Татьяна Неруш
Варианты развития детей (готовность к школе)
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый родитель задается вопросом – в каком возрасте отдать своего ребенка в школу. Давайте попробуем в этом разобраться.
По мнению психологов, примерно 1/3 семилетних детей не готова к школьному обучению. С шестилетними детьми ситуация еще более сложная. Безусловно, среди них есть дети готовые к школе, но их очень немного.
Публикация «Варианты развития детей (готовность к школе)» размещена в разделах
Психологическая готовность напрямую связана с успешным обучением. Она определяет благоприятные варианты развития детей, требующие определенной коррекции. Очень часто при поступлении в первый класс выявляется не достаточная сформированность одного из компонентов психологической готовности. Есть мнение среди педагогов, что в процессе обучения легче развить интеллектуальные механизмы, чем личностные.
Дети с личностной неготовностью к обучению, отличаются детской непосредственностью, отвечают не поднимая руки, перебивая друг друга. Также могут во время урока делиться с учителем своими секретами, чувствами. Они обычно включаются в работу, только если учитель обращается именно к ним, в остальное время не следят за происходящим отвлекаются, что соответственно нарушает дисциплину. Такие дети обижаются на учителя, жалуются что учитель злой, не хотят идти в школу. Как правило это объясняется завышенной самооценкой и влечет за собой низкую продуктивность учебной деятельности и недовольство родителей.
Дети с интеллектуальной неготовностью к школьному обучению не могут понять и выполнить требования учителя и как следствие к низким оценкам. Интеллектуальная неготовность включает в себя разные варианты развития детей. Например – вербализм. Вербализм связан с высоким уровнем речевого развития, хорошей памятью, на фоне недостаточного мышления и восприятия. Такие дети владеют богатым словарным запасом и сложными грамматическими конструкциями, они предпочитают вербальное (словесное) общение со взрослыми и плохо включаются в практическую деятельность. Вербализм приводит к одностороннему развитию мышления, неумению работать по образцу, соотносить свою деятельность с заданиями, все это не позволяет успешно учиться в школе. Коррекционная работа с такими детьми включает в себя, возврат к тем видам деятельности, которые характерны для детей дошкольного возраста : игра, рисование, лепка, конструирование и т. д.
Психологическая готовность к школе является целостным образованием. Отставание в развитии одного компонента, влечет за собой искажение других. Также отклонения наблюдаются и при достаточно высокой готовности к школьному обучению, но в силу некоторых личностных особенностей, дети испытывают значительные трудности в учении.
Варианты развития 6-7 летних детей (по А. Л. Вагнеру)
1. Тревожность – она бывает ситуативной, но может стать и личностной особенностью. Тревожность может возникнуть при постоянном недовольстве учителей и родителей к учебной деятельности ребенка, обилие замечаний и упреков. Ребенок начинает бояться сделать что то не так. Такой же результат складывается в ситуации, если ребенок учится хорошо, но родители ожидают от него чего то большего, предъявляя завышенные требования. Из-за нарастания тревожности падает самооценка ребенка, снижается учебная деятельность. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей – действие только по образцам и шаблонам, боязнь проявить инициативу, формальному усвоению знаний. Эмоциональный дискомфорт увеличивается, если родители в общении с ребенком сосредотачиваются только на вопросах низкой продуктивности в учебе. Из этого вытекает, что неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на учебной деятельности, низкая результативная деятельность вызывает соответствующую реакцию окружающих. Разорвать этот круг, можно если изменить установки оценки родителей и учителя.
Родителям нужно помнить, что необходимо концентрировать внимание даже на малейших достижениях ребенка и не упрекая за незначительные недочеты. Такое отношение позволит снизить уровень тревожности ребенка и благоприятно повлиять на успешное обучение.