребёнка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребёнок рос здоровым, жизнерадостным и крепким.

Темочки:

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов.

В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путем спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов.

Большинство психологов и педагогов рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое развитие ребенка, как деятельность ведущую, в процессе которой возникают психические новообразования.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

В течении нескольких лет занимаясь темой «Игровые технологии в ДОУ» – занимаясь самообразование, изучением литературы. Полученные знания применяю на практике.

Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

Сначала игровые технологии использовала как отдельные игровые моменты. Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Начиная с двух - трех лет их основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека, интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Это игры "Хоровод”, "Догонялки” и "Выдувание мыльных пузырей”.

Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность "прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

В дальнейшем важной особенностью игровых технологий, которые использую я в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.

В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

Игровые технологии, направленные на развитие восприятия.

Для детей З-х лет возможна организация игровой ситуации типа "Что катится?” - воспитанники при этом организованы в веселую игру – соревнование: "Кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот?” Такими фигурками может быть шарик и кубик, квадратик и круг. Я вместе с ребенком делаю вывод, что острые углы мешают катиться кубику и квадратику: "Шарик катится, а кубик - нет”. Затем я учу малыша рисовать квадрат и круг (закрепляются знания).

Игровые технологии могут быть направлены и на развитие внимания.

В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей, снова используя игровые приемы.

К примеру, игровая ситуация на внимание: "Найди такой же” – я предлагаю малышу малышу выбрать из 4-6 шариков, кубиков, фигурок (по цвету, величине, игрушек "такой же”, как у него. Или игра "Найди ошибку”, где специально допускаю ошибку в своих действиях (к примеру, рисую на заснеженном дереве листья, а ребенок должен ее заметить.

Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогут игры типа "Магазин”, "Запомни узор” и "Нарисуй, как было” и другие.

Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. Как мы знаем, развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим.

Наглядно-действенное - это мышление в действии. Оно развивается в процессе использования игровых приемов и методов обучения в ходе осуществления действий, игр с предметами и игрушками.

Образное мышление - когда ребенок научился сравнивать, выделять самое существенное в предметах и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления.

На развитие образного и логического мышления направлены многие дидактические игры. Логическое мышление формируется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.

С помощью игровых технологий развиваются и творческие способности ребенка. В том числе, речь идет о развитии творческого мышления и воображения. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формируется гибкое, оригинальное мышление. Например, на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй) воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры- придумки, игры – фантазирования.

В нашем ДОУ игры детей происходят в различных центрах активности, содержащих совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей по основным направлениям: физическом, социально- личностном, познавательно- речевом и художественно- эстетическом. Все центры активности созданы с учётом интеграции содержащихся в них образовательных областей

Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально-волевой готовности к школе, каждая игровая ситуация общения дошкольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка "школой сотрудничества”, в которой он учится радоваться успеху сверстника и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества. Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры, направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.

Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Однако существует аспект их использования, который направлен на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в детском саду: они могут быть использованы для нивелирования отрицательных факторов, влияющих на снижение его эффективности. Если с детьми занимаются игровой терапией систематически, то они приобретают способность управлять своим поведением, легче переносить запреты, становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступают в сотрудничество, более "пристойно” выражают гнев, избавляются от страха. В их игровой деятельности начинают преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением отношений людей. В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств используются народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками.

Используя в педагогическом процессе народные игры, я не только реализую обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: они одновременно приобщают воспитанников к народной культуре. Это важное направление регионального компонента образовательной программы детского сада.

Таким образом, к феномену игры стоит относиться как к уникальному явлению детства. Игра – это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, само реализоваться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития личности.

За три года я достигла следующих результатов:

Анализ результативности

Показатели игровых навыков на начало учебного года

(средняя группа)

Ребенок умеет:

принять игровую проблемную ситуацию, развить ее,

изменить собственное ролевое поведение, ориентируясь на поведение партнеров,

организовать разнообразные игры на бытовые и сказочные сюжеты.

Показатели игровых навыков на начало учебного года

(старшая группа)

Ребенок умеет:

договариваться с партнерами, во что играть, кто кем будет в игре; подчиняется правилам игры

уметь разворачивать содержание игры в зависимости от количества играющих детей

в дидактических играх оценивать свои возможности и без обиды воспринимает проигрыш.

объяснять правила игры сверстникам

Показатели игровых навыков на начало учебного года (подготовительная группа)

Ребенок умеет:

самостоятельно отбирать или придумывать разнообразные сюжеты игр, придерживаться в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации

находить новую трактовку роли и исполнять ее

может моделировать предметно-игровую среду,

участвовать в творческих группах по созданию спектаклей «режиссеры», «актеры», «костюмеры», «оформители»

в дидактических играх договариваться со сверстниками об очередности ходов, выборе карт, схем; проявляет себя терпимым и доброжелательным партнером

Если серьёзно заниматься реализацией игровых технологий. То нужна постоянная научная, теоретическая «подпитка», обмен опытом с коллегами, обсуждение насущных проблем, формы представления результатов своей деятельности и осмысление опыта работы.

Моя работа полезна для воспитателей, действительно, игровые технологии, всё больше внедряются в процесс обучения, создавая тем самым комфортную психологическую среду, способствующую формированию знаний, умений и навыков у воспитанников. Ведь ещё Выготский писал «что игра не представляет из себя чего- либо случайного, она неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и единственную особенность человеческой природы. …Игры организуют высшие формы поведения, бывают связаны с разрешением довольно сложных задач поведения, требуют от играющего знаний, умений и навыков, смекалки и находчивости, совместного комбинированного действия самых разных способностей и сил».

Проработав долгое время в саду. Я могу только лишний раз подтвердить, что, занятия, основанные на игровой технологии проходят продуктивнее и дают более стабильный результат. Именно игра, которая столь привлекательная для любого возраста способна разрешить проблему мотивации к обучению.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Игровые технологии с основами здоровьесбережения»Фотоотчёт «Игровые технологии с основами здоровьесбережения» Главным направлением в деятельности МБДОУ детского сада «Колобок» является- подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих.

Игровые технологииИгровые технологии Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира.

Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игровые технологии в ДОУ
Опубликовано: 14 февраля 2025 в 12:49
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровые технологии в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Васильевна Зименкова (УИ 291014) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 февраля 2025 суббота
Президент подписал закон о ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ и ДНР
23 февраля 2025 воскресенье



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД