Кулешова Светлана
Грамматически правильная речь как показатель готовности детей к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков, определённых программой подготовительной группы дошкольных учреждений общего типа. Детский сад является первой ступенью в системе народного образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе.
Публикация «Грамматически правильная речь как показатель готовности детей к школе» размещена в разделах
Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух, четкая артикуляция звуков родного языка, знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой; выработка гибкости и точности движения руки, глазомера. Речевое и языковое развитие ребенка должно плавно и грамотно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Анализируя речевую сферу на начало года в подготовительных группах, я обратила внимание на невысокий уровень речевого развития у детей. Интенсивная, целенаправленная, усиленная работа проводилась затем весь год. Словарный запас детей был недостаточен; много детей неправильно произносили звуки родного языка. Исследуя слуховую дифференциацию звуков, некоторым детям они казались одинаковыми, поэтому они в дальнейшем неизбежно бы затруднялись при выборе соответствующим звукам букв во время письма. Общаясь с учителями начальной школы, которые отмечали, что дети с неразвитым фонематическим слухом испытывают трудности в усвоении букв, медленно читают, допускают ошибки при письме. Напротив, обучение чтению идет успешнее на фоне развитого фонематического слуха. На это я в дальнейшей своей работе стала обращать особое внимание.
Дети замыкались, стеснялись отвечать на вопросы, пересказывать рассказы, читать стихи, т. к. имели дефекты в речи, делали звуковые замены. Это стало одной из главных проблем в обучении детей грамоте и их подготовке к школе. Но основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду : развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи.
Научные исследования и опыт работы учителей показали, что дети с хорошо развитой речью успешно овладевают грамотой и всеми другими учебными предметами.
Была поставлена цель: Развитие грамматически правильной речи, через разные формы и методы работы.
Чтобы работа по данному направлению шла успешно, были поставлены задачи:
1. Изучить специальную литературу.
2. Диагностировать особенности речевого развития детей в каждой возрастной группе.
3. Уточнить формы и методы взаимодействия педагогов.
4. Создать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей.
5. Провести коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими недостатки в развитии речи.
6. Организовать педагогическое просвещение родителей.
Для решения поставленных задач, использовала следующие методы и приемы:
- Составление картотеки дидактических игр по возрастам, которые способствуют развитию у ребенка грамматически правильной речи с использованием их в разных видах деятельности;
-Составление картотеки по художественному слову (стихи, потешки, скороговорки, чистоговорки на определенный звук) и ее использовала, как на занятиях, так и вне занятий;
- Создание условий для развития речевой деятельности и речевого общения детей :
• В каждой возрастной группе создается соответствующая развивающая среда.
• Организуется и поддерживается речевое общение детей на занятиях, вне занятий.
• Создаются ситуации общения.
• Организовываются игры на развитие звуковой культуры речи, связной речи, на обогащение и развитие словаря.
- Оформление детских творческих альбомов. Дети занимаются словотворчеством, развивая воображение и творческую фантазию, связную речь. Они делают зарисовки, составляют рассказы, опираясь на свои рисунки.
- Театрализованная деятельность с использованием разных видов театров;
- Создание в группе «Детской игротеки»; где помимо фабричных настольно- печатных, дидактических игр, имеются игры-самоделки, изготовленные руками детей.
- Организация «Игровой мастерской», где будем в перспективе с детьми придумывать и составлять кроссворды, ребусы, головоломки, изготовлять игры, делать фризы, коллажи, панно, создавать макеты для ролевых и сюжетно-ролевых игр, в которых хорошо развивается речь.
Родителям предложили наиболее эффективные активные формы:
– «Игротека» - подборка практических игр и упражнений на обогащение и развитие словаря, звуковой культуры речи, грамматически правильной и связной речи в домашних условиях;
- Действует родительский клуб по интересам «Скоро в школу».
- Проводятся совместные праздники и развлечения.
Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребё нка: без полноценно прожитого, всесторонне наполненного детства вся его последующая жизнь будет ущербной. Чрезвычайно высокий темп психического, личностного и физического развития в этот период позволяет ребёнку в кратчайшие сроки пройти путь от беспомощного существа до человека, владеющего всеми основными началами человеческой культуры. Он идёт по этому пути не в одиночестве, рядом с ним постоянно находятся взрослые – родители, воспитатели, логопеды, психологи. Это грамотное взаимодействие взрослых обеспечивает максимальную реализацию всех имеющихся у ребенка возможностей и позволит избежать многих трудностей, поэтому проблема развития у детей грамматически правильной речи – одного из показателей готовности ребенка к обучению в школе будет успешно решаться, благодаря тесному сотрудничеству воспитателя, специалистов и родителей, используя разнообразные формы и методы работы.