ОЛЬГА ЧУПРИНА
Игровые технологии и творчество как ресурс интеллектуального развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
В современной педагогике процесс развития интеллектуальных способностей ребенка имеет особую актуальность.
Педагоги и психологи утверждают, что интеллектуальное развитие человека на половину завершается уже к четырем годам, а к восьми – еще на треть.
Публикация «Игровые технологии и творчество как ресурс интеллектуального развития детей» размещена в разделах
Доказано, что интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок к поступлению в образовательное учреждение, а готов ли он к их получению, умению рассуждать, делать выводы, системно мыслить, понимать происходящие закономерности.
Необходимо окружить ребенка такой средой, которая стимулировала бы самостоятельную деятельность ребенка и формировала в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно формироваться. А для создания такой развивающей среды необходимо внедрять в воспитательно-образовательный процесс творческие, а также игровые педагогические технологии.
Актуальность методической учебы
Актуальность нашей проблемы связана с потребностью психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развить в нем интеллектуальные, коммуникативные и творческие способности.
Цель методической учебы: обоснование эффективности применения игровых технологий и творчества в процессе обучения и воспитания детей.
Задачи методической учебы:
- научить конструировать и применять игровые технологии с целью интеллектуального развития обучающихся;
- развить познавательную активность, творческие умения и способности,
Методы и приё мы:
- беседа;
- игра;
- практическая деятельность;
- дидактическая игра.
Материал и оборудование: компьютерное оборудование, планшеты, ручки, карандаши, магнитные доски, игры «Танграм», «Сложи узор», цветная бумага, ножницы, карандаши, линейка.
Ход методической учебы:
ЧАСТЬ I
Слайд 1
Игровые технологии и творчество как ресурс интеллектуального развития детей
В современной педагогике процесс развития интеллектуальных способностей ребенка имеет особую актуальность.
Педагоги и психологи утверждают, что интеллектуальное развитие человека на половину завершается уже к четырем годам, а к восьми – еще на треть.
Доказано, что интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе. И важно не только, какими знаниями владеет ребенок к поступлению в образовательное учреждение, а готов ли он к их получению, умению рассуждать, делать выводы, системно мыслить, понимать происходящие закономерности.
Поэтому необходимо окружить ребенка такой средой, которая стимулировала бы самостоятельную деятельность ребенка и формировала в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно формироваться. И для создания такой развивающей среды необходимо внедрять в воспитательно-образовательный процесс творческие, а также игровые педагогические технологии.
Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
Сухомлинский В. А., советский педагог, писатель, публицист
Играть любят все: и взрослые, и дети. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольный период возрастного развития. На следующих стадиях игра не исчезает, а дополняет ведущие виды деятельности взрослеющего ребенка, подростка, юноши.
И поэтому игровые технологии стали неотъемлемой частью современных образовательных тенденций.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью.
По целевым ориентациям выделяют следующие виды игр:
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование и применение знаний, умений и навыков на практике.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности и воли, формирование определённых подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, общительности, коммуникативности, развитие навыков командной работы.
Развивающие : развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, придумывать оптимальные решения; развитие мотивации к учебной деятельности.
Развитию интеллектуальных и личностных качеств детей, формированию предпосылок учебной деятельности способствуют всем известные матрешки, пирамидки, игрушки-вкладыши, пазлы, кубики, конструкторы.
А также следующие нетрадиционные игры: логические блоки Дьенеша, игра "Танграм", игры В. Воскобовича, кубики Б. П. Никитина.
Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора и т. д. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, чертежа, в письменной или устной инструкции, таким образом знакомя его с разными способами передачи информации.
Благодаря этим играм у ребенка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию. Эти игры развивают пространственное воображение, сообразительность и логическое мышление, навыки счета и графические способности, цветоощущение, умение анализировать, синтезировать и комбинировать, навыки классификации.
«Домики поросятам»
И теперь я приглашаю четырех смельчаков к магнитным доскам. Я предлагаю вам представить себя детьми дошкольного возраста и поиграть, мы будем использовать набор «Танграм».
Все вы безусловно помните сказку «Три поросенка». Поросята строили себе домики. И я вам предлагаю помочь поросятам. А какая команда строителей быстрее справится с заданием, мы с вами сейчас и увидим.
- Молодцы! Домики нашим поросятам готовы, присаживайтесь, пожалуйста.
Также для интеллектуального развития дошкольников используются игры с картинками и со словесными инструкциями.
«Придумай название»
Цель: упражнять детей в объединении случайных, беспорядочных элементов в целостный образ, развивать творческое воображение.
