Наталья Маменова
«Художественная мастерская» — одна из новых форм образовательной деятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы
В своём докладе мне хотелось бы осветить такую форму работы с детьми, как художественная мастерская. Творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Поэтому основным показателем творчества является новизна создаваемого продукта. Результат творческой деятельности детей, как правило, не отличается объективной новизной, имеющей значение для науки, культуры или производства. Однако продукты детской деятельности обладают новизной для них самих и играют огромную роль для развития ребенка. Основа любого творчества – воображение. Дошкольный возраст ребенка характеризуется активизацией функций воображения. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей снижаются возможности творческого мышления. Однако фантазия должна способствовать лучшему познанию мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность. «Художественная мастерская» - одна из современных форм образовательной деятельности, которая очень привлекает детей. Дети любят все яркое, необычное, им нравится лепить, рисовать, вырезать, наклеивать, экспериментировать с цветами, материалами, конструировать. А где же еще может ребенок реализовать свои замыслы, как не в «мастерской?» Здесь есть все для того, чтобы творить. «Художественная мастерская» - это одна из новых форм образовательной деятельности детей. «Художественная мастерская» дает детям возможность самостоятельно выбирать материалы, направление и технику изготовления поделки или рисунка.
Публикация «„Художественная мастерская“ — одна из новых форм образовательной деятельности детей» размещена в разделах
Значительный плюс такой формы работы состоит в добровольности работы в мастерской, возможности детей к самостоятельности, выбору, развитию эмпатии и способности строить совместную деятельность со сверстниками. Работа строится поэтапно, где каждый этап условно соответствует возрастному периоду, начиная со средней группы. Освоенное содержание одного цикла интегрируется в другие циклы. При планировании материала соблюдается принцип концентричности, т. е. на каждом этапе содержание увеличивается и усложняется. Например: если в среднем возрасте при работе с природным материалом (камни) дети лишь рассматривают и раскрашивают их в разные цвета, то в старшей группе они уже украшают камушки, а в подготовительной группе оживляют их с помощью деталей. Занятия в «мастерской» помогают сформировать у детей основные навыки и умения, предусмотренные программой: умение держать карандаш, пользоваться кистью, ножницами; набирать краски и т. д. и способствует реализации задач, предусмотренных образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие». Творчеству принадлежит особая роль, что важно на всех этапах деятельности мастерской. Большую роль играет побуждение к ассоциативному мышлению. Ассоциации в мастерской используются для актуализации личного опыта участников, развивают работу воображения и тем самым содействуют развертыванию творческого процесса деятельности каждого. Материалы для совместной деятельности в мастерской могут быть самыми разнообразными : краска, бумага, ножницы, клей, цветные карандаши, фломастеры, разные виды бумаги, кисточки разного размера и назначения, салфетки. Творческий процесс - это настоящее чудо. Это подтверждают наблюдения за тем, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».
Принципы построения художественной мастерской :
-работа в мастерской основывается на нравственной деятельности детей (дети между собой взаимодействуют, договариваются, общаются, у детей есть возможность побывать в роли мастера проникнутся любовью к творчеству);
-равенство всех, включая мастера (я как и они на равных принимаю участие в мастерской, не над ними а рядом, если они сели,то я с ними, либо я что то начинаю делать дети подходят ко мне и мы вместе начинаем мастерить);
-добровольное привлечение к художественной деятельности (никто никого не заставляет);
- отсутствие оценки, соревнования, соперничества (работы детей востребованы для какого либо дела, например: все вырезают листики для украшения группы, или открытку для мамы, конечно, все справятся по разному, и каждого труд очень ценен. Для себя намечу детей, которым необходима индивидуальная работа, а самое важное, что мы справились, украсили группу);
-чередование индивидуальной и коллективной работы (перед началом работы дети между собой договариваются, в моей мастерской был такой случай : 2 мальчика объединились и решили работать в паре для изготовления пригласительной открытки для мамы, возникла проблема: как одну открытку поделить на двух мам, ребята подумали и решили сделать 2 открытки, но вместе);
-важен не результат, а сам процесс (дети довольны работая в моей мастерской).
Алгоритм проведения мастерской
1. Мотивация (в младшей, средней группе начинала НОД с мотивации детей, что позволяло детям включаться в образовательную деятельность. Например, неожиданно появлялся сказочный герой (кукла, перчаточная кукла, наряженный взрослый) и просит детей о помощи. Бывает, что дети сами находят сундучок, мешочек, коробку с заданиями или призами, а может быть в дверь стучатся и приносят письмо, телеграмму, посылку). Легко изменяется месторасположение предметов, игрушек (стояли на полке в шкафу, оказались в центре группы, появляется новая игрушка или предмет.
