Эльвира Раифовна Макаренко
Из опыта работы «Художественная мастерская»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада видеть вас на сайте МААМ. RU, своих единомышленников, активно внедряющих метод проектирования в практику!
Сегодня мы живем в очень непростом мире. Под влиянием телевидения и социума дети перенимают неуместные способы поведения и грубое выражение чувств посредством подражания. Становятся забытыми важные нравственные категории: любовь, добро, сострадание, помощь ближнему и сочувствие. Многие дети с этим не справляются, испытывая страх, тревожность, у них появляются трудности в общении, агрессивное реагирование при взаимодействии. Все это отрицательно влияет на физическое и психическое здоровье детей.
Публикация «Из опыта работы „Художественная мастерская“» размещена в разделах
Воспитание через эмоциональное воздействие – очень тонкий процесс.
Пожалуй, нет ни одного выдающегося педагога или психолога, который не говорил бы о преимуществе метода экспериментирования. Но в реальной деятельности дошкольных учреждений он применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
При лишении возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.
Процесс познания - творческий процесс, и моя задача - поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Опыт показывает : элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего возраста. Они с удовольствием обследуют жидкий песок, камешки, предметы, превращают снег в воду, пробуют делать пену и пускать мыльные пузырьки.
При выборе метода ознакомления детей раннего возраста с окружающим миром я остановилась на опытно- экспериментальной деятельности.
Работая с детьми раннего возраста, проведя анализ нервно-психического развития, разработанная авторами Печорой и Пантюхиной, я определила ряд проблем:
1. Низкий уровень познавательных умений детей, как следствие неправильной организации познавательной деятельности.
2. Низкий уровень самостоятельности детей, неумение овладеть разнообразными способами действий.
Это происходит потому, что нет благоприятных условий для развития познавательной активности детей, обогащения их представлений об окружающих предметах и явлениях.
Л. С. Выготский неоднократно говорил о том, что своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.
Поэтому я решила начать экспериментальную деятельность с детьми от полутора лет.
Проанализировав имеющуюся литературу по данной проблеме, я пришла к выводу, что необходима система работы по развитию у детей познавательной активности при ознакомлении их с окружающим и составила тематический план, темы распределила по месяцам, которые разделила на три периода.
Работа со «съедобными» красками.
В нашей группе работу по рисованию съедобными красками мы начинали со ознакомлением детей с овощами, ягодами, зеленью, которые впоследствии использовали для приготовления красок (свекла, морковь, помидор, зелень). Привлекали родителей.
Обязательно наглядно демонстрировали и привлекали внимание детей к получению сока из этих компонентов, рассказывали сказку о том, что овощи однажды решили помочь детям: научить их делать полезные яркие краски для рисования. Собрались все овощи и отдали свою силу – яркий сок – всем, кто любит рисовать. Помочь им решили и другие продукты (загустители). Это могут быть мука, крахмал, соль, масло, мед.
Дети с удовольствием не только наблюдали за приготовлением красок, но и участвовали в процессе; насыпали, перемешивали, подливали.
Вот таким образом мы рисовали съедобными красками, используя все виды чувств и ощущений, в том числе и вкусовые.
Акварисование (эбру) - это технология рисования по поверхности воды специальными нетонущими красками. Эмбру – это искусство рисование на воде. Такое необычное рисование на воде как суминагаши родом из Японии, эмбру родом из Турции или возможно еще раньше пришла из древней Индии. Обе техники достаточно древние и различаются между собой приёмами исполнения и материалами.
