Светлана Сигунькова
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста с помощью музыки
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальное воспитание – основа художественно-эстетического развития личности. Это важная составляющая в полноценном всестороннем развитии ребенка – гармоничного, счастливого и любящего весь мир.
Средствами музыкальной образовательной деятельности решаются задачи:
1. развитие музыкально-художественной деятельности;
Публикация «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста с помощью музыки» размещена в разделах
2. приобщение к музыкальному искусству :
- развитие способности эмоционально воспринимать музыку;
-развитие музыкальности детей.
Задача по музыкальному развитию заключается не в обучении детей специальным умениям, а в развитии личности каждого ребенка. Музыкальное развитие в детском саду не предполагает профессионального музыкального, хорового или танцевального образования. Задача значительно шире и благороднее, а потому труднее: открыть ребенку дверь в мир музыки, познакомить со звучанием окружающего мира и его внутреннего «я», дать возможность реализовать себя с помощью музыки, ощутить гармонию и красоту.
Эстетическое воспитание с давнего времени является одним из основных звеньев во всестороннем воспитании дошкольников.
Музыка не только развивает эстетический вкус, но ещё имеет психотерапевтический эффект. Музыка способна успокоить, настроить на позитивный лад. Средствами музыки нерешительные и стеснительные дети решают свои большие проблемы, они незаметно для самих себя раскрываются в музыкально-игровой деятельности.
С музыкальной деятельностью, маленькие воспитанники ассоциируют все самое лучшее и светлое. Дети любят петь, им нравится играть и танцевать. Дать детям то, к чему стремится их душа — наша задача и обязанность.
Музыкальную образовательную деятельность осуществляет педагог с музыкально-педагогическим образованием. Художественно-эстетическому развитию уделяется огромная часть в образовательной системе, ведь ее значимость в воспитании очень велика. Она является одной из пяти образовательных областей Образовательной программы ДОУ.
В процессе своей педагогической деятельности, музыкальный руководитель повышает свою компетентность путём прохождения курсов повышения квалификации, самообразования, участия в РМО, распространения опыта своей работы с помощью персонального сайта и сайта ДОУ.
Праздники часто являются итоговым мероприятием реализуемых тем, согласно комплексно-тематическому планированию в ДОУ, показателем совместной работы всех педагогов и специалистов ДОУ. Педагоги стараются, что бы родители детей не были только пассивными зрителями, а являлись активными участниками организуемых в детском саду музыкальных мероприятий.
Это способствует развитию доверительных и партнёрских взаимоотношений между педагогами и родителями (законными представителями).
Музыкальная деятельность дошкольников - это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя, с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие.
В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности : восприятие музыки, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность.
Музыкальное искусство и его жанры подразделяются по способу исполнения, по назначению (прикладные, по месту и условиям, по содержанию.
Музыка способна поглощать любую энергетическую нагрузку ребенка и оптимально использовать потребность в его жизни, активности. Музыкальное творчество – поле, столь разнообразное и богатое, что дает возможность полноценной деятельности детям разного уровня развития и музыкальных талантов.
Основным предположением о музыкальном образовании в детском саду является использование всех форм музыкального образования в интегрированной форме. Живые формы должны доминировать: пение, движение с музыкой, постановка голоса, спонтанное выражение.
Дети поют музыкальные выражения. Это нечто естественное, легкое. Любители пения и музыки уже проявляются среди маленьких детей. Детям нравится слушать. Песня – источник радости. Маленький ребенок уже ищет шанс попеть. Умение петь или ритмическая правильность не имеет значения, поэтому пение матери, которое успокаивает маленьких, – это такая важная деятельность, которая чрезвычайно популярна для детей и родителей. Помимо прослушивания, ребенок также любит осознанно петь. Творение – это реализация собственного совершенства, ощущение, что он все может сделать. Общение ребенка с музыки дает ему радость, чувство важности, причинную силу, которая делает его способным к развитию.
Благодаря пению ребенок развивает свой вокальный аппарат, музыкальный слух, чувство ритма. Пение в сочетании с движением – очень нравится детям – оно создает чувство ритма, улучшает осанку ребенка, влияет на общую грацию и изящество при движении.
Музыкальные занятия дают возможность развивать творческие способности, положительное влияние ребенка на развитие творческого патенциала. Ребенок от природы имеет естественную чувствительность к музыке. Через музыку дети воспитывают свои способности, интересы, изучая простые мыслительные операции, такие как сравнение, анализ, абстракция. Музыка учит излагать и передавать свои мысли и переживания, заглушает излишние негативные эмоции, стимулирует положительные.
«Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно открывает вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках» (Д. Д. Шостакович).