Надежда Шпакова
«Хорошие поступки — радость, а плохие — огорчение». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Хорошие поступки – радость, а плохие огорчение» конспект ООД по речевому развитию.
Группа: старшая.
Образовательная область: «Речевое развитие».
Тип: речевое развитие
Вид: повторение пройденного материала.
Цель: обогатить опыт детей поступками, которые могут порадовать близких людей. Задачи:
Образовательные:
расширять знания детей о добрых поступках;
продолжать формировать у детей мотивации на совершение добрых поступков, которые могут порадовать близких людей;
закрепить умение оценивать свои поступки и поступки сверстников, поступки сказочных героев, классифицировать их на «положительных» и «отрицательных»;
продолжать учить составлять сложноподчиненные предложения с союзом «потому что»;
совершенствовать познавательную активность детей.
Развивающие:
развивать умение наблюдать, развивать, сравнивать, анализировать;
развивать связную речь, слуховое внимание, память, упражнять в подборе антонимов;
развивать общую и мелкую моторику, двигательную активность, координацию движений;
способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы детей
развивать творчество, аккуратность в работе.
Воспитательные:
воспитывать чувство доброжелательности, сопереживания, отзывчивости, потребность в дружеских взаимоотношениях;
воспитывать дружелюбное отношение детей к взрослым, друг к другу.
Словарная работа: доброта, полезное дело.
Предварительная работа: чтение произведений В. Маяковского, В. Осеевой, Л. Толстого, беседа «Хорошие поступки дома, в детском саду, в общественных местах», «Вежливые слова», чтение, разучивание стихотворений.
Методы и приемы: сюрпризный момент (письмо, беседы, дидактические и речевые игры, упражнение на дыхание, показ, объяснение, поощрение.
Материалы и оборудование: разноцветные кружки с символами (улыбка, ладошка, сердце, солнце, картины с изображением хороших и плохих поступков людей, зеленые и красные ладошки по количеству детей, радостное и грустное солнце, сердечко, семечки, порванная книга, стакан с водой, листок бумаги и фломастер, картины из сказок, сердечки, шкатулка, письмо, посылка.
Ход ООД:
Под музыку «Дорогою добра» организую детей в круг.
Воспитатель: - Доброе утро, ребята! Раз, два, три, четыре, пять - становитесь в круг играть (дети встают в круг). Давайте все улыбнемся. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумайте, как хорошо, когда все люди вежливы и приветливы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту, красоту, хорошее настроение, а выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения, плохое настроение. (Упражнение на дыхание)
Упражнение «Секрет»
Воспитатель: - Дорогие ребята, посмотрите, у нас сегодня круг радости с секретом!
(На полу по кругу разложены разноцветные кружочки.)
Воспитатель: - Возьмите каждый свой кружок, переверните его, и вы увидите этот секрет. Он заключается в том, что, рассмотрев свой кружок, вы поймёте, как вам нужно сегодня поприветствовать друг друга. У кого нарисована улыбка - улыбнитесь другу, у кого ладошка - пожмите руку, у кого сердечко – обнимите друг друга, у кого солнце – скажите доброе слово.
Другу руку протяну, слово доброе скажу,С ним сердечно обнимусь и конечно, улыбнусь (Дети приветствуют друг друга)
Воспитатель: - Спасибо всем! Какое настроение у вас бывает, когда вы говорите добрые слова друзьям? (ответы детей)
Воспитатель: - Добрыми бывают не только слова, но и поступки. Что же такое добрый поступок?
Дети: - Это поступок, в котором проявляется забота о человеке, уважительное отношение к нему, внимание.
Воспитатель: - Ребята, сегодня я получила письмо от волшебной Феи, в котором она приглашает нас в страну добрых дел:
«Добрый день, мальчишки и девчонки! Я волшебная Фея, пишу вам из страны добрых дел. Ребята, я приглашаю вас в гости в нашу чудесную страну. Но наша страна волшебная и отыскать её могут только самые добрые, отзывчивые и воспитанные дети. Поэтому я решила вас проверить и приготовила для вас задания, если вы справитесь с ними, то найдете нашу страну. Вам поможет моя картина подсказка».
Воспитатель: - Вы хотите попасть в сказочную страну? Для того чтобы понять, сможем ли мы найти страну добрых дел, нам сегодня нужно выполнить все задания Феи. Что нарисовано на картинке-подсказке Феи?
Дети: - Радуга.
Воспитатель: - Правильно радуга. Нам придется пройти по цветам радуги и выполнить задания Феи. Итак, к какому цвету мы пойдем первым?
Дети: - Красному.
Дидактическая игра «Хорошо или плохо?»
Воспитатель: - В семье вас любят, заботятся о вас. А ваши поступки могут радовать или огорчать близких вам людей. Фея предлагает нам поиграть в игру «Хорошо – плохо». Я называю поступок, а вы показываете ладошки: зеленые - если этот поступок порадует ваших близких, и красные - если огорчит.
• Вы съели за обедом весь суп. • Вы подрались и толкали друг друга. • На прогулке покормили птиц. • Поиграл с игрушками и не убрал их на место. • Помог маме пылесосить. • Утром, придя в детский сад, поздоровался со всеми детьми и взрослыми. • Поймал кота и тянул его за хвост. • Перед едой не вымыл руки. • Порвали новую раскраску. • Хорошо вели себя в детском саду.
Воспитатель: - Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить ваших близких. И надеюсь, что впредь вы будете совершать только хорошие поступки. Смотрите, здесь спрятана буква, давайте её возьмем, может она нам понадобится. Но нам пора двигаться дальше. Идем к столу с оранжевым кружочком.
