кристина яуфман
Проект «Птицы наши друзья» для детей 5–7 лет
ПРОЕКТ
Тема: «Птицы наши друзья»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Эко - планета»
Содержание
1. Введение
2. Основная часть
3. Заключение
4. Список используемой литературы
Введение
Публикация «Проект „Птицы наши друзья“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Темочки
Актуальность проекта: В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Большинство современных детей редко общается с природой. Проведенная беседа показала, что дети имеют недостаточные знания о жизни птиц, знают мало о том, какую пользу приносят птицы, что для них вредно, а что полезно. Поэтому было решено углубить знания детей о жизни птиц, через образовательную, совместную продуктивную деятельность, связь с русскими народными обычаями и обрядами, привлекая к работе и родителей через реализацию проекта «Птицы-наши друзья. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость.

В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться, ведь доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. В совместной работе с родителями мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым, пробуждая чувства ребёнка.
Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме. И, мы, взрослые должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Проблема: как привлечь птиц на территорию дома детского творчества; развитие у детей разговорной речи на основе составления рассказов, историй из личного опыта и фантазий.

Тип проекта: исследовательско - творческий, познавательно-речевой.
Продолжительность проекта: долгосрочный (октябрь-май).
Участники проекта: дети 5-7 лет, педагог, родители.
Цели: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам природы - птицам.
Изучение детьми объектов живой природы зимующих и перелетных птиц во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.
Задачи проекта:
Образовательные:
- познакомить детей с перелетными и зимующими птицами Краснодарского края;
- формировать осознанно-правильное отношение к птицам ближайшего окружения, желание практически сохранить, поддержать, создать для них нужные условия.
Воспитательные:
-формировать в детях эмоционально-радостное ощущение от активного участия в совместной, коллективной работе;
-воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к природе родного края.
Развивающие:
-Развивать у детей экологическую культуру, познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений, опытно-экспериментальной и продуктивной деятельности;
-Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов о природе, через практическую деятельность;
-Развивать поисково-исследовательскую деятельность детей, стремление общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности;
-Развивать связную речь через придумывание небольших историй про птиц, составление концовок к хорошо известным народным сказкам «Заяц-хвастун», «Кукушка», составление рассказов из личного опыта, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение;
-Развивать детское творчество через продуктивную деятельность. Поддерживать проявления инициативы детей в самостоятельных наблюдениях.
Интеграция образовательных областей:
• «Познавательное развитие»,
• «Речевое развитие»,
• «Художественно-эстетическое развитие»,
• «Физическое развитие».
Предполагаемый результат:
В ходе проекта у детей будут сформированы знания о перелетных и зимующих птицах Краснодарского края. Они смогут различать птиц по окраске оперения, по голосам, по повадкам;
Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе, познакомятся с запрещающими и разрешающими экологическими знаками, изобретут свои собственные знаки;
Приобретут практические навыки, научатся экспериментировать, анализировать, обобщать, делать выводы, через различные виды деятельности (речевую, продуктивную, опытно-экспериментальную, игровую). Научатся контролировать свои поступки, чтобы не причинить вреда природе.
1 этап проекта - Подготовительный
1. Разработка плана реализации проекта.
2. Подбор дидактических игр, пособий, иллюстраций, стихотворений,
загадок, подвижных игр.
3. Разработка конспектов образовательной деятельности по познавательному развитию (экологическому воспитанию, формированию целостной картины мира, речевому развитию, художественно-эстетическому развитию.
2 этап проекта – Практический
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
3 этап проекта – Заключительный
-Оформление результатов работы по проекту в виде презентации;
-Трансляция результатов проектирования родителям (выставка поделок «Птицы Краснодарского края»;
Взаимодействие с семьей:
- консультация с родителями о проекте;
- рассматривание птиц, сравнивание друг с другом, сходство и отличие, фотографирование птиц в природе;
- конкурс по изготовлению поделок «Птицы Краснодарского края»;
- подбор книг, иллюстраций по теме;
- изготовление скворечников и кормушек для зимующих птиц.
План проекта «Птицы наши друзья».
