Гафурова Нурфия
Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста. Планирование занятий по теме «Играя, познаём природу»
Примерное содержание экологического образования для детей 2-3 лет.
Сентябрь.
1. Адаптация, диагностические наблюдения.
2. Занятие №1. Тема: знакомство с корнеплодами репы и моркови.
Цель. Учить различать морковь и репу; знать названия корнеплодов, их сенсорные характеристики: морковь длинная, красная, твёрдая, гладкая, сладкая и вкусная; репа круглая, жёлтая, твёрдая, гладкая, вкусная. Развивать различные ощущения детей, их речь: умение слышать воспитателя, повторять за ним определения предметов
Публикация «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста, Планирование занятий по теме „Играя, познаём природу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планирование. Планы работ
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
3. Наблюдение: знакомство с воробьём (воробей летает, на земле прыгает, ищет пищу, их нельзя пугать).
Октябрь.
1. Наблюдение: «К берёзе в гости». Цель: познакомить детей с берёзой; учить различать и называть его, видеть красоту и любоваться; воспитывать бережное отношение к деревьям.
2. Занятие№2. Тема: знакомство со свеклой и картофелем.
Цель. Учить различать овощи – свеклу и картофель, знать их названия, особенности формы, цвета, вкуса. Развивать сенсорные ощущения детей, умение слышать воспитателя, отвечать на вопросы.
3. Занятие №3. Тема: знакомство с помидором, огурцом, капустой.
Цель. Учить различать овощи по форме, цвету, вкусу, твёрдости (огурец продолговатый, зелёный, твёрдый; помидор круглый, красный, мягкий; оба овоща гладкие, прохладные на ощупь; капуста большая, круглая, с листьями, не гладкая; капуста и огурец хрустят на зубах). Знать их названия, знать, что их можно есть. Развивать сенсорные ощущения детей, умение слышать воспитателя, отвечать на вопросы.
4. Наблюдение и беседа об осени. Цель: познакомить со временем года – осень и его характерными признаками; рассказать о сезонных изменениях в природе, учить видеть красоту природы.
Ноябрь.
1. Наблюдение за берёзой, у которой уже опали листья.
2. Опыт с песком и водой. Цель: познакомить детей со свойствами песка и воды; сухой песок рассыпчатый, если его полить водой, он становится мокрым; из мокрого песка с формочками можно сделать различные куличики и т. п. Вода жидкая, его можно переливать из одной посуды в другой.
3. Занятие №4. Тема: знакомство с куриным семейством.
Цель. Дать первоначальное представления о составе куриной семьи (петух и курица с цыплятами, их внешних отличиях: петух большой, у него на голове гребешок, бородка; у него пышный хвост, яркое оперение; курица большая, но хвост и гребешок у неё меньше, чем у петуха; петух – это папа, курица – мама; у них есть дети – цыплята, они маленькие, круглые, пушистые, бегают за курицей, прячутся под её крыло. Учить детей узнавать их на картине и в игрушечном изображении, узнавать звуки, которые издают петух, курица, цыплята, подражать им. Развивать умение слышать воспитателя, подражать словам, звукосочетаниям, движениям.
4. Занятие №5. Тема: знакомство с фруктами.
Цель. Учить различать яблоко, грушу; знать названия плодов, их сенсорные характеристики (яблоко круглое, красное, жёлтое или зелёное, твёрдое, имеет приятный запах, кисло-сладкий вкус; груша круглая и чуть вытянутая кверху, жёлтая, мягкая, сочная, сладкая). Развивать различные ощущения детей – зрительные, тактильные, вкусовые и обонятельные; развивать речь, умение слышать воспитателя, повторять за ним определения предметов. Актуализировать знания об овощах – вспоминать и назвать знакомые плоды.
Декабрь.
1. Наблюдение-знакомство с зимой.
Цель. Познакомить детей со временем года – зима и его характерными признаками; рассказать о сезонных изменениях в природе, способствовать умению любоваться красотой природы.
2. Наблюдение: «Как узнать ёлку?»
Цель. Показать детям новое дерево, назвать его, объяснить, чем оно отличается от берёзы (зелёное, колючее); дать почувствовать, что оно красивое, вызывает радостные чувства.
3. Опыт со снегом «Как снег становится водой».
Цель. Показать, что снег в тепле тает и становится водой, в талой воде есть мусор, она грязная.
4. Праздник новогодней ёлки для кукол.
Январь.
1. Занятие №6. Тема: «В гостях у зайчика».
Цель. Формировать представление детей о диких животных (могут жить в лесу, потому что находят там пищу). Познакомить с зайцем, с природными условиями его обитания.
