Ольга Арефина
Выступление психолога на родительском собрании в подготовительных группах «Особенности детей 6–7 лет. Готовность к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый вечер, уважаемые родители!
Рада приветствовать вас сегодня в этом зале!
Сегодня мы с вами поговорим об особенностях детей 6-7 лет и о готовности к школе.
Итак, начнем, коротко о психических особенностях.
В возрасте 6-7 лет у детей складываются предпосылки для начала систематического школьного обучения. У них возрастает познавательная активность, интерес к миру, желание узнавать новое. Дети начинают проявлять интерес к творчеству, у них развивается воображение, дети стремятся к самостоятельности. Складываются предпосылки вхождения ребенка в более широкий социум. Развивается произвольность и воля. Детям 6-7 лет свойственно преобладание общественно-значимых мотивов над личностными. Развивается эмпатия, сочувствие. Самооценка ребенка 6-7 лет достаточно адекватна, более характерно ее завышение, чем занижение. Ребенок более объективно оценивает результат деятельности, чем свое поведение. В 6-7 лет развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного. Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.
Публикация «Выступление психолога на родительском собрании в подготовительных группах „Особенности детей 6–7 лет, Готовность к школе“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
А сейчас поговорим о готовности к школе.
Вас наверняка уже начали волновать вопросы о том, как подготовить ребенка к школьному обучению, что должен знать и уметь будущий первоклассник?
Итак, существует несколько видов готовности ребенка к школе :
1. Психофизиологическая готовность
2. Психолого-педагогическая готовность
3. Социально-личностная готовность.
Поговорим подробней о психофизиологической готовности.
Физиологическое развитие ребенка непосредственно влияет на школьную успеваемость и является основой для формирования психологической и социальной готовности к школе.
Физиологическая готовность определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья.
Ребенок считается готовым к школьному обучению, если по физическому и биологическому развитию он соответствует формальному (т. е. паспортному) возрасту или опережает его и не имеет медицинских противопоказаний.
Критерии готовности ребенка к школе :
1. Морфологические
- абсолютные размеры тела (масса не ниже 23 кг.)
- пропорции тела (Филиппинский тест)
- смена зубов
2. Физиологические
- моторика (наличие фазы полета при беге, способность к прыжку, способность к броску)
- работоспособность (усидчивость, способность не отвлекаться, выполняя конкретное задание, как минимум в течение 15 минут)
- чувство времени должно приблизиться ко взрослому
Проще всего оценить степень биологического созревания организма по изменению пропорций тела в периоды ростовых скачков. В дошкольном возрасте (5-6 лет) дети переживают полуростовой скачок роста.
Для того, что бы узнать, прошел или нет полуростовой скачок, нужно провести Филиппинский тест. Попросите ребенка дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой. Полуростовой скачок заключается в существенном удлинении рук и ног. Тест точно характеризует именно биологический возраст ребенка, так как отражает не просто характеристику скелета, а степень морфофункциональной зрелости организма. В первую очередь это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Физиологами установлено, что, если ребенок начинает посещать школу до того, как у него прошел полуростовой скачок, это резко отрицательно сказывается на его здоровье, в первую очередь – психическом.
Физиологические системы организма должны приобрести свойства, обеспечивающие дееспособность ребенка в режиме умеренной умственной и физической нагрузки. Должны созреть нервные центры, управляющие разнообразными видами деятельности. В частности, способность к достаточно тонкой координации движений – это свойство нервной системы, которое реализуется только на определенном уровне ее зрелости. Именно с этими способностями связано обучение письму.
И, наконец, должны произойти качественные изменения в обменных процессах, благодаря которым ребенок приближается ко взрослому по внутреннему ощущению времени.
При низком уровне развития крупных движений (то есть движений рук, ног, всего тела) у школьников часто возникают трудности в занятиях физкультурой, а так же в общении со своими сверстниками (ребенок оказывается не в состоянии играть с другими детьми в подвижные игры). Поэтому развитие крупных движений – один из важных показателей степени подготовленности к школе.
Теперь поговорим поподробней о развитии мелкой моторики и о подготовке руки к письму.
Высокий уровень развития мелкой моторики – это одна из самых важных предпосылок успешного обучения. Но у многих детей 6-7 лет это умение сформировано недостаточно.
Для проверки уровня развития мелкой моторики можно использовать задание «Езда по дорожке» (Приложение 1). Попросите ребенка «проехать по дорожке», соединив, к примеру, машинку и дом. (Демонстрация теста)
Результат оценивается как высокий, если отсутствуют выходы за пределы дорожки, если карандаш отрывался от бумаги не более трех раз, и если отсутствуют нарушения линий. Результат оценивается как низкий, если имеется три и более выхода за пределы дорожки, а так же если есть ярко выраженные нарушения линии (неровная, дрожащая линия, очень слабая, почти невидимая или наоборот с очень сильным нажимом, рвущим бумагу, с многократным проведением по одному и тому же месту). В промежуточных случаях результат оценивается как средний.
Если вы считаете, что рука вашего ребенка недостаточно готова к овладению письмом в школе, то используйте оставшееся время для укрепления руки и развития моторики. В этом вам поможет комплекс упражнений и методика Т. В. Фадеевой (Приложение 2).
Комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости, методика Фадеевой (памятки раздать)
Теперь поговорим о психолого-педагогической готовности.
ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ
Еще одним из основных показателей готовности ребенка к школьному обучению является развитие у него произвольности, что обеспечивает полноценное функционирование всех психических функций и поведения в целом.
Произвольное поведение – это умение слушать и умение слушаться.
Как показывает практика, лишь немногие дети к моменту поступления в школу обладают достаточно высоким уровнем произвольной саморегуляции.
Произвольность проверяется тестом «Графический диктант». Ребенку предлагается нарисовать 3 узора по клеточкам, следуя словесной инструкции.
Формируйте у ребенка произвольное поведение – умение подчинять свое поведение воле, а не чувствам.
В этом могут помочь, например, следующие игры:
- конструирование
- игра «Да и Нет не говорить»
- игра «Поймай букву»
- игра «Шифровки» и т. п.
Так же следует обратить особое внимание на развитие внимания, мышления и памяти.
ВНИМАНИЕ
Нередко кажется, что все школьные беды ребенка – от его невнимательности. Внимание – это основа любой интеллектуальной деятельности. Ни один психический процесс не может протекать без внимания, то есть чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения в школе.
Развивать внимание у ребенка помогут такие игры, как например:
- игра «Что изменилось?»
- игра «Найди отличия»
- игра «Опиши соседа»
- игра «Сделай как я» и т. п.
МЫШЛЕНИЕ
Для развития мышления можно использовать такие игры как:
- игра «Поиск противоположного»
- игра «Поиск аналогов»
- игра «Назови одним словом»
- игра «3-ый лишний» и т. п.
ПАМЯТЬ
Для развития памяти можно использовать такие игры как:
- игра «Что исчезло?»
- игра «10 слов»
- игра «Фотоаппарат»
Сейчас коротко о социально-личностной готовности.
Социально-личностная готовность ребенка заключается в формировании у него готовности к новым формам общения, новому отношению к окружающим и самому себе, к принятию новой социальной позиции школьника.
Формируйте у ребенка мотивацию к учению, рассказывайте о школе (и положительные и отрицательные моменты, рассказывайте о требованиях школы, развивайте коммуникативные навыки, учите ребенка правильно реагировать на неудачи, на замечания учителей и т. д.
Сейчас предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в те игры, в которые играют ваши дети у меня на занятиях.
1. Игра «Давайте познакомимся» (если позволит количество человек)
По очереди передавать мячик и называть то, как вас называли родители в детстве.
2. Игра «Черный ящик или что спрятано?»
Ваша задача угадать, что спрятано в коробке, используя наводящие вопросы, на которые я могу отвечать только односложно ДА и НЕТ.
3. Игра «Пантомимы» (показать без слов предмет)
4. Релаксация «Тихое озеро»
Подводя итог своего выступления, хочу сказать, играйте со своими детьми, проявляйте свою фантазию в занятиях с детьми, наслаждайтесь совместно проведенным временем, проводите досуг всей семьей. Дети растут быстро, поэтому цените каждый миг, проведенный вместе! Любви вам и терпения!
На этом наша с вами встреча закончена. Желаю вам успехов! До новых встреч!
Приложение 1
Приложение 2
Упражнения, облегчающие обучение письму
Для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму полезна методика Т. В. Фадеевой.
Упр. 1 Ладошки лежат на парте. Дети поднимают пальцы по одному сначала на одной руке, затем – на другой. Повторяют это упражнение в обратном порядке.
Упр. 2 Ладошки лежат на парте. Дети поочередно поднимают пальцы сразу на обеих руках, начиная с мизинца.
Упр. 3 Дети зажимают ручку или карандаш средним и указательным пальцами. Сгибают и разгибают эти пальцы, следя за тем, что бы ручка не опускалась ниже большого пальца.
Упр. 4 На столе лежат 10-15 карандашей или счетных палочек. Одной рукой надо собрать их в кулак, беря по одной штуке, затем так же по одной положить на стол.
Упр. 5 Дети зажимают ручку вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делают «шаги» по столу.
Упр. 6 Один конец ручки дети зажимают средним и указательным пальцами правой руки, при этом другой конец направлен от груди. Перевернув ручку, дети вкладывают ее в левую руку свободным концом. Затем вкладывают в правую руку.
Упр. 7 Это упр. напоминает перекатывание мячика в руках. Зажать карандаш между ладоней и катать его вверх-вниз по ладоням.
Комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости:
1. Пальчиковая гимнастика
2. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками
3. Занятия с пластилином
4. Занятия с конструктором: закручивание гаек, шурупов
5. Игры с мозаикой: составление картин п образцу и самостоятельное придумывание сюжетов
6. Вырезание ножницами
7. Рисование различными инструментами и материалами: ручкой, карандашом, мелом, акварелью
8. Работа с бумагой: складывание оригами, плетение, аппликация
9. Графические упражнения: штриховка-обводка, штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров непрерывными движениями руки, дорисовывание предметов
10. Раскраски