Ольга Ярлыкова
Художественно-эстетическое развитие детей средствами изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила воспитатель
Второй квалификационной категории
Ярлыкова Ольга Павловна
«Нельзя вырастить полноценного человека
без воспитания в нём чувства прекрасного»
Р. Тагор
Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.
Публикация «Художественно-эстетическое развитие детей средствами изобразительной деятельности» размещена в разделах
Наступит 1 сентября и дети моей группы переступят порог школы и столкнутся с множеством проблем. Когда речь заходит о подготовке ребёнка к школе, обычно имеют ввиду, умеет ли он считать и читать. А меня всегда интересовал вопрос художественно-эстетического воспитания детей и развития их творческих способностей в изобразительной деятельности. Беседуя с учителями начальных классов, выяснила что причинами «плохого письма» могут быть недостаточное развитие мелкой моторики пишущей руки, несформированность графических навыков, отсутствие интересов к рисованию.
Дошкольный возраст это время приобщения ребенка к миру культуры и искусства, богатства окружающего мира, его красочность, звуковая полифония, увлекают, будят чувства ребенка, подталкивают к самостоятельному познанию, к проявлению творчества. Вся работа в моей группе направлена на развитие творческих способности ребенка в изобразительной деятельности.
Я считаю, что эстетическое воспитание как в школе так и в детском саду важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Изучив программу начальной школы и детского сада в соответствии с новыми федеральными государственными требованиями, выяснила, что дети как в школе так и в детском саду способны реагировать на красивое в окружающей их обстановке: музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу, сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи.
Дети в моей группе очень подвижные и любознательные. И я решила проводить занятия по изобразительной деятельности, используя нетрадиционные методы рисования. Сначала изучила разные рекомендации в журнале «Дошкольное воспитание», «Начальная школа», литературу, составила совместно с учителем начальных классов перспективный план, подобрала нужный материал: гуашь, акварельные краски, кисточки разные по форме и качеству, различные виды бумаги.
Начала со знакомства со страной «Рисование» : Приходила Королева Кисточка и знакомила со своим королевством. В нем живут краски, они все разные, между ними возник спор, какая из них самая главная? С помощью детей мы установили мир и порядок. Выяснили, что нет главных и неглавных красок - все они нужны. Закрепили с детьми основные цвета, оттенки. На следующем занятии краски «ходили, друг к другу в гости». Здесь дети учились смешивать один цвет с другим получая новый. Для них это было очень интересно. Свою работу они продолжили в вечерний отрезок времени уже самостоятельно. Были очень довольны и делились со мной своими результатами. Затем в этой волшебной стране прошел дождь - не простой, а цветной. И вот на своих листочках дети «ловят» цветные капельки. Но эти капельки неспокойные, они бегут куда-то… И что у нас получается? Здесь уже детской фантазии нет предела. Чтобы дети могли использовать в полной мере цвет, передавать свое эмоциональное состояние в рисунке, я поводила наблюдения в разное время суток. Показывала детям, какое небо бывает утром, вечером, как меняется цвет снега при разном состоянии погоды, как выглядит лес, поле в разное время года. После наблюдения давала детям краски, и они самостоятельно закрашивали листы бумаги для получения цветовой гаммы. Эти листы мы использовали в дальнейшем, как фон для сюжетного рисования «Четыре художника», «Золотая осень», «Деревья в инее» и другие. При работе по рисованию использую малейшую возможность для того, чтобы показать совершенство красоты природы детям, провожу с ними «минутки красоты природы».
Дети очень любят рисовать деревья, но стволы у них получались как морковки или треугольники, ветки начинались снизу. Передо мной стала проблема: научить правильно, рисовать ствол, ветки. Для этого проводили экскурсии в лес, где дети наблюдали формы разных пород деревьев, кустарников. «Какой ствол у березы, сосны, елки?» Дети отвечали: «У березы ветки идут от середины, а у сосны еще выше и вверх, а у елки вниз и почти до самой земли». Итогом этих наблюдений было рисование на тему: «Осенний лес», где я применила способ набрызга, тычка и смятой бумаги. Заучивали стихи о природе в разное время года, читали их на занятии, рисовали под музыку. У многих детей рисунки получились, как у настоящих художников. А так как наблюдения дают детям не только знание о природе, но и развивает эстетическое восприятие, мы решили проводить экскурсии и наблюдения в разное время года и по нескольку раз. Через некоторое время мы сходили с детьми снова в лес. Сравнили настоящий лес со своими рисунками. Рассмотрели деревья вблизи и вдалеке. Сделали вывод: близко - высокие, толстые; вдалеке - низкие и как бы сливаются. На занятиях предложила тему: «Закружила осень золотая». Фон приготовила с помощью стекла. Здесь были кустарники с яркой листвой и деревья с причудливым изгибом веток и разнообразием красок. Дети были очень довольны своими работами. На этот раз каждый из них внес в рисунок свою изюминку, свое наблюдение, свое творчество. На это я обратила внимание детей при анализе их работ.
