Татьяна Чернышова
Консультация «Игровая деятельность»
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту, способ усвоения общественного опыта.
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Складывается та нравственная основа, с которой ребёнок живет в игре и на которую начинает опираться в своей повседневной жизни. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности.
Публикация «Консультация „Игровая деятельность“» размещена в разделах
В педагогической литературе последних лет неоднократно поднимался вопрос о том, что в детском саду игра не достигает должного уровня и постепенно уходит из жизни детей; жизнь детей в детском саду организованна так, что на игру не остается времени.
Точно так же как и взрослый человек должен работать, ребёнку необходимо играть. Игра ребёнка – тоже самое, что и работа для взрослых людей. Игра сама по себе полезна и продуктивна. Играя, дети учатся, прежде всего, развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете. Умственные и физические навыки ребёнка, и его способности, и го обычная психическая реакция – всё это глубоко обусловлено характером игры.
Многое определяет конкретная тактика поведения взрослого в совместной игре с детьми. Развитие игры прослеживается в условиях её формирования взрослыми – родителями и воспитателями.
Овладение игровыми действиями – процесс сложный и зависящий от многих причин, в том числе и от умения взрослого опираться на детский опыт, находить пути индивидуального подхода к ребёнку.
Руководя играми малышей, воспитатель стремиться не только обучать их игровым умениям и навыкам, но и управлять детскими взаимоотношениями. Для этого используются различные приемы: создание атмосферы доброжелательности, сердечности; участие воспитателя в игре; положительная оценка взрослыми действий ребёнка.
Существенное значение в формировании игровой деятельности приобретает правильная организация предметно-игровой среды. Правильное сочетание игрушек, предметов-заместителей, воображаемых предметов, ролевых атрибутов необходимо для развития подлинно самостоятельной игры.
– игра детей будет свободной, творческой, активной и фактором развития при условии изменения традиционных форм организации и руководства ею.
Если педагог ориентируется на формирование постепенно усложняющихся способов игровой деятельности, если исключается формализм в передаче игровых умений, то игра входит в жизнь детского коллектива.
Руководя играми малышей, воспитатель стремиться не только обучать их игровым умениям и навыкам, но и управлять детскими взаимоотношениями. Для этого используются различные приемы: создание атмосферы доброжелательности, сердечности; участие воспитателя в игре; положительная оценка взрослыми действий ребёнка.
Развитие игры зависит, в первую очередь, от деятельности воспитателя, от его умения играть с ребенком на уровне партнера-сверстника; от создания игровой среды, необходимой для развития подлинно самостоятельной игры; а так же от знаний детей об окружающей их действительности, которые необходимо постоянно пополнять, и от развития воображения ребенка.
Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с ними. Чрезвычайно важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в игру, является сам характер поведения взрослого. Воспитатель, общаясь с детьми на занятиях, в различные режимные моменты, занимает позицию учителя, то есть требует, задает, оценивает. Такая позиция необходима для реализации воспитательного процесса. Но в совместной игре с детьми педагог должен сменить её на позицию «играющего партнёра», с которым ребёнок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из неё, ощущал бы себя вне оценок. Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет настоящей игрой, если ребёнок почувствует не моральное превосходство воспитателя, которому надо подчиняться, а лишь превосходство «умеющего интересно играть» партнера.
Как в совместной игре с детьми, так и при создании условий для их самостоятельной игры совершенно недопустимы со стороны взрослого принуждение, диктовки тем, игровых ролей, формы игры.
В педагогическом процессе по отношению к игре необходимо различать две тесно связанные ситуации:
• Формирование игровых умений в процессе совместной игры воспитателя с детьми, где взрослый является играющим партнёром;
• Формирование самостоятельной детской игры, в которую воспитатель непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для её активизации и использования детьми уже имеющихся в их арсенале игровых умений. Неправильно было считать, что в младшем дошкольном возрасте детей надо учить играть, а в старшем они должны играть только самостоятельно.
На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен включать моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создания условий для самостоятельной игры дошкольника.
Автор: Чернышова Татьяна Петровна