Дидактическая игра «Оцени поступок»
(Предлагаю детям картинки с изображением разных поступков и объясняю правила игры)
Воспитатель: - Дети, Фея прислала нам вот такие картинки, внимательно посмотрите на них, подумайте хорошие или плохие поступки совершают люди, изображенные на них. Ребята, у которых люди ведут себя хорошо – подходят к радостному, улыбающемуся солнышку, а картинки, на которых дети поступают неправильно, нужно отнести к расстроенному, грустному солнцу.
(Дети распределяются на две группы.)
Воспитатель: - Объясните свой выбор, начните так: «Мальчик поступает неправильно, потому что…», или «Девочка делает хорошо, потому что.».
Воспитатель: - Молодцы. Переходим к заданию с желтым кружочком.
Речевая игра «Скажи наоборот»
Воспитатель: - А сейчас давайте и сами ненадолго станем добрыми волшебниками – превратим «плохие поступки» в «хорошие». Сядем на стульчики. (Дети садятся по кругу). Я буду подавать каждому по очереди это красивое улыбчивое сердечко. Вы называете слово противоположное по значению и возвращаете сердечко мне.
Испачкать одежду – постирать одежду. Поломать – починить. Разбросать игрушки – собрать игрушки. Разорвать книгу – склеить книгу. Намусорить – убрать. Промолчать при встрече – поздороваться. Оторвать пуговицу – пришить пуговицу. Оставить грязной посуду – вымыть посуду. Поссориться с другом – помириться с другом. Похвастаться игрушкой – поделиться игрушкой. Жадничать – делиться. Обижать младших – защищать младших. Воспитатель: - И это задание Феи вы выполнили, нам надо двигаться дальше.
Игровое упражнение «Закончи предложение»
Воспитатель: - Нашими поступками мы можем радовать и своих друзей, ведь у каждого из нас непременно есть друг. Поэтому сейчас мы поиграем в игру «Закончи предложение», я буду читать начало, а вы придумайте конец моему предложению:
- Если мой друг расстроен и плачет, я …- Если у моего друга плохое настроение, я. - Мой друг упал и ударился, я …- У меня есть велосипед, а у друга нет, я…- Если я принес в детский сад игрушку, которой нет у моего друга, я …
Воспитатель: - Умницы.
Дидактическая игра «Положительный и отрицательный герой»(Предлагаю детям картинки из разных сказок и объясняю правила игры)Воспитатель: - Дети, не только в нашем с вами мире, но и в сказочном, есть герои, которые совершают хорошие, добрые поступки их называют положительные герои. А есть сказочные персонажи, которые поступают неправильно – их называют отрицательными. Надо собрать сказочного героя и сказать какой он – положительный или отрицательный персонаж и хороший или плохой поступок совершает. (Например: «Волк - отрицательный герой, потому что она поступает плохо, он обманывает семерых козлят).
Воспитатель: - Молодцы. Идем к кружочку синего цвета.
Игровое упражнение «Добрый поступок»
Детям предлагаются разнообразные предметы (зернышки, цветок, сломанная игрушка, листок бумаги и фломастер).
Воспитатель: - Дети, Фея предлагает нам выполнить следующее задание поиграть в игру «Добрый поступок». У каждой команды будет предмет, вы должны подумать и сказать:
- Что лежит на столе? Можно ли с помощью этих предметов совершить добрые поступки? Какие?
Дети: - Зернышками накормить птиц, книжку подклеить, на листке бумаги нарисовать что-то приятное и подарить близкому человеку и т. д.
Воспитатель: - Вы такие молодцы, сколько добрых дел сделали! А сейчас последнее задание Феи, садитесь за столы. На столе лежит большой белый лист, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры. (на выбор).
Предлагаю детям на листе бумаги обвести свою ладошку. Каждый пальчик – доброе дело, которое ребенок сделал для другого человека. Дети называют, какое и для кого они сделали доброе дело, а потом выбирают цвета, соответствующие их добрым делам, и раскрашивают ладошки.
«Ладошка доброты»
(здоровьесберегающая технология – элементы арт-терапии). Дети рисуют под музыку. (Звучит песня о доброте.)
Воспитатель: - Видите, какие красивые у вас получились ладошки. Вы все молодцы, сделали много добрых дел. А что вам нравится больше: когда для вас делают доброе дело или, когда вы сами его делаете? Ответы детей.
Воспитатель: - Давайте ещё раз улыбнёмся друг другу, посмотрите, даже в группе стало теплее и светлее Я хочу, чтобы вы всегда заботились и помогали друг другу, не обижали и были внимательны к окружающим.
Воспитатель: - Сегодня мы с вами поговорили про хорошие и плохие поступки, вспомнили некоторых персонажей сказок, поиграли в игры и выполнили все задания Феи.
Воспитатель: - Ребята, мы же собрали буквы, давайте из них соберем слово и прочтем, может это ключ от страны добрых дел. Здесь написано «ДОБРОТА».Ребята, волшебница Фея прислал нам посылку, давайте посмотрим, что в ней. (Достаю коробку со шкатулкой.)
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, здесь шкатулка, а в ней записка:
«Дорогие ребята, я убедилась, что вы добрые, воспитанные и отзывчивые дети и за это я открою вам секрет: страна добрых дел находится совсем близко, она в ваших маленьких добрых сердцах, и чем больше добрых дел вы будете делать, тем она будет красивее, больше и лучше».
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, а в шкатулке еще что-то есть. Волшебница прислала нам подарки: сердца, для того, чтобы мы всегда помнили, что нужно всегда оставаться добрыми и делать только добрые поступки. (Раздаю сердечки).