Перед детьми на столе лежат карточки, картинками вниз. Игра заключается в том, что, переворачивая по две карточки, каждый ребенок объединяет их признаки, находит созданному предмету аналогию в окружающей действительности и придумывает название, например:
1) телевизор и магнитофон – (видеомагнитофон);
2) самокат и портфель – («самокатящийся» портфель);
3) зонт и вентилятор – (теневой «прохладитель»);
4) обувь и пружины – («дальнопрыг»);
5) боксерские перчатки и коврик – («пылевыбиватели»);
6) батарейка и ручка – («самописец») и др.
Слайд 10
«Что это?»
Цель: упражнять детей в отнесении каждого элемента группы (подсистемы) ко всей совокупности системы.
Ход: подбирая из предложенных педагогом серий карточек, являющихся частями какой-либо одной системы, ребенок должен назвать ее, например: дерево, куст, птицы – это лес.
1) волны, берег, соль – …это море;
2) трава, цветы, поляна – …это луг;
3) книги, журналы, полки –…это библиотека;
4) домашние животные, дом, речка, картофельное поле – …это деревня и др.
Игра с мячом «Снежный ком»
Цель: развитие навыков аудиальной памяти
Давайте поиграем
Первый играющий называет любое слово и передает мяч второму игроку, второй повторяет названное слово и добавляет к нему какое-нибудь свое. Следующий называет по порядку названные до него слова и добавляет к ним свое слово и т. д.
Существует еще огромное множество игр для интеллектуального развития, применяемых в дошкольной педагогике: «Найди лишнее», «Сложи по порядку», «Что сначала, что потом?», «Найди мою ошибку», «Все наоборот, так, как не бывает» и т. д.
А что же в школе? В школе игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве ее средства,
- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Какие задачи решает игровая форма обучения :
- Осуществляется более свободный, психологически раскрепощенный контроль знаний.
- Исчезает болезненная реакция обучающихся на неудачные ответы.
- Подход к обучающимся в обучении становится более деликатным и дифференцированным.
Наиболее часто используемый вид игр на уроке (либо на его этапе) - дидактическая игра.
Дидактическая игра – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Данная игра активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней охотно дети преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.
Игры можно использовать на любом этапе урока. Целесообразно использование в конце урока, когда работоспособность учащихся падает, внимание начинает рассеиваться, и нужен более эффективный метод, способный мобилизовать умственные способности детей, в начале урока (организационный момент, при проверке домашнего задания.
Слайд 15
Наиболее широко используемыми являются игры-упражнения.
Одним из примеров можно назвать анаграммы, они помогают развивать такие качества как : внимание, концентрация, скорость мысли, скорочтение.
Упражнение «Анаграммы»
Цель: развитие логического мышления, способности устанавливать связи и отношения.
Ход игры:
Из приведенных слов путем перестановки букв необходимо составить названия животного, птицы или растения.
Примеры Ответы
1. лира+гол горилла
2. фа+жир жираф
3. липа+нота антилопа
4. бак+бум бамбук
5. перо+лад леопард
6. ель+газ газель
7. сорт+альба альбатрос
8. лик+пена пеликан
9. до+кролик крокодил
10. так+сук кактус
11. урок+тапка куропатка
12. рис+пика кипарис
13. фа+гном+ил фламинго
14. кожа+ворон жаворонок
К данной группе упражнений относятся также метаграммы, кроссворды, ребусы, шарады.
Одно из самых эффективных упражнений для развития мозга, внимания, концентрации, ускорения визуального поиска - таблицы Шульте.
Таблицы представляют собой матрицы, состоящие из 25 клеток (5 по вертикали и 5 по горизонтали).
В каждую клетку в произвольном порядке вписана одна из цифр от 1 до 25. Перед тренирующимся ставится задача – как можно быстрее найти цифры либо в прямой последовательности от 1 до 25, либо в обратной – от 25 до 1.
Что касается скорости прохождения одной таблицы, то нужно стремиться к наилучшему результату, который составляет 25 секунд.
Кто хочет попробовать уложиться в это время?
Включить звук секундомера и засечь время, когда вызвавшийся начинает считать, показывая цифры.
Слайд 17
Игра “Плохо или хорошо?”
Детям предлагается некий объект (ситуация, и они должны объяснить, в чём его положительная и отрицательная сторона. Например, мороженое – хорошо, потому что вкусно, плохо – потому, что может горло заболеть.
