Надежда Платонова
Поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей
▼ Скачать + Заказать документы
«На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики является поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления качественного улучшения системы речевого развития детей. Наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Сказка как сокровища русского народа находит свое применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.
Публикация «Поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
В ДОУ «Ягодка» ведется работа по развитию детей и по парциальной программе «Социокультурные истоки». Особенное внимание уделяется системе работы по духовно-нравственному воспитанию всех участников образовательного процесса (педагогов – детей – родителей) в ДОУ. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальной культуры и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Педагогическая деятельность с детьми и их родителями в Истоках выстроена на основе системы активных форм обучения и воспитания. Целью программы в дошкольный период является заложение формирования духовно-нравственной основы личности, а также присоединение ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России. В программе указано, что важнейшим условием нормального психоэмоционального развития детей дошкольного возраста является общение. В программе центральное место отводится организации общения детей с педагогом, родителями и сверстниками в форме как ресурсный круг, работа в паре, в микрогруппе. В ресурсном круге каждый ребенок получает реальную возможность высказаться, соблюдают очередность выполнения действий, приобретают опыт взаимопонимания и взаимопомощи. Для детей 6-7 лет по программе «Истоки» подготовлены книги: «Сказочное слово», «Напутственное слово», «Светлый образ», «Мастера и рукодельницы», «Семейные традиции». В качестве главных произведений в книгах представлены русские народные сказки, былины, сказы, фрагменты произведений классической литературы, игры, песни, потешки,поговорки пословицы.
Моя задача, как учителя-логопеда состоит в том – активно использовать представленные произведения программы «Истоки» в коррекционной деятельности по формированию лексико-грамматической стороны речи, по развитию связной речи, по формированию правильного звукопроизношения у детей с речевыми нарушениями; помочь детям с нарушениями речи усвоить сложный речевой материал - русские народные сказки, былины, сказы, фрагменты произведений классической литературы, игры, песни, потешки,поговорки, пословицы нелегко даются детям. Помочь педагогам ДОУ и родителям решать задачи развития дошкольников по программе «Истоки» - это развитие коммуникативных умений; развитие речевого взаимодействия; развитие эмоциональной сферы и образного мышления ребенка. Русская народная сказка «Царевна-лягушка» является главным произведением книги «Сказочное слово» и через чтение этой сказки дети выходят на понимание ценности и силы родительского благословления. Это сказка о послушании, терпении, любви, верности и трудолюбии. Сказка помогает детям понять, как проявилось уважение сыновей к родительскому слову и что помогло Ивану-царевичу отыскать Василису Премудрую. (Посмотреть раскраски). Предварительная работа по знакомству сказки «Царевна-лягушка» велась в группе, дома – детям читали сказку, раскрашивали иллюстрации к сказке.
Логопед на материале знакомой сказки «Царевна-лягушка» провела,выше указанное занятие по формированию грамматического строя речи. Коррекционная работа на основе сказки велась и на индивидуальных занятиях по автоматизации звуков р,рь, л,ль, ш,щ,ц.
Ц
Царевна, царь
Автоматизация звуков на речевом материале потешек, поговорок, пословиц.
Р Рь
Дорога не работа, дорого умение.
Каков мастер, такова и работа.
Терпение и труд все перетрут.
Терпение все преодолевает.
Пир на весь на мир.
Царь на радостях устроил пир на весь мир.
Царь с царицей.
Р – Л
Без хорошего труда нет плода.
Не годами старость красна, а делами.
Жизнь дана на добрые дела.
В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицей.
Иван-царевич невесел, ниже плеч голову повесил.
Василиса Премудрая- красная девица.
Добрый молодец.
Л - Ль
Ласковое слово – что весенний денек.
Жили в любви и согласии долго и счастливо.
Иван – (царевич) отломил отломил кончик иголки.
С
Ни в сказке сказать, ни пером описать.
З
Ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать.
Ш
Лягушка-квакушка
Тема: «Русская народная сказка «Царевна-лягушка».
6-7 лет. Логопедическое занятие по формированию грамматического строя речи
Цель. Формирование словаря и связного высказывания детей с общим недоразвитием речи на материале сказки «Царевна-лягушка».
Задачи:
Коррекционно-образовательные: отрабатывать грамматические категории: учить образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных; учить подбирать родственные слова, антонимы, притяжательные прилагательные. Учить подбирать прилагательные к существительным и согласовывать прилагательные с существительными, существительные с числительными, учить отвечать полным ответом на вопросы по содержанию сказки.
Коррекционно-развивающие: развивать зрительное и слуховое внимание; развивать мыслительные процессы; развивать общую и мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные : воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, воспитывать любовь к сказкам.
Задачи из программы «Социокультурные истоки» - развивать коммуникативные умения (умение слушать друг друга, выражать свое мнение); - развивать речевое взаимодействие (увеличение количества и объема высказываний);
- развивать эмоциональную сферу (мультфильм) и образное мышление ребенка (узнавание отдельных образов)
Оборудование: картинки, иллюстрации к сказке, дид. игра «Кто лишний?», магнитная доска, слайды.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка». Просмотр мультфильма «Царевна-лягушка». Работа по программе «Истоки» в, ресурсной группе, с родителями, по индивидуальным книгам в группах. Занятия по автоматизации, дифференциации звуков речи на материале сказки «Царевна-лягушка».
1. Организационный момент. Ребята, я предлагаю вам отгадать загадки и узнать про какую сказку мы будем говорить. (Слайд №1 загадки) Загадки: 1. Хвостом виляет, зубаста, а не лает. (Щука).
2. Через поле напрямик, скачет серый воротник. (Заяц.)