2. Обсуждение увиденного (Для чего пришёл герой, зачем);
3. Совместное с детьми планирование совместной работы (Из чего мы будем делать? Сколько? Для чего? Всё ли у нас есть);
4. Распределение обязанностей по желанию детей если работают в паре или в микрогруппе (один вырезает, второй наклеивает);
5. Совместная деятельность воспитателя
6. Результаты деятельности
Не оцениваю, результатом является, например, выставка детских работ в группе, украшение группы, альбом, газета к празднику, пригласительная открытка
Хочу вам на своём примере рассказать об одном из этапов художественной мастерской, на примере этапа работы с пластилином. Одним из этапов работы мастерской является работа с пластилином. Начало работы – знакомство с пластилином. Ребёнок осваивает новый пластичный материал и делает «открытия», ведь теперь он исследует не только свойства, но и сферу возможностей своего воздействия на материал. Оказывается, он может оторвать, отщипнуть, открутить от целого куска небольшой кусочек, который легко изменяется в руках от тех или иных действий. Для этого его нужно смять или расплющить, или скатать, или вытянуть, можно прижать к другому кусочку, или сделать что-нибудь ещё. В процессе этих действий проходило формирование представлений о возможностях рук, свойствах пластилина, обучение различным действиям рукой и отдельными пальцами при выполнении различных движений. Стараясь как можно точнее передать форму, ребёнок активно работает чаще всего сразу десятью пальцами, что способствует развитию чувства осязания обеих рук. Использование модульной лепки, где дети, отрывая кусочки от основного куска пластилина и раскатывая его между ладонями круговыми движениями в небольшие шарики, располагают их по нарисованному заранее контуру. Ребёнок, экспериментируя с пластилином, выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействует разными способами на материал с целью его изменения и освоения, проявляя при этом творчество.
Познакомив детей с пластичным материалом, знакомлю детей с инструментами, приспособлениями и дополнительным материалом. Для изготовления плоских игрушек нужна доска, линейка, стеки, трубочки от упаковки с соком. Для вырезания мелких деталей можно использовать формочки для выпечки и игр с песком, различные крышки, колпачки от ручек и маркеров, любые бытовые предметы, дающие оттиск или отпечаток (пуговицы, пробки, монеты).
Для придания выразительности изделию пригодятся бисер, блёстки, природный материал (шишки, фасоль, горох).
Прожилки на листьях легко изобразить, надавив на заготовку боковой стороной расчёски. Дети самостоятельно могут найти интересные решения в применении синтетических мочалок, зубных щёток, грубых тканей, листьев с крупными прожилками, пружинок, стенок различных по плетению корзинок, розеток для варенья.
Большой интерес у детей вызывает приём – «стрижка» пластилина, где дети узнают новое применение ножницам. Делая мелкие и глубокие надрезы кончиками ножниц по уже вылепленной форме ёжика, можно получить иголки. Используя такой метод работы, можно изобразить оперенья птиц, ветки ели, гриву льва. Работа с ножницами оказывает благотворное влияние на развитие моторики пальцев рук, развивает ручную умелость.
Очень тонкая и кропотливая работа, в которой дети работают пальчиками рук для раскатывания тонких жгутиков и заполнения ими предварительно нарисованной формы. Дети учатся анализировать формы и размеры объекта труда, наблюдают, сравнивают, выделяют черты сходства и различия предметов по размеру, по расположению в пространстве, находят нужное количество деталей и места их соединения, образно мыслят.
Использование макаронных изделий для украшения вылепленных работ – ещё один из самых интересных методов работы с пластилином. Дети самостоятельно находят применение макаронным изделиям различной конфигурации, тем самым развивая воображение. С самого начала работы в мастерской детского творчества необходимо вселять детям уверенность в своих силах и возможностях.
Творческий процесс выражается алгоритмом «Обращаю внимание – рассматриваю – думаю, как сделать – делаю – получаю результат». В детских работах всегда есть элемент неожиданности, непредсказуемости, частичка их мироощущения. Это придаёт работам индивидуальность, позволяет выразить себя, ведь большое творчество рождается из маленького.
Результаты работы художественной мастерской
1. Более высокий уровень художественно-творческой деятельности детей
2. Сплочение детского коллектива
3. Создание творческих проектов с детьми
4. Взаимное доверие и взаимопомощь между детьми
5. Более высокий уровень адаптации детей через освоение социального опыта, нравственных ценностей.