Попробуем сыграть в эту игру: вытяните карточку со словом и назовите, что в этом слове хорошо, а что плохо.
Даются такие слова: дождь, телевизор, конфета, собака, цветы, комары, бегать, заболеть, лук, ветер, кошка, компьютер, музыка, нож, огонь, солнце и др.
Слайд 18
Упражнение «Эксперимент»
Цель: активизация внимания подростков.
Инструкция: Прочитать слова, написанные разным шрифтом:
1. оВдруАоСмвИаашЛнкЁачКик
2. пПлодОюорЛтожиЫнкНиЬк
3. ЛМкрЕаБАЕпКДиАва
4. гпНлаАдииРоЦлоИуСснС
5. хМкрирИзоМакОнутЗесмАа
Обсуждение: С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания и что помогло вам справится с ним?
Упражнение «Головоломка»
Цель: развитие логического мышления, способности глубоко и полностью анализировать текст.
Ход игры:
Участники делятся на команды. Ведущий предлагает всем головоломку, которая представляет собой отрывок (незнакомого подросткам) стихотворения из 10-12 строк, разрезанный на отдельные слова. Задача играющих - как можно быстрее восстановить текст стихотворения, сложив слова в нужном порядке. Побеждает та команда, которая быстрее и точнее всех восстановит текст стихотворения.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
(Иван Бунин — Листопад)
Слайд 20
Существует еще огромное множество игр, способствующих интеллектуальному развитию детей школьного возраста : «Антонимы и синонимы», «Рассказ по опорным словам» «Исправь ошибки», «Пересказ по кругу», «Энтимологический словарь», «Расположи в правильной последовательности», «Геометрический шифр», «Разгадай код и дополни».
Я предлагаю вам расшифровать пословицу.
- Правильно: Лентяй и сидеть устает.
Таким образом, применение игровых технологий способствует интеллектуальному развитию детей :
делает ребёнка более активным;
повышает познавательный интерес;
развивает память, мышление и внимание;
способствует развитию творческих способностей, выработке речевых умений и навыков.
Материал, усвоенный во время игры, откладывается в памяти на более продолжительное время.
ЧАСТЬ II
Слайд 1
Слово «творчество» происходит от слова «творить», что означает искать, изобретать. Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием.
Интеллект и творчество – то, что необходимо каждому человеку в любой ситуации в постоянно меняющемся мире. Интеллект, как форма организации индивидуального умственного опыта, обеспечивает возможность эффективного восприятия, понимания и интерпретации происходящего. Развитие творческих возможностей формирует способность личности осознавать проблемы и противоречия, привносить нечто новое в опыт, порождать оригинальные идеи.
Интеллектуальная деятельность и творчество – два сопутствующих и дополняющих друг другу процесса в дополнительном образовании.
Слайд 3
Существует одно распространенное заблуждение: большинство людей уверено в том, что способность к творчеству – качество врожденное, она или есть сама по себе, или ее нет, и не будет. Другое дело – интеллект, его можно и нужно развивать. Между тем, исследования психологов показывают, что все обстоит прямо противоположным образом. Это интеллект – врожденное качество, зависит от генов, возможно, от особенностей внутриутробного развития, но корректировке поддается слабо. Показывает человек определенный уровень интеллектуального коэффициента в детстве – примерно такой же показатель будет у него и в молодости, и в зрелом возрасте, практически независимо от уровня полученного образования и рода деятельности.
А вот творчество и креативность, напротив, зависит от условий, в которых формируется человек. Ребенок вырастает пассивным и нетворческим не потому, что таким родился, а потому, что в детстве получал мало эвристического, т. е. способствующего развитию познавательных способностей, материала. Но у этой медали и светлая сторона: если творчество так зависит от внешних условий – значит, меняя эти условия, ее можно развивать, растить практически всех детей креативными. Не талантами и гениями – это и в самом деле от Бога, а просто творческими людьми, умеющими найти нестандартный ход, увидеть ситуацию в новом свете, наконец, просто получающими удовольствие от творчества, вышивают ли они, музицируют, пишут бизнес-план или готовятся к уроку.
Сыграть с Богом в четыре руки
(современная притча)
Из желания вознаградить успех маленького сына в занятиях музыкой, мать привела его на концерт Великого Музыканта. Она усадила ребенка в зале и, увидев знакомую, подошла к ней поздороваться.
Мальчик, который первый раз был на концерте, тем временем встал и решил исследовать местность. Увидев дверь с надписью: «Вход воспрещен», он, конечно же, тут же вошел в дверь.
