Климова Светлана Александровна
Игровая технология в коррекционно-развивающей работе педагога психолога
▼ Скачать + Заказать документы
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»
(В. А. Сухомлинский - педагог, писатель, публицист)
Игра - это особый вид деятельности, который основываясь на интересе и положительных эмоциях, способствует пробуждению имеющегося потенциала умственного и физического развития ребенка. Именно в игре, ребенок свободно и легко способен усвоить общественно исторический опыт. Погружаясь в условные ситуации, ребенок воспроизводит правила человеческой жизни, труда, подчинение которым способствует познанию предметной и социальной действительности. Игра является с одной стороны развлечением, а с другой - не всегда простой, продуктивной деятельностью ребенка. Играя в игру, ребенок демонстрирует свои уже имеющиеся знания и приобретает новые, формируются и развиваются социально-коммуникативные навыки. Значение игры трудно переоценить в жизни ребенка начиная с первых дней его жизни. Игра - это некий мост, соединяющий детство со взрослой жизнью и качество этого моста зависит от взрослого. Игра - это не просто короткое слово, за которым скрываются положительные эмоции, игра - это серьезное и правильно организованное дело взрослого человека, несущего ответственность за ее последствия.
Публикация «Игровая технология в коррекционно-развивающей работе педагога психолога» размещена в разделах
Как сказал английский философ Джон Локк, ребенок - это чистая доска и на ней общество пишет любую программу и хорошую, и плохую. Игра как раз и является тем мелом, которым пишут эти программы. При этом необходимо отметить, что с течением времени и темпом развития человеческой цивилизации меняются программы, меняется мел, меняется и само общество.
В современном мире людей отмечается грустная статистика ежегодного роста детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР). К решению данной проблемы подключены медицина и различные области науки, но пока не найдена панацея необходимо представителям педагогики и психологии искать «пути социализации», по которым наиболее оптимально комфортно, должны пройти, дети имеющие дефекты развития.
Игра, как раз и является одной из «тропинок» с помощью которой можно выстроить дальнейший маршрут движения вперед. Игра универсальна по своей сути, но все не так просто.
Несмотря на то, что к настоящему времени написано огромное количество литературы, раскрывающих ценность игры в развитии ребенка, многие родители и специалисты затрудняются в выборе игры с ребенком. Дело в том, что дети, имеющие сложные диагнозы, затрагивающие не только соматику, но и психику, воспринимают мир абсолютно иначе, чем их окружающие взрослые. Так, например, родители задаются вопросом: «Что делать? Моему ребенку не интересна игра. Ему интересно только включать и выключать выключатели во всей квартире…». Другие родители: «Нашего ребенка интересуют только поезда. Мультики про поезд, игрушка-поезд, звуки поезда и при этом игры нет. Простые манипуляции с игрушкой-поездом назад-вперед и все…»
Вот и получается, что знания об игре у взрослого есть, но нет знаний с чего начать. Именно в данной современной реалии и заключается актуальность ниже представленной, игровой технологии.
Игровая технология - это совокупность методов и приемов организации психолого-педагогического процесса в форме различных игр, при этом феномен и значение игровой технологии состоит в том, что она является одновременно развлечением и обучением, т. е. развлекаясь ребенок обучается, но все это возможно только при грамотном педагогическом подходе с учетом возраста ребенка и таким образом педагогика с определенной точки зрения и функциональной нагрузки становится «игровой».
Целевая установка игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от уровня развития детей.
Цель игровой технологии :
Дидактическая (расширение кругозора, познавательная деятельность).
Воспитывающая (воспитание самостоятельности, воли, формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок, воспитание сотрудничества, коллективизма, коммуникативности).
Развивающая (развитие внимания, памяти, мышления, речи, воображения, рефлексии, способности сравнивать и анализировать, развитие мотивации учебной деятельности).
Социализирующая (приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению, психотерапия).
Описание технология психологической коррекции (игровая коррекция)
I этап. Подготовительный
1. Определение объекта (ребёнок, группа, микрогруппа).
Девочка 7 лет, статус ОВЗ, обучается по АОП НОО для детей с ЗПР (вариант 7.2). До 4 лет развивалась нормативно. После перенесенного инфекционного заболевания появились осложнения на головной мозг, развитие затормозилось.
2. Выявление проблемы. Углубленная диагностика.
