Надежда Молдованова
Хороводная игра как средство приобщения старших дошкольников к истокам русской народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Рука в руке – детская дружба на всю жизнь, круг, как символ чего угодно: солнца, года, жизненного цикла, ощущения целостного единства и своей сопричастности к нему – всё это живёт в нас и, как сказочный магической круг, оберегает от невзгод взрослой жизни.
Едва научившись ходить, мы беремся за руки, встаём в круг и поё м имениннику: «Испекли мы каравай». Потом всё детство нас кружат хороводы вокруг новогодней ёлочке.
Актуальность.
Окунемся немного в историю.
Темочки:
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Русские народные игры
- Старшая группа
- Хороводные игры
- Темочки
В старину у людей была днем работа, а отдых, забавы да утехи вечером или в праздничный день. На улице собирались и стар, и млад. Дети разного возраста играли вместе, поэтому умели считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры. А в праздничные дни взрослые устраивали соревнования. Игры передавались из уст в уста из поколения в поколение.
Наши дети должны хорошо знать все, что связано с народной культурой : русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор : считалки, стихи, потешки, прибаутки.
Хороводные игры - верный помощник в организации детей. Как только организовываешь хоровод, все дети сразу сбегаются, забываются обиды и ссоры.
Учитывая выше сказанное, в реализации образовательного проекта «Танцевально - двигательная студия «Подсолнушки», важное место занимают хороводные игры и решается задача, (представленная на слайде) :
- приобщение детей к русскому фольклору и воспитание уважения к традициям русского народа.
В поисках теоретической информации я обратилась к авторам, чьи методики посвящены разучиванию хороводных игр. В нее вошли: (они представлены на слайде)
- «Знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры» Круглова Н. Журнал «Дошкольное воспитание»;
- Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через организацию народных праздников. О. Л Князева, М. Д. Маханева;
- «Русские народные подвижные игры» М. Ф. Литвинова;
- «Развитие игровой деятельности» Н. Ф. Губанова.
По утверждениям авторов при разучивании хороводных игр дети проявляют свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других, игра сплачивает и сближает детей.
Методы, используемые в работе над хороводными играми : (классические)
- наглядно-слуховой (выразительное исполнение музыки);
- наглядно-двигательный (показ игр, отдельных ритмических сочетаний);
- словесный (указания, пояснения в ходе выполнения движений).
На слайде представлен алгоритм работы над хороводной игрой :
1) построение фигуры (круг, полукруг, и т. д)
2) распределение ролей (с помощью считалки выбираем водящего и т. д)
3) знакомство и заучивание текста
4) знакомство с движениями
5) отработка элементов
6) репетиция
7) непосредственно игра.
Из представленного алгоритма считаю самым важным первый пункт, как основополагающий для хороводной игры, так как остальные пункты алгоритма, используются при работе над подвижными, речевыми и другими играми.
При построении фигуры соблюдается возрастной принцип и принцип «от простого к сложному».
Если в младшем дошкольном возрасте - круг, в среднем дошкольном возрасте - круг, полукруг, пара, то в старшем дошкольном возрасте - улица, колонна, звездочка, клин, фигуры уже более сложные.
В хороводных играх важное место занимают атрибуты: цветные платочки, ленточки, деревянные ложки, дудочки, веночки; музыкальное сопровождение, русские народные костюмы.
Результат своей педагогической деятельности я представляю на отчетном итоговом мероприятии по образовательному проекту «Танцевальная студия».
Например, в конце года прошло «Русское гуляние» с детьми подготовительной группы.
Ожидаемые результаты представлены на слайде.
- сформирован устойчивый интерес к хороводным играм;
- развито чувство ритма и музыкального слуха;
- знают стихи, сопровождающие хороводные игры;
- сформировалась доброжелательное отношение детей друг к другу, умение и желание играть вместе в хороводные игры.
Давайте чаще играть в народные игры, водить хороводы, и тогда у детей будет сформирован устойчивый интерес к хороводным играм; доброжелательное отношение детей друг к другу, умение и желание играть вместе в хороводные игры.