Тем временем, в зале погас свет перед началом концерта. Мать поспешила на свое место, но не обнаружила там своего сына. Внезапно занавес поднялся, и лучи прожектора осветили сцену. Вот тут мать охватил ужас, потому что она увидела на сцене своего маленького сына, который сидел за роялем и невинно играл нехитрую, недавно разученную мелодию.
И в этот же самый момент стремительной и легкой походкой на сцену вышел Великий Музыкант. Публика ахнула. Но Великий Мастер подошел к мальчику и сказал:
— Не останавливайся. Продолжай играть.
Наклонившись, Музыкант стал исполнять левой рукой басовую партию. Затем, его правая рука опустилась на клавиатуру с другой стороны от ребенка, и он добавил живое, бегущее obbligato (партия инструмента в музыкальном произведении, которая не может быть опущена и должна исполняться обязательно).
Аудитория была совершенно очарована.
Вместе, Великий Пианист и Мальчик, превратили нелепую, забавную ситуацию в удивительную, уникальную и подарили аудитории абсолютно неповторимый момент.
Какой бы ни была ситуация, Господь шепчет:
— Не останавливайся, продолжай играть. И вместе, мы соберем мелкие осколки в Творчество, Мое Творчество.
Создание условий для интеллектуальной и творческой деятельности является одним из принципов реализации личностно-ориентированного подхода в системе дополнительного образования, создает равные «стартовые» возможности каждому ребёнку, чутко реагируя на быстро меняющиеся потребности детей и их родителей, оказывает помощь и поддержку всем обучающимся, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития.
Для того чтобы деятельность ребенка носила действительно творческий характер, необходимо выполнение некоторых условий.
Прежде всего, это связь обучения с жизнью. Ребенка может заинтересовать, прежде всего, то, что связано с его непосредственным опытом, непосредственным окружением. Для него важно, чтобы новые знания и умения можно было применить в дальнейшем. Более того, в связи с тем, что восприятие детей является чувственным: для него важно потрогать, увидеть «прочувствовать», познаваемые предметы и явления, обучение, познание мира должно носить наглядный характер. В понятие о наглядности, прежде всего, должно входить активное отношение ребенка к окружающему и интерес, который основан на возможности применять свои творческие силы.
Следующее условие, которое необходимо – предоставление свободы ребенку, отсутствие излишней опеки. Мы не должны ставить свое стремление к безошибочным действиям ребенка выше его собственного развития творчества.
И, наконец, ребенок должен иметь в своем распоряжении широкий выбор средств для воплощения своего замысла в творческой деятельности, а также выбор приемов достижения поставленной цели, чему, безусловно, необходимо его обучать.
Творческая разминка «На что похожи облака?»
Дорисовать кляксы-облака
Дошкольный возраст – важнейший этап развития личности. Именно поэтому творчество в дошкольном возрасте является особенно ценным. Ведь воспитание чувств ребенка начинается с красоты. Красота – это первая ступень в воспитании чувств, эмоциональной отзывчивости. Только на эмоциональной основе устанавливаются прочные связи ребенка с окружающим миром. Благодаря искусству, красоте окружающего мира у ребенка появляется интерес к познанию окружающего, а значит, происходит и интеллектуальное развитие.
Таким образом, занимаясь художественным творчеством, ребенок сталкивается с теми же проблемами, которые ставит перед ним окружающий мир. Причина лежит в необходимости преодолеть сопротивление материала (краски, глина, движение, стихотворение и пр.). Эта задача неразрешима до тех пор, пока ребенок не вжился в материал, то есть не увидел его «изнутри». В ходе художественной деятельности человек привыкает бороться, вовлекая все свои душевные способности в достижении проблемы.
Таким путем закладывается основа роста, развития интеллектуальных способностей и творчество становится внутренним ресурсом на протяжении всей жизни человека.
Мастер-класс «Осенние листья» (оригами)
Литература:
1. Крупенская Н. 200 увлекательных игр и заданий на развитие интеллекта на каждый день. – Москва: Клевер – Медиа – Групп, 2019.
2. Могучий А. Развитие интеллекта, внимания, памяти. – Москва: АСТ, 2018.
3. Рюта Кавашима Тренируем мозг. – Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2017.
4. Огородников Ю. А. Литература как искусство. - М., 2016. - с. 51.
5. Гарни Джеймс. Как нарисовать то, что не существует / Джеймс Гарни; (пер. с англ. А. Захарова). – Москва: Эксмо, 2018. – 224 с.
6. Бушкова Л. Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству. 1 класс. - М. : ВАКО, 2016. - 208 с.