Резеда Сулейманова
Консультация для воспитателей ДОУ «Голос — волшебный инструмент»
▼ Скачать + Заказать документы
«Голос - волшебный инструмент»
Голос - это уникальный, глубоко индивидуальный инструмент. Ему подвластна и передача информации, и интонационно-чувственная окраска, без которой невозможно общение. Голос - это способ убеждения, эффективность которого зависит от тембровой и звуковой силы речевого звука. Именно поэтому голос необходимо беречь от ненужных перегрузок, от форсирования, к которому прибегают из-за неумения пользоваться им, из-за небрежного к нему отношения.
Публикация «Консультация для воспитателей ДОУ „Голос — волшебный инструмент“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Для голоса необходимы постоянная «настройка», тренировка. Они позволяют поддерживать профессиональный уровень, укреплять голосовые связки, формировать правильное дыхание.
Голос - главный инструмент, с помощью которого человек доносит до слушателей информацию. Чтобы выразить лично свою мысль, необходимо владеть правильной и ясной речью. Наш речевой аппарат часто сравнивают с органом или гармонью. Подобно этим инструментам он имеет «меха» - легкие, которые, расширяясь, наполняются воздухом, а сжимаясь, этот воздух выталкивают. Если человек правильно использует возможности дыхания, соотносит размеры объема своих легких, силу голоса с длинной фразы, то у него редко возникают сложности дыханием. Постоянные тренировки дыхательного аппарата расширяют возможности человека и позволяют не только свободно излагать материал, но и обогащать свою речь новыми тембровыми красками, логическими и эмоциональными паузами. Кроме того, тренировка помогает избежать таких недугов, как хронический бронхит и не смыкание связок.
Предлагаем упражнения для тренировки дыхания.
Положите кисти рук на бедра указательными пальцами вперед, касаясь ими нижних ребер грудной клетки. Набирать воздух с избытком не следует. Дышите по расчету времени.
Вдох: раз, два, три, четыре, пять. Задержите дыхание: раз, два, три.
Выдох: раз, два, три, четыре, пять. При выполнении элементов упражнений просчет следует делать мысленно.
Упражнения на быстрое дыхание и столь же быстрое выдыхание после длительной задержки воздуха.
Дробное вдыхание и выдыхание на счет раз-два.
Сила голоса - это его громкость. Для тренировки силы звучания может использоваться прием "«эхо"». Он помогает выработать умение быстро переключить голос с тихого звучания на громкое и наоборот, а также укрепляет голосовые связки.
Высота голоса - его способность к тональным изменениям, то есть его диапазон. В бытовой речи человек использует 3-4 ноты, но для работы с аудиторией желательно диапазон расширять. Для этого хорошо использовать произнесение текстов нараспев. Высота звука поднимается с каждой поэтической строкой.
Тембр голоса ~ его окраска, зависит от физических данных и от психических. Тембр голоса надо постоянно корректировать, обогащать, изыскивая новые резервы, заключающиеся в осмыслении произносимого текста.
Подвижность голоса - это его гибкость, способность без усилий изменяться по силе звучания, по высоте, тембру. Подвижность голоса обеспечивает и легкость изменения темпа речи.
Упражнения на использование различных темпов можно проводить как в распевном, так и в речевом звучании.
Чередование медленных и быстрых строчек речевым способом при одновременном повышении или понижении голоса на строке. Затем выполнить упражнение с понижением голоса на полтона вниз на каждой строке.
Чередование одной медленной строки с одной быстрой при одновременном повышении или понижении высоты голоса. Чередование двух медленных и двух быстрых строк с изменением высоты звучания. Перед изменением темпа надо поменять дыхание. Этот же текст можно использовать в упражнении на чередование трех медленных строк и одной быстрой с повышением последней на полтона.
Речь должна быть четкой и ритмичной. Правильное произнесение звуков речи зависит от работы артикуляционных органов: губ, нижней челюсти, языка, мягкого неба с маленьким язычком, гортани с голосовыми связками.
В образовании звуков участвуют также резонаторы полости грудной клетки, гортани, зева, рта, носоглотки, носа. Если один из резонаторов «закрыт» (например, при насморке, нарушений дыхания и т. д., звук гаснет, искажается, становится тусклым и нечетким.
Советы по личной гигиене.
Для успешной работы необходимо соблюдение целого ряда правил личной гигиены.
Предупреждение катаров верхних дыхательных путей. Для этого наиболее эффективен способ закаливания всего организма. Ежедневная утренняя гимнастика с упражнениями для развития органов дыхания и укрепления мышц брюшного пресса, обтирание водой комнатной температуры.
Для органов верхних дыхательных путей полезно ежедневное закаливание. Надо 30 раз сделать вдох и выдох с закрытым ртом через каждую ноздрю, а затем прополоскать полость рта и нос подсоленной водой.
При сухости в горле нужно полоскать горло щелочными минеральными водами или раствором, содержащим одну чайную ложку соды и две - три капли йода на стакан воды, причем полоскание должно быть теплым.
Огромный вред как здоровью вообще, так и речевому аппарату причиняет употребление алкоголя и курение.
Необходимо избегать резких перепадов температуры. Так, не рекомендуется выходить на холод сразу после горячего чая.
В работе с детьми необходимо учитывать особенности детского голосового аппарата.
Пение - наиболее доступный вид музыкальной деятельности ребенка. Дети знакомятся с песнями различного содержания, обучаются певческим навыкам и умениям. Происходит координация слуха и голоса. При определении задач учитываются возможности детей и их психофизиологические особенности. В результате реализации этих задач формируются способности ребенка, происходит развитие голосового аппарата.
Голосовой аппарат - это легкие, бронхи, трахея, гортань, носовая и ротовая полости. Воздух преобразуется в звук, проходя через связки, которые находятся в гортани.
К краям гортани связки прикрепляются специальными вокальными мышцами. Связки соединяются, а вокальные мышцы растягиваются. Но ребенок не рождается с вокальными мышцами. Они формируются лишь к 5-6-ти годам и заканчивают рост к 11-12-ти годам. До этого времени ребенок поет за счет натяжения голосовых связок, имеющих длину всего несколько миллиметров. Поэтому голосовой аппарат дошкольника очень нежен, хрупок и требует бережного обращения.
Разговорная речь ребенка должна быть зимой или в сырую погоду, давать детям пить холодную воду в момент разгоряченного состояния горла, есть на улице мороженое.
Необходимо удерживать ребят от форсированного пения, а резкие громкие звуки отрицательно влияют на слух, снижая его остроту и чувствительность. Нежелательно поощрять пение детьми песен взрослого репертуара. Взрослые песни рассчитаны на диапазон голоса взрослого человека, а дети, исполняя их, занимаются подражательством и срывают голос.
Необходимо следить, чтобы дети пели спокойно, без надрыва и крика.
При первых же признаках заболевания голосового аппарата следует обращаться к врачу-ларингологу.