Виктория Подскребко
Мастер-класс для педагогов «Игровая технология «Кубики Б. П. Никитина»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность. Современный мир ставит перед образованием не простые задачи. Педагогам приходится задумываться, тому ли мы учим детей, пригодятся ли эти знания в новой жизни, как нужно корректировать содержание и технологии образования, чтобы соответствовать потребностям сегодняшних дошкольников? Возраст 3-7 лет является важным этапом в развитии. Педагоги, работающие с дошкольниками, понимают, как важно именно в период дошкольного детства привить детям интерес к знаниям, научить воспринимать из разных источников и использовать информацию, самостоятельно находить ответы на интересующие вопросы в окружающей действительности. Важно воспитать умение действовать самостоятельно и в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. Таким образом, перед педагогами стоит проблема: какие же методы и приемы использовать? К каким технологиям обратиться? Наиболее перспективной сегодня является технология «STEM».
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Игровая технология „Кубики Б, П, Никитина“» размещена в разделах
- Кубики. Игры с кубиками
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Никитин Б. П. Развивающие игры Никитина
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
Новизна: мастер - класс предполагает внедрение в воспитательно – образовательный процесс ДОУ отдельных модулей STEM – технологии, обеспечивающей развитие у дошкольников интереса к науке, технике, образованию, культуре, формирования у них творческого мышления, инициативности, способности к принятию нестандартных решений. STEM образование состоит из шести модулей. Каждый модуль направлен на решение специфичных задач, которые при комплексном решении обеспечивают реализацию целей STEM-образования: развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество детей дошкольного возраста. Развитие умений получать, перерабатывать и практически использовать полученную информацию и лежит в основе STEM- подхода в образовании.
Цель: познакомить участников мастер-класса с практикой использования развивающих игр Б. П. Никитина в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
1. Обучить педагогов играм Б. П. Никитина, которые способствуют развитию познавательной активности дошкольников.
2. Заинтересовать педагогов играми Б. П. Никитина для использования в своей работе.
Предварительная работа:
- организовать выставку пособий, литературы;
- подготовить материал для практической работы.
Материал и оборудование: иллюстрированные альбомы с заданиями, наборы развивающей игры -кубики Никитина «Сложи узор», схемы, карточки с заданиями.
Планируемые результаты: участники мастер – класса активно и доброжелательно взаимодействуют друг с другом, с интересом участвуют в предложенных играх. Активизируется познавательная деятельность участников мастер-класса.
План проведения мастер – класса:
Вводная часть.
Основная часть.
Практическая часть.
Заключительное слово.
Рефлексия.
Ход мастер-класса.
Вводное слово.
Здравствуйте уважаемые коллеги! Меня зовут Подскребко Виктория Юрьевна. Я воспитатель старшей группы. Хочу представить свой опыт работы с кубиками Никитина. Предлагаю, нашу сегодняшнюю встречу провести под девизом: «Не лишайте ребенка радости играть, помните, что вы сами были детьми».
Хотите сегодня побыть детьми и поиграть?
Уважаемые коллеги, как вы думаете, какая самая первая, универсальная и распространенная игрушка у ребенка-дошкольника?
Варианты ответов….
Конечно, начало начал — детские кубики. Вплоть до школы дети с удовольствием играют в них.
И сегодня я хочу познакомить вас, и предложить поиграть с «чудо-кубиками» - развивающей игрой Бориса Павловича Никитина, которые изготовила своими руками. Старым кубикам дала новую жизнь.
Кубики Никитина способствуют "развитию пространственного мышления,воображения,аккуратности,внимания, развитию графических способностей, умению анализировать, синтезировать и комбинировать".
Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины педагоги – новаторы, жившие в Советском Союзе, разработали интересную систему развивающих игр.
Основная часть
Эти «Чудо – кубики» – одна из самых популярных игр Никитиных, которую очень любят дети и даже взрослые.
Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия.
Осваивать данную развивающую технологию можно начинать с детьми раннего возраста: находить грань нужного цвета и строить различные дорожки.
