Елена Самойленко
Игра и игровые упражнения для снятия психоэмоционального состояния у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Нагрузка современных дошкольников иногда удивительна. Они посещают детские сады, различные кружки: танцевальные, театральные, музыкальные, цирковые, художественные и т. д. и спортивные секции, Кроме того, почти как все взрослые, они должны быть вовремя везде. Нервное напряжение родителей также передается детям, добровольно или невольно вовлекая детей в круг своих забот, которые непосильны для детского восприятия. Кроме того, некоторые родители, которые забывают, что способности ребенка не безграничны, рассматривают их как часть домашней учебной программы, что приводит к дополнительным психологическим проблемам для них. Когда дети получают большое количество информации, они становятся физически и эмоционально уставшими.
Публикация «Игра и игровые упражнения для снятия психоэмоционального состояния у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Кроме того, плохое питание, нарушения в организации сна, ограниченная свобода движений, реакция организма на погоду и нерешенные детские проблемы также могут стать источником психоэмоционального стресса. Стресс, испытываемый организмом ребенка, негативно влияет на его здоровье.
По мнению многих исследователей, основной причиной напряженности является неудовлетворенная потребность. Основными признаками эмоционального стресса у детей дошкольного возраста являются :
1. Плохой сон. Ребенок едва засыпает и очень беспокойно спит.
2. Детская усталость после тренировки.
3. Нерациональная чувствительность, частые слезы по незначительной причине или, наоборот, агрессия.
4. Невнимательность, забывчивость, неуверенность в себе. Ребенок в этом состоянии обычно ищет одобрения и поддержки со стороны взрослых, «давит» на них.
5. Кривляние и упрямство. Сложность в дисциплине.
6. Дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с половыми органами, ночное и даже дневное недержание мочи.
8. Потеря веса или, наоборот, увеличение веса.
9. Нарушения памяти, трудности в воображении, плохая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало активность.
Проблема предотвращения и коррекции психоэмоционального стресса у детей также связана с постоянной занятостью родителей, нежеланием и неспособностью общаться и понимать своего ребенка, и с большим потоком информации с экранов телевизоров и компьютеров, в основном ненужных для ребенка; и с неспособностью детей общаться и находить выход из конфликтных ситуаций. Современный мир предъявляет высокие требования к ребенку и предлагает учебную деятельность с раннего детства. Чтобы соответствовать этим требованиям, у ребенка совершенно нет времени на основную деятельность, в которой он непосредственно развивается и приобретает социальный опыт. Эти проблемы могут быть усугубляться - плохая рациональная диета, плохо организованный сон, отсутствие свободы движений, реакция организма на погоду – все это также может быть источником психоэмоционального стресса.
Есть много рекомендаций по снятию стресса. Например, Ю. С. Николаев и Е. И. Нилов рекомендует реагировать на неприятную ситуацию с улыбкой и шуткой. Психиатр В. Леви предложил выбрать идеального героя с веселым и добрым характером. Хороший эффект от установления отношений, например в семейной жизни, дает игра «Я – ты, ты – я», когда в течение некоторого времени родители и дети меняются ролями и пытаются реагировать на различные ситуации с этих позиций. Но дело в том, что все эти и подобные рекомендации заставляют человека подавлять реакцию на раздражение и тем самым лишают его разряда. Из-за специфики возрастных особенностей (в первую очередь, из-за небольшого жизненного опыта, это чрезвычайно сложно для детей, а отсутствие выделения часто приводит к неврозу.
Риск стрессового состояния особенно велик в детстве, если нарушено условие нормального физического развития. Наука давно доказала взаимозависимость физического здоровья и психического состояния человека. Чувство физического здоровья, физических способностей и физического благополучия способствует устойчивому чувству комфорта. Известно, что душа и тело вместе реагируют на любое событие.
Стрессы, испытываемые детским организмом, негативно влияют на его здоровье. Поэтому при работе с дошкольниками необходимо использовать упражнения (игры) для снятия эмоционального напряжения. Что это?
Эмоция понимается как переживание собственного состояния. Все эмоции можно разделить на две большие группы, то есть приятные и неприятные. Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребенку адаптироваться к конкретной ситуации. Эмоции ребенка – это «сообщение» окружающим его взрослым о его состоянии.
Дети в возрасте от 4 до 5 лет уже способны распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние и эмоциональное состояние своих сверстников и выражать свое отношение к ним. Ребенок дошкольного возраста понимает, что его друг расстроен, обижен или напуган. В результате эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и связей. Если вы наблюдаете за развитием ребенка, то легко заметите, что способность чувствовать в нем возникает раньше, чем способность мыслить. У ребенка чувство обычно преобладает. Язык чувств у ребенка понятнее и ближе, чем язык мышления. Помимо высокой восприимчивости, эмоции детей охватывают всю личность. Сильные эмоциональные переживания приводят к более быстрому стрессовому состоянию ребенка и способствуют истощению нервной системы. Тот же травмирующий эффект оказывает быстрое изменение эмоций, особенно с положительных на отрицательные.
