Оксана Позднякова
Конспект НОД с применением нетрадиционных техник рисования по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский с ад № 9 г. Нижний Ломов
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»
с применением нетрадиционных техник рисования по сказке А. С. Пушкина
«Сказка о рыбаке и рыбке»
с детьми старшей группы
Подготовила и провела:
Публикация «Конспект НОД с применением нетрадиционных техник рисования по сказке А, С, Пушкина „Сказка о рыбаке и рыбке“ в старшей группе» размещена в разделах
- Золотая рыбка. ИЗО, поделки, рисование
- Золотая рыбка. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нетрадиционные техники рисования
- Пушкин А.С. ИЗО, творчество
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Рыбки. Рисование
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- «Сказка о рыбаке и рыбке», Золотая рыбка
- Темочки
Позднякова О. Е., воспитатель МБДОУ детского сада № 9
г. Нижний Ломов
Цель:
Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности дошкольников.
Задачи:
образовательные:
продолжать стимулировать и поддерживать самостоятельное определение замысла, стремление создать выразительный образ, выбирать наиболее соответствующие образу изобразительные техники и материалы, достигая результата поставленного детьми перед собой;
формировать умения смешивать краски для получения новых цветов и оттенков;
развивающие:
закреплять знания и умения детей в художественном творчестве с использованием нетрадиционных материалов;
развивать образное мышление;
воспитательные:
совершенствовать умения детей рассматривать рисунки, радоваться достигнутому результату, своему и своих друзей.
привлекать детей к участию в конкурсе, используя при этом созданные рисунки.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»
Методические приё мы:
•Музыкальное сопровождение.
•Словесный (беседа, объяснение, советы, напоминания).
•Наглядный (иллюстрации к сказке).
•Игровой (игра «Рыбки», пантомима по сюжетам сказки).
•Практический (пазлы, рисование нетрадиционными способами).
•Наблюдение за работой детей,
Оборудование: аудиозапись: А. Римский-Корсаков «Окиян – море синее», музыка из м/ф «Маша и медведь» - «Три желания», иллюстрации по сказкам. белый картон, восковые мелки (карандаши, акварель, гуашь, кисти№2, №5, печати из картофеля, ватные палочки, губка, салфетки, клей- карандаш, коробочка с украшением (звезды, пазлы по сказке «Сказка о золотой рыбке», иллюстрации.
Предварительная работа: рисование нетрадиционным способом моря, рыбок, слушание аудиозаписей сказок А. С. Пушкина, просмотр мультфильма: «Сказка о рыбаке и рыбке», интерактивные игры по сказкам, беседы по содержанию, рассматривание картин и иллюстраций русских художников.
Организационный момент:
Раздается телефонный звонок, воспитатель берет трубку, включая громкую связь.
Голос в трубке: Уважаемая, Оксана Евгеньевна, вас беспокоит методист Ольга Петровна. В детском саду будет проходить выставка детских рисунков по сказкам А. С. Пушкина, предлагаем детям вашей группы принять участие в этой выставке. Вы согласны?
Воспитатель: Я сейчас посоветуюсь с детьми (дети находятся в игровом уголке, воспитатель обращается к детям).
Воспитатель: Ребята, нам предлагают принять участие в выставке детских рисунков по сказкам А. С. Пушкина, вы согласны?
Дети: Да.
Воспитатель дает ответ по телефону: Мы согласны принять участие, а каковы условия выставки? (воспитатель включает громкоговоритель на телефоне)
Голос в трубке: Условия просты: вспомнить сказки А. С. Пушкина, любимых героев или самый интересный сюжет; использовать можно любые средства для рисования, желаем успеха!
Воспитатель: Спасибо!
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, а какие сказки А. С. Пушкина мы знаем?
1. Как называется сказка, которая начинается словами: три девицы под окном…
Дети:“Сказка о царе Салтане”
2. Как называется сказка, которая начинается словами: Жил старик со своею старухою у самого синего моря.
Дети:“Сказка о рыбаке и рыбке”?
3. Какими словами в сказке о мертвой царевне и о семи богатырях, царица обращалась к волшебному зеркальцу?
Дети: Свет, мой зеркальце, скажи…
Воспитатель: Хорошо, молодцы ребята, вы вспомнили некоторые сказки А. С. Пушкина, какую же из этих сказок, вы хотите нарисовать для участия в выставке? (предполагаемые ответы детей – «Сказка о рыбаке и рыбке»).
А вы помните, в “Сказке о рыбаке и рыбке” занятием старика было ловить неводом рыбу, а какую рыбу он поймал?