2. Занятие №7. Тема: «Рыжая плутовка».
Цель. Продолжить знакомство с дикими животными. Обратить внимание на то, что в лесу живут разные животные. Познакомить детей с лисой, с условиями её обитания в природе.
3. Наблюдение: «Кто прилетает на участок и на кормушку?»
Цель. Учить замечать птиц в ближайшем окружении: на деревьях, крыше, заборе, дорожках, в небе. Учить замечать птиц, которые садятся на кормушку или ожидают корма вблизи неё. Вызвать интерес к их поведению, учить выделять отдельные действия (прыгают, вспорхнули, улетели, клюют и т. д.). Начать учить детей различать птиц – ворон, воробьёв.
Февраль.
1. Занятие №8. Тема: «Серый волк – сердитый волк»
Цель. Уточнить и расширить представление детей о волке как о диком животном: живёт в лесу, сам находит себе пищу. Закрепить названия диких животных, особенности их внешнего вида.
2. Занятие №9. Тема: «Пёсик, пёсик мой дружок»
Цель. Уточнить и расширить представление о собаке как о домашнем животном (живёт вместе с человеком, охраняет дом и хозяина; человек любит своего помощника, заботится о нём – кормит, ухаживает, ласкает).
3. Занятие №10. Тема: «Кисонька – мурысонька».
Цель. Уточнить представления детей о кошке как о домашнем животном (живёт вместе с человеком, ловит мышей, радует человека своим присутствием; хозяин заботится о ней). Воспитывать чувство доброты к живым существам; их нельзя обижать.
4. Наблюдение: «Какие воробьи? Какие вороны?».
Цель. Учить различать воробья и ворону по размеру и окраске (воробьи маленькие, коричневые, летают стайкой, садятся на кормушку и клюют корм; ворона большая, чёрно-серая, летает чаще всего одна, на кормушку не садится); знать названия птиц. Воспитать чувство заботы о птицах.
Март.
1. Наблюдение: «Вода – друг человека»
Цель. Показать, что в тёплой воде можно мыть посуду, игрушки – они станут чистыми. Вода нужна всем для того, чтобы мыть разные предметы.
2. Знакомство с комнатным растением – фикусом.
Цель. Познакомить детей с комнатным растением – фикусом, научить показывать у растения стебелёк, листья. Вызвать интерес к выращиванию комнатных растений и заботу о них.
3. Наблюдение-знакомство с весной: «Пришла весна – красна»
Цель. Познакомить детей со временем года – весной, её характерными признаками. Понаблюдать за таянием снега, появлением проталин.
4. Наблюдение: «Ручейки».
Цель. Сформировать представление детей о ручейках, о способах их образования. Прислушаться к журчанию ручейков.
Апрель.
1. Наблюдение за берёзой (какие изменения произошли).
2. Знакомство с комнатным растением – бальзамином.
Цель. Познакомить детей с комнатным растением – бальзамином, пробудить интерес к выращиванию растения. Научить показывать у растения стебелёк, листок, цветок. Воспитывать бережное отношение к растениям.
3. Занятие №11. Тема: «Коровушка».
Цель. Познакомить детей с домашним животным – коровой, расширить представление о ней. Научить узнавать и называть её, обратить внимание на внешний вид; рассказать о ней. Развивать речь детей.
4. Занятие №12. Тема: «Насекомые»
Цель. Познакомить детей с бабочкой, расширить знания и представления о ней. Обратить внимание на внешний вид насекомых. Воспитывать бережное отношение к живым существам.
Май.
1. Наблюдение: «Знакомимся с одуванчиками»
Цель. Показать новое растение, сообщить его название, выделить характерные особенности (желтый пушистый цветок, стебель длинный, гладкий). Воспитывать эмоциональный отклик на красоту растения.
2. Занятие №13. Тема: «Собаки, кошки, мышки. Сравнение и игра».
Цель. Уточнить и закрепить представления детей о собаках и кошках. К чужим, незнакомым животным подходить нельзя – собака может укусить, а кошка оцарапать.
3. Наблюдение: «Одуванчиков много – они разные и красивые».
Цель. Показать превращение одуванчиков – жёлтых цветов в пушистые шарики; красоту поляны, на которой много зелёной травы и жёлтых одуванчиков.
4. Экскурсия-наблюдение за цветением деревьев (яблоня и вишня)
Цель. Познакомить детей со цветущими на территории детского сада яблоней и вишней; развивать сенсорные знания. Учить видеть красоту цветущих растений.
5. Диагностические наблюдения.