Дата проведения Тема Цель
октябрь
Беседы: беседа о пользе птиц в природе, о том, что хищные птицы это «санитары» полей, лесов, степей.
Наблюдения: «Птицы, что изменилось в поведении осенью?»
Дидактические игры: «Кто где живет»
Подвижные игры: «Коршун и наседка»
Пальчиковая гимнастика: «Птички»
Викторина: «Знатоки птиц»
Рассматривание картины: «Заботимся о птицах» Расширять знания детей о птицах в осеннее время года. Развивать речь.
Чтение художественной литературы: Мамин-Сибиряк Д. Н. «Серая Шейка».
Отгадывание загадок.
Аппликация: «Голубь» (конспект) Развивать творческие способности детей.
Экспериментальная деятельность: «Кто улетит, кто останется?»,
Учить детей понимать зависимость жизни животных от изменений в неживой природе
Беседа: «Перелетные птицы»
Наблюдение за птицами на улице.
Дидактические игры: «Посчитай птиц»
Подвижные игры: «Жаворонок»
Пальчиковая гимнастика: «Десять птичек стайка» Расширять знания детей о птицах в осеннее время года. Развивать речь.
Лепка «Петушок с семьей» (коллективная композиция) формировать у детей эмоционально-радостное ощущение от активного участия в совместной, коллективной работе
ноябрь
Беседа: «Птицы нашего края»
Наблюдения: Наблюдение за птицами на участке.
Дидактические игры: «Откуда птица прилетела»
Подвижные игры: «Совушки»
Пальчиковая гимнастика: «Птички в гнезде» Расширять знания детей о птицах в осеннее время года. Развивать речь.
Чтение художественной литературы: В. Звягина «Воробей» Пополнять знания детей о птицах.
Рисование:
рисование иллюстрации к сказке Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка» Развивать творческие способности
Трудовая деятельность:
Подкормка птиц.
Занятие «Птицы наши друзья» (конспект)
«Изготовление и вывешивание кормушек вместе с родителями» Расширять знания детей о зимующих птицах.
Экспериментальная деятельность: «Почему птицы могут летать?» Учить детей находить особенности внешнего вида некоторых птиц, позволяющие приспособится к окружающей среде
декабрь Беседа: «Птицы – наши друзья»
Наблюдения: «Наблюдение за следами птиц на снегу»
Дидактические игры: «Скажи наоборот»
Подвижные игры: «Воробьи-вороны»
Пальчиковая гимнастика: «Птичий дом» Расширять знания детей о птицах в зимнее время года. Развивать речь.
Чтение художественной литературы: Т. Евдошенко «Берегите птиц»
Отгадывание загадок. Учить детей отгадывать загадки, проговаривать скороговорки, понимать содержание и значение поговорок; Закрепить и уточнить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в их жизни. Воспитывать бережное отношение к птицам, желание о них заботиться.
Лепка: «Птица»
Рисование: «Волшебная птица» Развивать умение создавать сказочные образы птиц
Трудовая деятельность: «Изготовление кормушек»
Экспериментальная деятельность: «У кого какие клювы?» Развивать трудолюбие, творческие способности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
январь
Беседа: «Птичья столовая»
Наблюдения: «Чем питаются зимующие птицы»
Дидактические игры: «Кто как голос подает?»
Подвижные игры: «Кошка и воробьи»
Пальчиковая гимнастика: «Кормушка» Расширять знания детей о птицах в зимнее время года. Развивать речь.
Чтение художественной литературы: Ю. Никонова «Воробьишко» Воспитывать у детей сострадание и сочувствие к героям книги, развивать чувство юмора
Лепка: «Петух»,
Акции: «Накорми птиц зимой» Учить передавать в лепке образ дымковской игрушки, воспитывать бережное отношение к птицам
февраль
Беседа: «Интересные факты о жизни животных»
Наблюдения: «Наблюдение за воронами и галками»
Дидактические игры: «Сосчитай птиц»
Подвижные игры: «Пингвины на льдине»
Пальчиковая гимнастика: «Сорока-сорока» Расширять знания детей о птицах в зимнее время года. Развивать речь.
Чтение художественной литературы: Л. Яхтин «Дятел» Побуждать детей рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа
март
Беседа: «Каких птиц называют перелетными?»