Для того чтобы краски не растворялись в воде, для этих техник рисования используют нерастворимые краски. В технике суминагаши краски ложат на картонные кружки, которые свободно плавают по воде в ванночке, оставляя цветные неповторяющиеся рисунки. Для того чтобы кружки с краской перемещались по воде, используют несколько способов. Можно взбаламутить воду и поместить на нее кружки или просто дуть на кружочки заставляя их перемещаться и оставлять цветные разводы
Особенность рисунка эбру в том, что самым непосредственным участником творческого процесса является вода, которая, как известно, обладает свойством считывать и накапливать информацию. А это значит, что картина неминуемо отразит эмоциональное состояние рисующегося. А как поведет себя вода, вообще предсказать невозможно: например, если настроение художника оставляет желать лучшего, краски будут тонуть, рисунок «откажется» отпечатываться на бумаге или какой-то цвет не проявится. Если же человек умиротворен, радостен, то результатом его сотворчества с водой станет прекрасная завораживающая картина. Недаром на Востоке акварисование считается таинством. Прежде чем приступить к делу, восточные мастера заряжают воду мантрами, молитвами и не приближаются к ней, пока не настроились на благоприятную волну.
Вы можете сказать, а зачем нашим детям это эбру, есть карандаши, фломастеры и, в конце концов, акварели? Но, я пришла рассказать и поделится опытом. Скажу, что акварисование качественно отличается от всего вышеперечисленного! Дети (а в большинстве случаев и взрослые, наблюдающие за таинством рисования на воде) воспринимают сам процесс как настоящее волшебство. Когда же их творение, сказочное по красоте и полету фантазии, переходит на бумагу, оставляя при этом воду кристально чистой, восторг малышей не поддается описанию!
Благодаря акварисованию детская фантазия и воображение развиваются с космической скоростью. Внимательно наблюдая за детворой, можно проследить, как в малышах открывается собственный микромир, в котором они творчески проявляют себя и получают от этого огромное удовольствие. Кроме того, эбру приносит и сугубо практическую пользу: развивает моторику рук, терпение и выдержку, а также оказывает успокоительный эффект, о котором особенно страстно мечтают родители гиперактивных детишек.
Свой первый рисунок на воде малютка может сделать в полтора, два годика. Этот процесс доставляет детям колоссальное удовольствие! Однако не стоит ожидать в этом возрасте осознанного творчества - всю прелесть техники эмбру дети способны оценить чуть позже, годам к пяти.
Зато первые шедевры двухлетних художников - это сама искренность, непосредственность, трогательное проявление движений юной души, которые вполне можно поместить в рамку и повесить в гостиной. Могу поспорить, гости не поверят, что наши дети могут так рисовать! Кроме того, рисунок будет абсолютно эксклюзивным и ни один, даже самый искусный мастер не сможет в точности воспроизвести его. Напомню: любая картина - это непредсказуемое «поведение» красок и воды, которое напрямую зависит от эмоционального состояния ребенка. Каждый рисунок эбру один на целую Вселенную! Повторить его невозможно. С помощью инструментов можно создавать рисунки, образы. Обязательно будем использовать в будущем, более в старшем возрасте.
Предлагаю посмотреть видео материал с техникой эмбру.
Работа с песком. (песок я заменила манкой). Это третий период моей экспериментальной деятельности, который начнеться в апреле месяце.
В ходе своей работы я предполагаю :
1. Продолжать воспитывать у ребенка познавательный интерес к окружающему миру. Развивать его любознательность, понимание простейших причинно-следственных, отношений в системе «действие-результат».
2. Воспитывать познавательную активность малыша, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать. Переводить действия игрового экспериментирования в полезное русло.
3. Учить малыша выражать словами свои впечатления.
Для развития познавательной активности и поддержания интереса к экспериментальной деятельности запланировала создать игры экспериментирования с манкой для развития чувственного аппарата.
В группе детей раннего возраста нет как таковой самостоятельной детской деятельности. Почти вся работа проводится совместно с воспитателем:
Буду продолжать знакомить детей с различными свойствами вещей: твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.
А сейчас, уважаемые педагоги, я приглашаю, вас посетить таинство техники эмбру. У кого, сегодня не очень хорошее настроение? Мы сейчас будем настроение поднимать.
Я уже могу говорить о результатах своей работы, не смотря на то, что впереди еще два месяца.
– дети проявляют интерес к окружающим предметам и явлениям;
– у них развита познавательная активность, самостоятельность, инициативность;
– они осмысливают задания, точно выполняют их с небольшой помощью взрослого;
– умеют легко устанавливать простейшие причинно-следственные связи;