Использованные методики: методика В. М. Когана (выявление параметров внимания, Исследование опосредованного запоминания (по А. Н. Леонтьеву) (исследование возможности использования внешнего средства для задач запоминания, методика Кооса (сформированность пространственного мышления, предметная классификация (исследование понятийного мышления).
Результаты: сложности с переключением и распределением внимания, низкий объём внимания, запоминает плохо, память кратковременна, пространственное мышление не сформировано, понятийное мышление не развито слабо.
3. Цель: коррекция нарушений познавательной сферы.
4. Задачи :
- развитие внимания, памяти, пространственного и понятийного мышления;
- формирование умения действовать по инструкции;
- увеличение словарного запаса;
- развитие коммуникативных способностей.
5. Продумывание планируемого результата.
Планируемый результат: положительная динамика в развитии познавательной сферы (внимания, памяти, мышления)
6. Подбор игр под проблему, обоснование выбора данного вида технологии (из классификации игр).
Особенность подбора игр обосновывается на взаимосвязи сенсорного и познавательного развития. Средствами сенсорного развития (восприятие цвета, формы, фактуры, размера предмета) выстраивается игровой процесс. Одна игра может решать сама по себе множество коррекционных задач.
II этап. Методика проведения игры
Игра «Чудесный мешочек» (авторская интерпретация)
Перед началом игры на столе лежат деревянные овощи: помидор, огурец, морковь, репка.
Вопрос ребенку: «Знаешь ли ты, что это?. Как можно назвать одним словом все эти предметы?. Правильно, овощи».
Мотивация участников.
Психолог читает стихотворение «Ешьте овощи и фрукты!»
Ешьте овощи и фрукты-
Это лучшие продукты.
Вас спасут от всех болезней.
Нет вкусней их и полезней.
Подружитесь с овощами,
И с салатами и щами.
Витаминов в них не счесть.
Значит, нужно это есть!
«Чтобы овощи хранились всю зиму, их нужно убрать в мешочек»
Инструкция.
Игра основана на запоминании и узнавании предметов на ощупь.
1. Достать тот предмет, который только что убрал в мешочек.
2. Достать тот предмет, который называет ведущий.
3. Разложить предметы по-памяти.
4. Достать предметы из мешочка в определенном порядке.
Ход игры
1 этап.
«Достань и назови предмет из мешочка… Что это? Правильно, огурец. Теперь положи огурец обратно и попробуй опять найти его на ощупь (игра повторяется несколько раз)»
2 этап
«А сейчас ты будешь доставать из мешочка только те овощи, которые я назову…»
Вариант усложнё нный: «Достань красный овощ… Достань любой не зелёный овощ…Достань не репку…» «Достань желтый овощ правой рукой…»
3 этап
«Посмотри, я разложила все овощи. Назови их по-порядку…. Постарайся запомнить последовательность, в которой они лежат… Я снова убираю овощи в мешочек. Достань овощи из мешочка и положи так, как лежали вначале» (игра повторяется несколько раз)
4 этап
«К нам в гости пожаловал Зайчик. Он просит, чтобы мы угостили его осенними дарами. Надо положить Зайке в корзинку сначала огурец, потом помидор, потом репку, потом морковь… Давай повторим порядок…»
«Зайка нарисовал, порядок, по которому следует положить овощи ему в корзинку…»
Завершение игры.
Рефлексия.
III Этап психолого-педагогического анализа
Данная игра, а, точнее, её процесс, позволяет решить одновременно несколько задач: тактильное развитие, развитие тактильной памяти, зрительной и слуховой памяти, развитие внимания, способности действовать по образцу, развитие мышления. Кроме этого, в процессе закрепляются цвета, названия овощей, пространственная ориентировка.
IV. Диагностика результативности использования технологии.
Итоговая диагностика проводилась с использованием тех же методик, что и перед началом работы.
Результаты: динамика в развитии внимания, девочка быстрее переключается, может распределять внимание (но не долго); динамика в развитии пространственного и понятийного мышления; прогресс в развитии памяти минимален. Уровень развития памяти на данном этапе по-прежнему очень низок. Дополнительное обследование у специалистов выявило у девочки органическое поражение головного мозга, что говорит о небольших шансах на дальнейшее развитие. Но, можно констатировать, что, даже при этих неутешительных прогнозах, игра в рамках коррекционно-развивающей технологии способствовала улучшениям показателей развития.