Надежда Кунгурцева
Игровые технологии как основа развития детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
"Игровые технологии как основа развития детей младшего
дошкольного возраста"
Ведущей деятельностью детей – дошкольников, и тем более младших,
является игра. Поэтому в последнее время наиболее актуальным
определяется проблема внедрения в образовательную практику дошкольных
учреждений современных игровых технологий. Известно, что сюжетно-
ролевая игра в классификации игровой деятельности считается наиболее
Публикация «Игровые технологии как основа развития детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
сложной, но и наиболее значимой для личностного развития детей при вхождении их в мир социальных отношений с окружающими их людьми,
природой.
У ребенка 3-го года жизни имеются два источника игровых целей.
Первый источник – действия взрослого, которые вызывают у малыша
вспышку интереса, привлекают его внимание и побуждают к похожим
действиям.
Второй источник – это цели, которые специально ставятся перед ним
взрослым.
Н. Ф. Тарловская предлагает такой путь организации игры, при
котором основным побудителем ребенка к действию является не подражание
взрослому, а общение с ним.
В качестве первого шага на этом пути она предлагает совершать
игровое действие относительно самого ребенка, а не игрушки: «понарошку»
покормить малыша, вымыть ему руки, измерить температуру, покатать на
машинке и пр.
Вторым шагом на этом пути является смена ролей. Теперь
воспитатель предлагает детям самим осуществлять те же самые игровые
действия относительно взрослого. Основная задача воспитателя состоит в
том, чтобы игровые действия, которые осуществляют дети относительно
педагога, доставляли им максимум удовольствия, позволяли пережить
чувство успеха, радости, удовлетворения.
Итак, чтобы ребенок овладел сюжетно-ролевой игрой, он должен
быть готов к принятию той или иной роли. Отсюда очевидна и основная
задача педагога – подготовка детей к принятию роли.
Используются такие термины «руководство», «формирование», «управлениеигрой»
«Управление игрой» – тип педагогического воздействия, направленный на передачу детям способов игровой деятельности.
«Руководство» – включение взрослого в процесс игры, участие в
детском игровом творчестве.
«Формирование» ролевого поведения детей в игре. Основным
педагогическим средством автор считает сюжет (действия, роли, события).
Сюжет можно использовать по-разному, в зависимости от этапов развития
игры, возрастных особенностей. Для младших детей в совместной со взрослыми игре предлагается использовать несколько ролей
Для детей 3 – 4-го года жизни методист предлагает следующие
приемы руководства:
- обучение игровым действиям через развертывание игровой
деятельности;
- исполнение воспитателем главной роли;
- организация игр по сюжету, разработанному воспитателем;
внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его
лица;
сюрпризное появление игрушки;
создание воображаемой ситуации;
совет, напоминание;
обновление игровых уголков;
введение игрового тренинга, правил поведения;
разыгрывание воображаемой ситуации;
внесение образных игрушек.
Таким образом, проанализировав теоретические основы современной
педагогики развития игры дошкольников, особенности формирования и
развития сюжетно-ролевой игры младших дошкольников, можно сделать
следующие выводы:
Во-первых, игровая деятельность является ведущей деятельностью
дошкольников. В процессе игры дети познают себя, окружающий мир, у них
формируются основные понятия человеческих взаимоотношений;
Во-вторых, именно сюжетно-ролевые игры, совместно с играми с
правилами, являются вершиной игровой детской деятельности. Все
предыдущие формы игры являются подготовительным этапом к освоению
сюжетно-ролевых игр, к осмысленному принятию на себя той или иной
социальной роли;
В-третьих, именно проблема грамотного введения ребенка в ту или
иную роль представляется наиболее сложной из педагогических проблем на
сегодняшнем этапе, решаемых в технологиях, связанных с дошкольной
игровой деятельностью.
И, наконец, в-четвертых, освоение детьми младшего дошкольного
возраста различных социальных ролей в сюжетно-ролевых играх во многом облегчит им адаптацию к новым условиям проживания в начальном звене
школы.
2.
Методические рекомендации по применению игровых технологий в
образовательном процессе ДОО
Рекомендации педагогам по организации игровой деятельности
малышей:
Педагогам необходимо стараться не занимать время, отведенное для
игры детей, другими видами деятельности.
Моделировать игровую среду в соответствии с возрастными
особенностями, учитывать уровень развития детей, их интересы, половые
различия. Игровая среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно-
ролевой игры располагаем в легкодоступном для детей месте. Иногда
атрибуты формируются в специально установленном порядке, детям
предоставляется возможность создавать игровую среду самостоятельно.
Эффективным приемом руководства играми детей младшего
дошкольного возраста является прямое участие педагога в игре детей на
главных ролях, причем первоначально рекомендуется использовать
индивидуальную игру с данным ребенком, а в конце четвертого года жизни
рекомендуется применять игру педагога с подгруппой детей.
В руководстве детей большое место занимает косвенные приемы
руководства, чтобы не мешать ребенку, играть самостоятельно, т. к. только
самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует
развитию ребенка.
Руководство игрой должно строиться на основе результатов
наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей.
Педагог должен как можно чаще ставить ребенка в позицию
«взрослого». Это способствует развитию самостоятельности детей. В составлении перечня методов и приемов, способствующих
развитию сюжетно-ролевой игры детей младшего дошкольного возраста,
использованы рекомендациями Михайленко Н. Я., Тарловской Н. Ф. ,
Бабуновой Т. М., Турченко В. И. и др. авторов. ,
Методы и приемы способствующие
обогащению содержания игры.
-Исполнение воспитателем главной роли;
-Индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет ведущую роль (Н. Я.
Михайленко);
-Внесение образных игрушек (Т. М. Бабунова);
-Прием параллельной игры (Н. Ф. Тарловская);
-Прием ролевой игры с продолжением (Н.
Палагина);
Активизирующее общение взрослого с детьми в
процессе их игры, направленное на пробуждение и
самостоятельное применение детьми новых способов
решения игровой задачи, на отражение в игре новых
сторон жизни (Новоселова С. Л.);
-Игра в телефон (Н. Палагина);
-Обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни
детей в детском саду;
-Разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций.
Методы и приемы, способствующие регулированию игровых взаимоотношений :
-Игры, облегчающие адаптацию («приходите ко мне в гости») (Н. Ф. Тарловская);
-Участие воспитателя в игре (главная роль) (Михайленко Н. Я.);
--Использование многоперсонажного сюжета (2
врача, 2 шофера) (Михайленко Н. Я.);Внесение кукольного персонажа, постановка
-правил поведения от его лица;
-Создание разновозрастных игровых триад (В. И. Турченко).
Косвенные приемы руководства:
-Обновление игровых уголков
(внесение предметов-заместителей, съемных панелей) (Т. М. Бабунова);
-Изменение игровой среды (С. Новоселова);
-Наблюдение, экскурсия;
-Создание воображаемой ситуации
(Т. М. Бабунова);
-Объяснение по воображаемому радио или телевизору об открытии новых
«больниц», «магазинов».