евгения михальченко
Игра как средство самореализации детей
▼ Скачать + Заказать документы
"Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности"
В. А Сухомлинский |
Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. В чем же она заключается? Впервые ребенок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых. Идеальной формой, с которой ребенок начинает взаимодействовать, становится мир социальных отношений, существующий в мире взрослых людей. Идеальная форма, это та часть объективной действительности (более высокая, чем уровень, на котором находится ребенок, с которой он вступает в непосредственное взаимодействие; эта сфера, в которую ребенок пытается войти. В дошкольном возрасте этой идеальной формой становится мир взрослых людей. Здесь дошкольный возраст вращается как вокруг своего центра вокруг взрослого человека, его функций, его задач. Взрослый здесь выступает в обобщенной форе, как носитель общественных функций в системе общественных отношений. Противоречия этой социальной ситуации развития в том, что ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, основная его потребность – жить вместе с окружающими людьми, но это осуществить в современных исторических условиях невозможно: жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром. Как же осуществляется эта связь? Велик разрыв между реальным уровнем развития и идеальной формой, с которой ребенок взаимодействует, поэтому единственная деятельность, которая позволяет смоделировать эти отношения, включиться в уже смоделированные отношения и действовать внутри этой модели, - это игровая деятельность.
Публикация «Игра как средство самореализации детей» размещена в разделах
Тема данной работы посвящена игре, - как игра может корректировать агрессию ребенка в дошкольном возрасте.
Игра – ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста. Игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором техническая сторона минимальна, сокращены операции, условны предметы. Однако игра дает возможность такой ориентации во внешнем, зрительном мире, которой никакая другая деятельность дать не может. Все типы деятельности ребенка дошкольного возраста, за исключением самообслуживания, носят моделирующий характер. Сущность всякого моделирования, состоит в воссоздании объекта в другом, не натуральном объекте, в результате чего в объекте выделяются такие стороны, которые становятся предметом специального рассмотрения, специальной ориентировки.
На современном этапе самый актуальный вопрос: как игра способствует формированию человеческих отношений. Каким образом корректирует психическое развитие детей. Как через игру ребенок осваивает действительность путем ее воспроизведения, моделирования.
Какова структура развернутой формы игры? Единица, центр игры – роль, которую берет на себя ребенок. В детском саду в игре есть все профессии, которые имеются в окружающей действительности. Но самое замечательное в игре то, что, взяв на себя функцию взрослого человека, ребенок воспроизводит его деятельность.
Таким образом, мы можем сформулировать следующую проблему и определить круг вопрос, необходимых для ее решения. Как такая форма деятельности, как игра помогает моделировать детям смыслы человеческого существования и те формы отношений, которые существуют в обществе? В чем заключается центр и смысл игры? Почему дети, создавая специальную игровую ситуацию, замещая одни предметы другими, замещая реальные действия сокращенными, воспроизводят основные смыслы человеческой деятельности и усваивают те формы отношений, которые будут реализованы, осуществлены в последствии. Каким образом происходит воспитание детей через игру? Каким образом игра корректирует агрессивное поведение детей и способствует выработке у них терпимости и взаимовыручки.
Предметом исследования в данной работе является игра (или ребенок). Именно она определяет круг проблем. В отличие от других видов деятельности в дошкольном возрасте у игры нет своего продукта, - это ориентировочная деятельность в собственном и полном смысле слова. В игре происходит ориентация ребенка в смыслах взрослой серьезной человеческой деятельности. В игре перед ребенком выступает система отношений людей друг к другу.
В современной литературе описано множество теоретических подходов к пониманию проблемы игры и ее воздействия на психику ребенка. В данной работе использованы работы авторов, которые, как кажется, близки друг другу в одном общем подходе: они признают, что – игра это ведущая деятельность, она дает возможность ребенку ступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, в которые в реальной жизни ребенок ступить не может. Материал, использованный в данной работе основан на классических исследованиях основоположников современной психологической и педагогической наук: Л. С. Выготского, А. Н. Леоньтева, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, А. П. Усовой, Г. В. Плеханова, Н. Д. Ушинского и др., позволяет понять особенности происхождения и развития игры, ее виды и строение у современных детей.
Н. Д. Ушинский отмечает, что «игра – развитие души», а Л. С. Выготский охарактеризовал игру как первую школу воспитания ребенка, как арифметику социальных отношений.
Наиболее подробное определение понятию «игра» дает В. И. Даль в своем Толковом словаре живого великорусского языка. «Игра… то, чем играют и во что играют : забава, установленная по направлениям, и вещи, для того служащие».
А. Н. Леонтьев считает, что игра – свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов». Но как бы различные авторы ни трактовали термин «игра», она всегда являлась одной из ведущих форм развития психических функций человека и способом реального познания мира. Игра – это вид деятельности, возникающий на определенном этапе онтогенеза и направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
С термином «игра» тесно взаимосвязан термин «игровая деятельность». В человеческой практике игровая деятельность занимает ведущее место, особенно в детском возрасте, и ей присущи такие функции, как: развлекательная, социокультурная, диагностическая, коррекционная, коммуникативная, социализирующая, воспитательная, познавательная, самореализации, игротерапевтическая. Последняя из вышеназванных играет немаловажное значение, так как способствует преодолению различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности ребенка.
Самая главная цель работы – показать, что игровая деятельность является важным средством овладения различными жизненными ситуациями. Что в процессе игры не только реализуется и стимулируется способности ребенка, но и активизируется сознание, раскрепощается подсознание. Именно игровая деятельность способствует преодолению и предупреждению различных отклонений в поведении ребенка, а именно агрессивного поведения. для раскрытия цели работы можно выделить следующую задачу – опираясь на современные достижения педагогики и психологии ответить на актуальные вопросы.