3. В воде купалась, сухой осталась (Утка.)
4. Летом в болоте 5. Большой, мохнатый,
Вы её найдете. Грозится лапой.
Зеленая квакушка. Может громко зареветь,
Кто это? (Лягушка.) Коль рассердится ….(медведь).
6. Весь мир одевает, сама нагишом. (Игла.)
2. Пальчиковая гимнастика. (После каждой отгаданной загадки показать пальцами фигурку «Щука», «Лягушка», «Зайчик», «Утка машет крыльями», «Медведь».
3. В какой русской народной сказке мы встречали всех этих героев? Все эти герои встречаются в сказке «Царевна-лягушка».
В некотором государстве, в некотором царстве жили-были царь с царицей. У царя с царицей сколько было сыновей? Как звали младшего сына? (Слайд №2- 3 сына) …. Да, у них было трое сыновей – много сыновей. 4. Игра «Один – много». Вот и мы с вами и поиграем в игру. Сын – сыновья, жена – жены, брат – братья, дочь – дочери, отец – отцы, мать – матери, царь - цари, царевич - царевичи.
5. Игра «Назови ласково». Царь с царицей с сыновьями жили дружно и называли друг - друга ласково. (Слайд №3 Семья царя) Давайте ласково назовем персонажей сказки. Батя – батюшка, мать – матушка, боярыня – боярышня, дева – девица, няня – нянюшка, брат – братик, сын – сынок, дочь – доченька.
6. Игра «Слова – родственники». Царь с царицей жили в ладу со своими родственниками. Подберите, пожалуйста, слова - родственники к таким словам, как сын, дочь, царь. Сын - сыновья, сынок, сынки, сыночек, сынуля. Дочь - дочка, дочки, доченька, дочери. Царь - цари, царевич, царевичи, царица, царевна. (Слова-полоски приклеить на магнитную доску). 7. Вспомните, девочки и мальчики, что сказал царь сыновьям? (Слайд №4 Сыновья со стрелами) - Вот что, сынки, пора вам жениться. Возьмите по стреле, натяните луки и стреляйте в разные стороны. Чья стрела куда упадет, там и ищите себе жену.
6. Игра «Сосчитай до 5». А мы сосчитаем стрелы, лук и сыновей. Стрела, сын (до 3, лук. Полетели стрелы в разные стороны и упали. Первая стрела куда упала? (Стрела упала на боярский двор). Вторая стрела куда упала? (Стрела упала на купеческий двор.) Третья стрела куда упала? (Стрела упала на болото). (Слайд №5 Боярская, купеческая дочери, Царевна-лягушка)
6. Игра «Чей - чья». Двор у боярина – боярский двор. Дочь у боярина – боярская дочь. Двор у купца – чей двор? – Купеческий двор. Дочь у купца – купеческая дочь. Болото у лягушки? Лягушечье болото. Кожа у лягушки – чья кожа? Лягушечья кожа.
В кого превратилась царевна - лягушка? (Царевна - лягушка превратилась в Василису Премудрую). (Слайд №6 Василиса –Премудрая)
7. Игра «Какая?» Василиса Премудрая какая? Трудолюбивая, красивая, мудрая, умная, нежная, ласковая. Что она испекла? Что она вышила?
8. Игра «Разложи по порядку». Но Василиса Премудрая, превратившись в белого лебедя, улетела в окно. Кто помог Ивану - царевичу вернуть Василису Премудрую? (Старик, Баба-Яга, медведь, селезень, заяц, щука.)
9. Развитие общей моторики. Покажем движения героев, которые помогли Ивану-царевичу: старик идет, Баба-Яга лежит, медведь идет, зайчик скачет, селезень летит, щука плывет.
10. «Слова наоборот». С кем Иван – царевич воротился домой в свое государство? (Иван – царевич воротился домой в свое государство с Василисой Премудрой). Скажите мне, дети, Василиса Премудрая молодая? А Баба-Яга старая? Иван Царевич добрый – Кащей – бессмертный злой. Медведь большой – заяц маленький. Стрела длинная – иголка короткая. Избушка на курьих ножках низкая – Дворец высокий. (Слайд №7,8,9,10 ,11– слова-наоборот.) (Слайд №12 – Иван-Царевич и Василиса Премудрая)
11. Игра «Кто лишний?». Василиса - Премудрая приготовила для вас задание. Посмотрите на картинки и скажите, кто здесь лишний? (лишнюю картинку закрыть картонкой). 3 сына и Кащей. Кащей, Баба-Яга, старичок и селезень. Сундук, яйцо, иголка и избушка на курьих ножках. Иван-царевич, Василиса Премудрая, царь,Баба-Яга. Медведь, заяц, щука, сундук. 13. Когда Иван – царевич воротился домой с Василисой Премудрой в свое государство царь на радостях устроил пир на весь мир.
Знакомство детей с поговоркой - Пир на весь мир. Дети, как вы понимаете поговорку - Пир на весь мир? (Слайд №13 – пир на весь мир)
-Так говорят тогда, когда всех угощают, приглашают в гости и вместе поют, танцуют, радуются хорошему.
14. Итог занятия. Чему учит сказка «Царевна-лягушка»? (Слайд №14 – обложка книги «Царевна-лягушка) – Терпению, послушанию (Иван-царевич послушался отца, верности (верно и терпеливо искал Василису Премудрую и освободил от колдовства Кащея, трудолюбию, старанию (Василиса Премудрая старалась, трудилась.)
15. Василиса Премудрая передала вам в угощенье каравай, который испекла для вас за ваше старание и трудолюбие, которое вы показали на занятии.