Поэтому ребенок нуждается в эмоциональных переживаниях и ограничивает его таким образом, чтобы разорить его жизнь, исказить его характер. А. Н. Леонтьев писал о сложности эмоционального мира детей и влиянии на него взрослых. А. Р. Лурия, П. Я. Гальперин, Б. В. Зейгарник. Они считали, что взрослый должен не только увидеть сам факт эмоционального переживания ребенка, но и определить его причину. Это не простая задача, поскольку опыт может быть ненужным и немотивированным. Многие современные программы в основном направлены на развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, мышление, но вместе с этим необходимо уделять внимание развитию способности общаться, понимать чувства других людей, сопереживать им, адекватно реагировать в трудных ситуациях и найти выход из конфликта. В общем, научить детей умению управлять своими эмоциями.
Изучив литературу по этой теме, мы пришли к выводу что, наиболее эффективным методом развития эмоций у детей является игровая терапия, потому что игра естественным образом адаптируется к жизни детей и, как занятие Главное, игра способна вносить позитивные изменения в эмоциональную сферу ребенка, формируя новые формы поведения. Игровая терапия не меняет и не реконструирует ребенка, не учит его особым поведенческим навыкам, а просто позволяет жить в игровых ситуациях, которые пугают, волнуют ребенка, в то время как он чувствует полную поддержку и внимание взрослого. Игры основаны на материалах, близких и понятных детям, в отношении вопросов, которые их волнуют. Такие игры могут проводиться как индивидуально, так и коллективно. Наблюдая за тем, как дети выполняют веселые игровые задания, можно в определенной степени оценить уровень физической подготовленности, степень развития физических качеств, уровень зрелости нервных процессов.
Продолжительность игр зависит от их содержания и может варьироваться от 1 до 2 минут. Общая продолжительность игр составляет в среднем 4-6 минут. Вы можете играть в игры с музыкальным сопровождением или без него. Но так как игровые задачи строго ограничены во времени, требуется четкий звуковой сигнал (гонг). Игры не должны повторяться (иногда, чтобы заинтересовать детей. Поэтому их должно быть много в арсенале учителей.
Преимущество метода игровой терапии заключается в том, что он не требует специальных средств, оборудования и обучения. Игровая терапия органично включена в распорядок дня. Обычные педагоги могут работать над этой техникой, потому что главное для достижения результатов - не психологические знания, а способность тонко чувствовать состояние ребенка и говорить с ним на одном языке. И это главное в работе каждого педагога.
Игровые приемы, используемые педагогом-психологом в своей работе, увлекательны для детей, дети с удовольствием трансформируются и входят в этот образ. Новые игры способны заинтересовать ребенка, что позволяет ему хорошо отдыхать. Эффект от урока сразу заметен. Об этом можно судить по внешнему виду ребенка: спокойное выражение его лица, даже ритмичное дыхание, вялые послушные руки, тяжело падающие, у некоторых зевание, сонливость и т. д. Ежедневные упражнения, включенные в режим дня, позволяют достичь более спокойное и сбалансированное состояние. У детей устраняются повышенная раздражительность и гнев, чрезмерная тревога и страхи, а также напряжение.
В работе педагога-психолога есть много способов предотвращения и коррекции психоэмоционального стресса : это игровая терапия, песочная терапия, сказочная терапия, арт-терапия и многие другие.
Комплекс игр и игровых упражнений, которые можно использовать для профилактики психоэмоционального стресса у ребенка, создания у него положительных эмоций, его успокоения разнообразен.
• Релаксационные игры и упражнения. Они, помогают достичь состояния расслабления путем чередования интенсивного напряжения и быстрого расслабления основных мышц тела.
Начало научной разработки методов формирования состояния релаксации связано с именем известного психоневролога Э. Якобсона, который в 30-х годах установил существование ярко выраженной связи между повышенным тонусом скелетных мышц и различными формами негативного воздействия. Эмоциональное возбуждение: беспокойство, страх, смущение и т. д. Чтобы устранить эти неприятные ощущения, он предложил использовать серию простых физических упражнений для снятия напряжения с основных групп мышц тела (Jacobson, 1978).
Сущность предлагаемого способа заключается в снижении степени напряжения и последующего расшатывания (разрыхления) основных мышечных групп организма, что снижает эмоциональное напряжение. Другими словами, мышечное расслабление вызывает умственное расслабление.
Каждое упражнение состоит из чередующихся периодов максимального сокращения и быстрого расслабления определенной части тела после него.
• Дыхательная релаксация. Упражнения, которые помогают вам достичь состояния расслабления благодаря чередующемуся ритмичному дыханию и задержке дыхания.
• Релаксационные упражнения с элементами визуализации. Это необходимо делать с детьми, если они взволнованы, обеспокоены или устали. Это упражнения которые сопровождаются спокойной музыкой. Эти упражнения не только снимают мышечное напряжение, они также повышают самооценку ребенка и регулируют его отношения с окружающими. Регулярное применение программ успокаивает детей, позволяет расслабиться и раскрутить тело и голову. После упражнений очень полезно поговорить с ребенком так, как он себе представлял. Вы можете спросить о своем настроении или о том, что оно представляет в данный момент.
Вывод. Лучший способ снять стресс (нервный, физический и психический) - игры и различные игровые упражнения, которые могут устранить фактор раздражения. После их реализации ребенок становится спокойным и уравновешенным. Он начинает осознавать свои чувства. Ребенок начинает контролировать свои действия и эмоции, а также доминировать над своими чувствами. Релаксационные упражнения позволяют маленькому человеку сосредоточиться и снять волнение. Эти упражнения рекомендуются всем дошкольникам. Но они особенно важны для тех, кто подвержен частым заболеваниям, а также тревожным, возбудимым и гиперактивным детям.