Наблюдения: «Наблюдение за вороной»
Дидактические игры: «Назови птенца»
Подвижные игры: «Птица и кошка»
Пальчиковая гимнастика: «Пришла весна» Расширять знания детей о перелетных и зимующих птицах нашего края. Развивать речь.
Чтение художественной литературы: Г. Снегирев «Птицы наших лесов» Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников, учить по иллюстрациям называть птиц.
Трудовая деятельность:
Подкормка птиц.
Акции: «Берегите воду»
Экспериментальная деятельность: «Почему у водоплавающих птиц такой клюв?» Воспитывать бережное отношение к птицам; Учить детей определять связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.
апрель Беседа: «Где птицы вьют гнезда?»
Наблюдения: «Наблюдение за воробьями»
Дидактические игры: «Назови птенца»
Подвижные игры: «Соловушка» Пальчиковая гимнастика: «Птички» Формировать у детей потребность в двигательной деятельности.
упражнять в умении использовать для игры всю площадку; выполнять игровые действия; изменять направление движения по сигналу; формировать потребность в двигательной активности.
Учить детей называть птиц и их птенцов, определять по строению чье гнездо
Чтение художественной литературы: А. И. Куприн «Скворцы» Учить внимательно и заинтересованно слушать произведение, учить по иллюстрациям называть птиц.
Акции: «День Земли»
Развлечения: «День птиц» (1 апреля) Экспериментальная деятельность: «Из чего птицы строят гнезда?» О. В. Дыбина «Опыты и эксперименты для дошкольников», стр. 2
Развивать у детей познавательную активность, любознательность.
Май Беседа: «Птенцы учатся летать»
Наблюдения: «Наблюдение за птицами»
Дидактические игры: «Узнай по голосу»
Подвижные игры: «Сова»
Пальчиковая гимнастика: «Ласточка»
Чтение художественной литературы: В. Бианки «Синичкин календарь» Закреплять и обобщать знания детей о птицах как представителях живого на Земле; Воспитывать бережное отношение к природе, учить сопереживать птицам, вызывать желание помочь им
Акции: «День Земли»
Итоговое мероприятие «Здравствуйте, птицы»
Экспериментальная деятельность: «Как устроены перья у птиц?», Учить детей устанавливать связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.
Заключение:
По завершении проектной деятельности нами было отмечено, что поставленная в начале проекта цель – достигнута, задачи решены и все запланированные в ходе проекта мероприятия успешно реализованы.
В результате проведенной работы дети получили много новых знаний о зимующих и перелетных птицах: узнали о жизни пернатых в природе, их различиях, повадках, о том, как и где они строят гнезда, как «поют» и какие трудности испытывают зимний период.
Воспитанники расширили и закрепили словарь в рамках лексических тем «Зимующие и перелетные птицы», научились составлять небольшие самостоятельные рассказы о птицах, придумывать загадки. Так же дети познакомились с множеством стихотворных и прозаических произведений отечественной и зарубежной литературы и теперь с удовольствием пересказывают прочитанное друг другу. Все это свидетельствует о том, что проектная деятельность способствовала развитию самостоятельной монологической речи дошкольников, связной речи.
Не маловажным является тот факт, что совместная деятельность воспитанников и их родителей способствовала укреплению детско-родительских отношений и вовлечение вторых в жизнь ДОУ. Родители с удовольствием помогали детям в изготовлении книжек-малышек, скворечников, кормушек для «Птичьей столовой», творчески подходя к выполнению каждого задания. На протяжении всего периода участия в проекте, и дети и взрослые воспитывали в себе чувство гуманности и милосердия к нашим пернатым друзьям, бережное и заботливое отношение к ним.
Список литературы
1. Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 6-7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
2. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Г. А, Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ».
3. Кравченко И. В., Долгова Т. Л., Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселёвой, л. И. Понаморёвой. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.
4. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008.
5. Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
6. Журнал «Юный натуралист», 1990 год № 12.
7. Занятия по экологии в детском саду – Н. В. Коломина, Москва, ТЦ Сфера 2010 г.
8. Мы живём в России подготовительная группа – Н. В. Зеленова, Москва Скрипторий 2010г.