Дети: Он поймал золотую рыбку
Воспитатель: Мы, уже не раз, рисовали с вами разных рыбок. Каким цветом можно нарисовать волшебную, золотую рыбку?
Дети: Рыбку можно нарисовать желтым или оранжевым цветом.
Воспитатель: А какие цвета красок надо смешать, чтобы получился оранжевый цвет?
Дети: Если смешать красный с желтым, мы получим оранжевый цвет
Воспитатель: Хорошо, а чем можно нарисовать рыбку, какие материалы вы для этого будете использовать?
Дети: печатью картофеля, восковыми карандашами, ватными палочками, и т. д
Воспитатель: Ребята, какой техникой рисования вы будете пользоваться при изображении рыбки?
Дети: Техника -печати, тычки.
Воспитатель: А где живет золотая рыбка?
Дети: В море
Воспитатель: Какого цвета бывает море?
Дети: Море бывает синее, голубое, темно зеленое, с белой пеной).
Воспитатель: Как получить голубой цвет?
Дети: Надо смешать синий и белые цвета красок, тогда получим голубой цвет).
Воспитатель: Как нарисовать белую пену моря, если у нас нет белой краски? Дети: Сначала надо нарисовать море свечой, а потом синей краской и получим на месте свечи белую пену.
Воспитатель: Ребята, какую технику рисования вы можете использовать при изображении моря?
Дети: рисование по мокрому листу, тычки и печати).
Воспитатель: Ребята, чем можно нарисовать море?
Дети: Печаткой из картофеля, ватными палочками, восковыми мелками (карандашами) +акварелью, губкой, кистью).
Воспитатель: Молодцы ребята, вы вспомнили, какую технику и материалы можно использовать при изображении сюжетной картины по сказке о рыбаке и рыбке, а хотите вспомнить сюжеты «Сказки о рыбаке и рыбке»? (ответы детей).
Воспитатель: посмотрите на столе лежат наборы пазлов по сказке, можно выбрать и собрать любой сюжет, который будете потом рисовать. Для того, чтобы вы вспомнили, как выглядят сюжетные картинки с изображением героев и предметов в сказке о рыбаке и рыбке вам надо собрать сказочные пазлы. Вы готовы?
Дети: да
Собирают пазлы «Сказка о рыбаке и рыбке»
Воспитатель:
Ребята молодцы, у каждого из вас получилась сюжетная картинка с изображением эпизода из «Сказки о рыбаке и рыбке», и я предлагаю вам поиграть в пантомиму и изобразить собранный вами эпизод
Пантомима «Мой любимы эпизод из «Сказки о рыбаке и рыбке»»
(дети под музыкальное сопровождение изображают жестами и мимикой эпизод из сказки о рыбаке и рыбке : дед закидывает сеть в море, бабка сидит у разбитого корыта, дед поймал золотую рыбку, дед просит рыбку исполнить желание бабки, рыбка плавает в своем подводном мире, изба превращается в высокий терем и т. д.)
Воспитатель:
А сейчас, ребята после того, как вы: вспомнили сказку, её главных героев, вспомнили, как выглядит сюжетная картина с эпизодами из этой сказки, как можно нарисовать эту сказку, какие материалы и технику рисования вы можете использовать, для изображения моря, рыбки и всё, что вами задумано, я предлагаю вам, подойти к столу и выбрать фон для вашей сюжетной картины и материалы для работы.
Воспитатель: Ребята, чтобы нарисовать сюжетную картину, вы можете использовать различные материалы, лежащие перед вами, продумайте сюжет, который вы хотели бы нарисовать из этой сказки. Кроме того, у каждого из вас есть специальные украшения, и вы можете также использовать их для своей картины. Но сначала разогреем наши пальчики.
Пальчиковая игра
Пальцы обеих рук сложены щепотью (ныряющие рыбки).
Рыбки плавали, ныряли (круговые вращения кистями рук вправо)
В чистой тепленькой воде. (круговые вращения кистями рук влево)
То сожмутся (руки плотно сжимают,
Разожмутся (пальчики растопыриваются,
То зароются в песке. (переплетают пальцы правой и левой руки в замочек)
Самостоятельная деятельность детей
Дети рисуют, воспитатель помогает по просьбе детей советом, напоминанием исполнения выбранной техники изображения, во время самостоятельной деятельности используется музыкальное сопровождение.
Итог занятия
Воспитатель:
(релаксация)Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение! И тогда у нас все получится, как сегодня. Ребята посмотрите на наши работы. Какие яркие, интересные иллюстрации вы нарисовали к «Сказке о рыбаке и рыбке!»
Какие материалы вы использовали, при изображении сюжетной картины? Кто хочет рассказать? (рассказ детей о своих работах, 2-3 человека).