Дети любят художественную деятельность и часто по собственной инициативе занимаются в уголке ИЗО. Нельзя сказать, что самостоятельная художественная деятельность осуществляется без руководства взрослого. Просто характер этого руководства опосредованный, косвенный. Поэтому я использую следующие задачи, исходя из целей эстетического воспитания дошкольников:
Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного. Замечательным средством, способствующим развитию воображения, является рисование, лепка, аппликация и конструирование по замыслу. Я считаю, что создавая изображение по замыслу, дети получают возможность передавать свои впечатления от окружающей действительности.
Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию. Так, например, сначала дети лепят, потом украшают свою работу узором и используют созданные фигурки, поделки в настольном театре и игровой деятельности.
Я считаю, что дело каждого воспитателя - показать красоту природы, прекрасные формы, цветовые сочетания, приучать детей к восприятию.
Для этого с детьми провожу экскурсии, рассматриваю картины художников, читаем и заучиваем стихи. Наблюдали с детьми листопад, дети с интересом следили, как кружатся в воздухе листья, а потом желтым, оранжевым ковром ложатся на землю и шуршат под ногами. Этот листопад мы с детьми не рисовали, а сделали аппликацию. Они вырезали листья разных деревьев и раскрашивали их в разные цвета.
Мои дети научились не только замечать, но и запоминать красивое, что необходимо для развития эстетических чувств. Такие занятия приносят детям раскованность, радость, удовлетворение, развивают творческие способностей. В результате таких занятий дети стали чаще говорить друг другу о том, как красиво вокруг, употребляя поэтические выражения. И эта работа в группе продолжается до тех пор, пока дети не утратят интерес к деятельности.
На следующем этапе научила детей рисовать ладошкой. Сначала малыши делали это робко, потом все смелее и смелей. Дети обмакивали ладони в гуашь и прикладывали к листу. Получались важные лебеди, петушки-золотые гребешки. Здесь дети не только видели красоту, но и чувствовали ее. И это было заманчиво.
Проводила занятия по замыслу, где дети само выражались, выплескивали свои эмоции, переживания. В свободное от занятий время старалась, как можно чаще рисовать сама, чтобы дети смогли наблюдать за процессом рисования. Ведь они любят подражать воспитателю. Все это дает возможность развить творческие способности детей в изобразительной деятельности.
В своей группе я провожу дополнительную работу по изобразительной деятельности со всеми вместе в кружке «Тюбик». Дети друг от друга не устают, а приобретают все лучшее. Естественно, что одни дети рисуют лучше, другие хуже, но с увлечением. Но самое главное, чтобы занятия для детей были увлекательной игрой.
Начать учиться рисовать никогда не поздно ни ребенку, ни взрослому. Обогащать восприятия детей художественными впечатлениями могут и родители. Для тех, кто не может оценить значение этой работы для развития детей, провожу беседы и консультации, направленные на повышение их компетентности. Объясняю родителям чем богаче впечатления, которые их дети получают из окружающей жизни и произведения искусства, тем шире возможность их творческого применения в продуктивных видах деятельности, а следовательно, выше уровень развития ребёнка.
В дошкольных образовательных учреждениях мы начинаем открывать и развивать таланты детей, а школа принимает нашу эстафету по воспитанию эстетической культуры детей и продолжает развивать их таланты.
Выдающийся художник В. А. Фаворский считал, что при обучении детей рисованию нужно использовать как можно больше самых разных материалов «когда ребенок обращается к искусству ему обычно дают только карандаш, краски и бумагу, пускай он рисует и на бумаге и на стене, делает рисунок к занавескам в своей комнате, рисунок для своего платья, а потом наряжается в свои произведения «искусства», так осуществляется интеграция образовательных областей, которые осуществляет федеральные государственные требования. Я считаю, что благодаря моей работе по развитию творческих способностей детей по рисованию, дети смогут в школе получить разностороннее воспитание и вместе с тем развить художественный вкус, умение видеть красоту и неповторимость окружающего нас мира.