Татьяна Терехова
Игра как эффективная форма развития и коррекции психических процессов дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Особое место в жизни ребенка занимает игра. Наиболее эффективным средством развития, отвечающим возрастным особенностям дошкольников, является игровая деятельность. В процессе игры у ребенка формируются психические процессы. Обучение в форме игры интересное и занимательное. Ребенок в детском саду должен пребывать в психологически комфортной среде, дающей возможность личностного развития.
Публикация «Игра как эффективная форма развития и коррекции психических процессов дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
На занятиях создается образовательная, развивающая среда, способствующая развитию речи дошкольников через игру.
В играх развиваем высшие психические функции у детей (внимание, воображение, мышление, речь и т. д.)
- Формируем коммуникативные навыки и представления об окружающем мире.
- Расширяем возможности социализации детей.
В игре удовлетворяются потребности ребенка: в движении, познании, общении, самореализации, свободе, самостоятельности, радости, удовольствии.
Я использую развивающую игру «Слоги на дороге».
В ненавязчивой форме создают у ребенка мотивацию к изучению букв, поддерживают первые попытки чтения.
В форме игровых ситуаций отрабатывают у детей умения и навыки чтения слогов со стечениями согласных.
В набор входит:
- 2 игровых поля (первое – со звонкими согласными и гласными и второе – с глухими согласными и гласными, составляющими слоги: каждое поле состоит из 7 горизонтальных «дорог» и 10 вертикальных «дорожек»,
- 10 карточек с изображениями дорожных знаков (предписывающие, предупреждающие и др.)
- Набор контурных букв русского алфавита.
Машинка и игрушка для передвижения по игровому полю, кубик для определения количества шагов – «передвижений» по нему, взрослый подбирает самостоятельно.
Правила игры.
• Можно передвигать по игровому полю машинки или игрушки, бросая кубик. На игровом поле написаны слоговые ряды – «пробегая» или «проезжая» по ним, ребенок сначала повторяет вслед за взрослым слог.
• Чтение при этом осуществляется «глобально», не побуквенно, а всего слога целиком – на основе зрительного восприятия.
• Если ребенок не умеет читать, то вслед за взрослым повторяет те же слоги. Однако дети, играя вместе, начинают их запоминать. Поэтому при прохождении второй и третьей дорожки они уже быстрее ориентируются на знакомые буквы, которые повторяются как по вертикали (гласные, так и по горизонтали (согласные). Появляются элементы аналитического чтения.
Ребенок, проезжая машинкой по игровому полю, присоединяет контурную букву к слогу и читает получившийся слог или повторяет его за взрослым. Можно также ввести в игру карточки с дорожными знаками и передвигаться по игровому полю, ориентируясь на них.
Выкладываем 2 карточки с изображением изменения громкости голоса. Ребенок, проезжая машинкой по игровому полю, произносит слоги громко или тихо. Развиваем силу голоса.
Ребенок передвигается игрушкой по игровому полю и читает слоги или повторяет за взрослым.
Использую игры с песком: «Найди спрятанную букву», «Нарисуй букву на песке».
Ребенок находит спрятанную букву в песке и придумывает слово на эту букву. Затем дети изображают на песке руками образ буквы.
В результате снижается уровень мышечной зажатости, психоэмоционального напряжения.
- Происходит обогащение игрового опыта и, как следствие, творческой активности и самостоятельности в игре.
- Развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
- В играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а главное для учителей – логопедов – речь и моторика.
Игра «Веселые человечки».
Цель: развитие интеллектуальной и познавательной активности. Закрепление знаний о буквах.
Педагог просит детей внимательно рассмотреть человечка и назвать части тела или лица. Каждая часть тела или лица выражена в определенной букве.
Для большинства детей ведущий канал восприятия окружающего мира – зрительный, что еще раз подчеркивает необходимость включения в систему работы игровых приемов активизации зрительного анализатора.
Выполняем с детьми дыхательную гимнастику в игровой форме.
Дети с помощью трубочек дуют на мячики, перемещая их в воде. Делаем нерезкие плавные вдохи и выдохи.
Развиваем фонематический слух, различаем твердые и мягкие согласные звуки с помощью игровых приемов.
1. Педагог произносит слоги или слова с твердыми и мягкими согласными звуками, а ребенок опускает фишки (зеленые треугольники или синие кружочки) в формочки синего или зеленого цвета.
2. Педагог произносит слоги или слова с твердыми и мягкими согласными звуками, а ребенок дотрагивается до губки, если услышит мягкий согласный звук, если слышит твердый согласный звук – касается камней.
Используем логопедические игры с водой «Звук потерялся». Определяем позицию звука в слове.
Под контейнером с водой находится схема слова. Ребенок произносит слово и определяет позицию звука в слове. Затем ставит игрушку в контейнере с водой в соответствующее «окошко» схемы.
Так что же значит игра для дошкольника? Именно в игре формируются личностные черты ребенка, он учится коммуникабельности, проявлять свои способности, получать знания и находить решения, начинает стремиться к успеху. Кроме того, ребенок, который в детстве играл в различные игры, более уверен в себе, у него хорошо развито воображение и любознательность и умение придерживаться определенных правил.