Довольны ли вы качеством своих рисунков?
Какой сюжет передали в своих рисунках? (2-3 человека по желанию рассказывают)
Чем больше всего понравилось рисовать? (2-3 человека по желанию рассказывают)
Что вам трудно было изобразить на рисунке? (2-3 человека по желанию рассказывают)
Как вы думаете, достойны ли ваши работы, для участия в выставке по сказкам А. С. Пушкина? (дети высказываются)
Воспитатель:Мне кажется, что все ваши работы достойны украсить выставку по сказкам А. С. Пушкина в детском саду. Молодцы! Хорошо потрудились.
Ребята, сейчас вы пойдете на прогулку, ваши работы останутся здесь, а когда подсохнут, мы их красиво оформим и отправим на выставку. (дети прощаются и уходят на прогулку).
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 9 г. Нижний Ломов
Анализ непосредственно образовательной деятельности
в старшей группе по образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»
с применением нетрадиционных техник рисования
по сказке А. С. Пушкина
«Сказка о рыбаке и рыбке»
Цели: уровень соответствия организации образовательной деятельности требованиям программы, соответствие содержания программных задач возрастной группе
Основные формы и методы контроля:
анализ организации воспитательно-образовательного процесса
1. На занятии использовались различные виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, художественная
2. При организации образовательной деятельности использовалось партнерская форма взаимодействия: взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе, в круге. Было разрешено свободное размещение и перемещение детей в процессе деятельности, свободное общение детей (рабочий гул)
3. Форма организации обучения были разнообразными: индивидуальная, подгрупповая, фронтальная
4. Задачи непосредственно образовательной деятельности.
побуждали детей самостоятельно добывать знания, использовать детьми приобретенный опыт. Задачи тесно взаимосвязаны между собой.
5. Задачинепосредственно образовательной деятельности:
образовательные:
продолжать стимулировать и поддерживать самостоятельное определение замысла, стремление создать выразительный образ, выбирать наиболее соответствующие образу изобразительные техники и материалы, достигая результата поставленного детьми перед собой;
формировать умения смешивать краски для получения новых цветов и оттенков;
развивающие:
закреплять знания и умения детей в художественном творчестве с использованием нетрадиционных материалов;
развивать образное мышление;
воспитательные:
совершенствовать умения детей рассматривать рисунки, радоваться достигнутому результату, своему и своих друзей.
привлекать детей к участию в конкурсе, используя при этом созданные рисунки.
Поставленные воспитателем задачи соответствовали возрасту воспитанников и были выполнены. Воспитатель проводил работу по расширению словаря и кругозора детей, стимулировала самостоятельное определение замысла детьми, помогала детям выбирать наиболее соответствующие образу изобразительные техники и материалы. Много внимания было отведено на развитие у дошкольников умения смешивать цвета, что позволило обогатить эстетический вкус дошкольников. Дети активно участвовали в беседе, свободно высказывались. Не боялись обратиться к воспитателю с вопросом. Помогали советом друг другу. Рисунки детей были сюжетными, цветовая гамма яркая, насыщенная.
6. Воспитатель использовал разнообразные методы, которые способствовали решению поставленных задач:
наглядные: демонстрация иллюстраций;
словесные: рассказ педагога, беседа, художественное слово
игровые: собирание пазлов, пантомима, пальчиковую игру.
При помощи игрового момента воспитатель, заинтересовала детей занятием. Вопросы по содержанию были четкие, понятные для детей. Дети активно участвовали в беседе, с удовольствием рисовали. Получились разные по сюжету рисунки. Воспитатель оказывала индивидуальную помощь, напоминала детям способы нетрадиционного рисования. Все приемы и методы работы на данном занятии соответствовали уровню подготовки детей.
7. Мотивация
игровая ситуация, игры, проблемная ситуация
8. Соблюдение гигиенических условий организации пространства группы соответствовало требованиям: помещение проветрено и сделана влажная уборка, освещение в норме, иллюстрации, музыкальное сопровождение, игры, оборудование для занятия подготовлены воспитателем заранее.
9. Интегрированная непосредственно образовательная деятельность: включала несколько образовательных областей, дополняющих друг друга: Художественно-эстетическую, Познавательную, Социально-коммуникативную, Речевую, что стало стимулирующим фактором совершенствования изобразительной деятельности детей, а также способствовало самовыражению в определении замысла, стремлении создать выразительный образ, выбирать наиболее соответствующие образу изобразительные техники и материалы, достичь результаты поставленные детьми перед собой.
Воспитатель имеет представление о материале, о котором рассказывает детям, владеет методикой проведения занятия по изодеятельности. Задачи занятия достигнуты.