К развивающим кубикам созданы иллюстрированные альбомы с заданиями, которые перед вами, и вы можете с ними ознакомиться. Малыши узор выкладывают на рисунок-задание. Например: Сколько флажков на картинке? Чем они похожи? Чем они отличаются?
Давайте попробуем наложить кубики на флажки.
Подрастая, дети учатся составлять узоры гладя на карточку – картинку сначала из 4 кубиков, потом из 9 и из 16. Применение этих кубиков безгранично.
Практическая часть
Уважаемые коллеги, предлагаю вам поиграть. У вас на столах набор кубиков.
Задание №1.
1. Построить квадрат, у которого правая половина синяя, левая – желтая.
2. Построить квадрат, у которого все углы разного цвета.
Из четырех кубиков узоры вы составляете быстро и правильно, а теперь попробуем составить узор из 9 кубиков.
Задание № 2.
1. Построить большой квадрат белого цвета: 3 кубика в длину, 3 – в ширину.
2. Правый верхний угол – красный, левый нижний – синий, правый нижний – желтый.
Задание № 3.
1. Построить дорожку из 9 кубиков: первый кубик – синий, второй – желтый, третий – красный, четвертый – синий, пятый – желтый. Продолжите узор. Ну что получилось? Молодцы!
Уважаемые коллеги, предлагаю вам ещё поиграть в кубики.
Я буду загадывать вам загадки, ответ говорим хором и показываем грань нужного цвета. Запомнили правила игры? Слушайте загадки внимательно.
1. У светофора глаз — один,
Остановит сто машин.
Ехать на него опасно.
Цвет у глаза очень
Ответ: красный
2. Что зимой летит к нам с тучи –
Белый, легкий и могучий?
Ответ: снег.
3. Им часто море называют.
Кто цвет возьмёт и отгадает?
Ответ: синий цвет
Правильно, море синего цвета.
4. Молодцы, вот ещё загадка
У вас ответ найдётся,
- Цвет, какой имеет солнце?
Ответ: жёлтый цвет
Правильно, покажите на кубике жёлтое солнце
5. Солнце светит и сверкает
Воду в море согревает?
Я вижу, что моя загадка вызвала у нас затруднение, одной гранью кубика можно показать сразу два цвета.
А сейчас у вас на столе предложены карточки с узорами из всех серий. Давайте попробуем сложить кубики по схемам. (Сначала с простого уровня из 4 кубиков, затем средний уровень из 9 кубиков и сложный из 16 кубиков).
Перед вами лежат схемы букв, давайте попробуем сложить их и посмотрим, что за слово у нас получится. («ЭКОЛОГИЯ»).
Молодцы, справились со всеми заданиями.
Спасибо, уважаемые коллеги. Я думаю, вам понравилось играть с кубиками.
Таким образом, играя с кубиками, дети научатся понимать схемы, распознавать реальные предметы в абстрактных рисунках. Так же с помощью кубиков можно изучать, цифры, буквы и даже придумать свою собственную картинку.
Заключительное слово.
Развивающие игры Никитиных рассчитаны на совместную игру ребенка и взрослого. Степень их вариативности высока, их можно подстраивать под себя, под свой уровень и интересы. Каждая игра предоставляет возможность подумать над тем, как ее усовершенствовать.
Рефлексия
В заключении нашей встречи предлагаю вам построить башни эмоций. Грани красного цвета – вам понравился данный мастер-класс; грани синего цвета – вам понравилось и вы бы еще хотели увидеть мастер-класс по данной теме; грань желтого цвета – испытывали трудности.
Я вижу, что данный мастер класс вам понравился. Уважаемые коллеги, спасибо за внимание! Надеемся, что вам было интересно и вы не зря потратили своё время!
Список используемой литературы и интернет - ресур
сов[/b]
1. Никитин Б. П. «Ступеньки творчества или развивающие игры». — М. : Просвещение, 1991. изд. 6 испр. доп. с новым выступлением Световид, 2009г.
2. Никитин Б. П. «Интеллектуальные игры». — М, Гея, 1994г.
3. Никитин Б. П. Развивающие игры. - М. : Педагогика, 1985г.
4. http://nikitiny.ru/slozhi-usor