Юлианна Сытникова
Коррекционно-развивающая программа для детей среднего возраста: коррекция эмоционально-волевой сферы (детская агрессия)
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
В современном обществе проблема агрессивного поведения обостряется всё больше и больше. Практически каждый день все мы становимся, так или иначе, жертвами агрессивных проявлений или наблюдателями конфликтного общения. Часто в роли так называемых «благополучных», «нормальных» агрессоров, которые с раздражением смотрят на окружающих и мимоходом отпускают саркастические замечания, каждый также бывает нередко.
Публикация «Коррекционно-развивающая программа для детей среднего возраста: коррекция эмоционально-волевой сферы (детская агрессия)» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Данная программа направлена на оказание психологической помощи детям среднего и старшего дошкольного возраста, имеющим нарушения в эмоционально-волевой сфере, а именно – повышенный уровень агрессивности. Поведение этих детей характеризуется драчливостью, настороженностью, подозрительностью. Они отбирают и ломают игрушки, обзывают других детей.
Цель программы : преодоление агрессивного поведения у средних и старших дошкольников.
Задачи:
1. Снятие аффекта "неадекватности", формирование адекватной самооценки детей.
2. Развитие навыков общения, игровых умений и навыков, регуляция социальных отношений детей.
3. Снятие чрезмерного напряжения детей.
4. Развитие и обогащение навыков адекватного, конструктивного поведения.
5. Обучение ауторелаксации.
Периодичность: 1 раз в неделю в течение 2 месяца. Длительность занятия – 25 минут.
Планируемый результат:
- повышение уверенности в себе;
- снижение агрессивности;
- адекватное, конструктивное поведение.
Методы и техники:
- игры на взаимодействие, свободные и тематические игры-драматизации;
-ролевое проигрывание моделей желательного поведения в различных жизненных ситуациях;
-психогимнастика (имитационные игры);
-свободное и тематическое рисование;
-метафорические этюды-релаксации;
-беседа, обсуждение рассказов, игр и т. п. ;
-танцы, ритмико-телесные упражнения, валяние (телесные релаксации, - ---упражнения на развитие мелкой моторики руки с одновременным развитием артикуляционной моторики, физкультминутки, подвижные игры.
Тематический план занятий
№№ месяц Цель, задачи Задания
1 апрель Определение причин агрессивного поведения ребенка 1. Наблюдение
2. Методика: «Изучение эмоционально - обусловленного поведения дошкольников»
3. Беседа с воспитателем
2 Снятие психофизиологического напряжения. 1. «Здоровалки»
2. «Курица, цыплята и ястреб»
3. «Общий круг»
4. Рефлексия.
5. «На море»
6. «Фея (волшебник) сна»
3 Закрепить способность дифференцировать понятия «добро» и «зло», осознание моральной стороны поступков, научить детей способам выражения сопереживания и сострадания. 1. «Здоровалки»
2. «Веретено»
3. «А я …»
4. «Мама устала»
5. «Рисуем эмоции пальцами»
4 Обучить детей эффективным способам общения. 1. «Здоровалки»
2. «Лохматый пес»
3. «А я…»
4. "Попроси игрушку" -- вербальный вариант
5. «Что это?»
6. «Фея (волшебник) сна»
5 май Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность "легальным образом" выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло. 1. «Здоровалки»
2. «Своя тень»
3. «А я….»
4. "Два барана"
5. «Где мы были не скажем, а что делали покажем»
6. "Попроси игрушку" -- невербальный вариант
7. «Каждый спит»
6 Вербализация испытываемых чувств, закрепление положительной черты характера (миролюбия). 1. «Здоровалки»
2. «Будь внимателен!»
3. «А я…»
4. «Передай настроение»
5. «Головомяч»
6. «Что такое быть злюкой?»
7 Вербализация чувств, их осознание и закрепление. 1. «Здоровалки»
2. «Спящий кот»
3. «А я…»
4. «Аэробус»
5. «Чувствуем вслух»
6. «Спать хочется»
7. «Фея (волшебник) сна»
8 Отреагирование агрессии 1. «Здоровалки»
2. "Выбиваем пыль"
3. «Ругаемся овощами»
4. «Жужа»
5. Спать хочется»
6. «Фея (волшебник) сна»
9 июнь Снятие негативных эмоций 1. «Здоровалки»
2. «Спящий кот»
3. «Рубка дров»
4. «Камешек в ботинке»
5. «На лесной полянке»
Список литературы
1. Семенака С. И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающее занятие для детей 5-8 лет. - М., 2004
2. Смирнова Е., Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения со сверстниками. // Дошкольное воспитание. №8. 2003. С. 73-76.
3. Фурманов И. А. Детская агрессивность. Психодиагностика и коррекция - Минск, 1996
4. Чистякова М. И. Психогимнастика / Под. Ред. М. И. Буянова. - М., 1995.