Ольга Шевцова
Гимнастика пробуждения как фактор здоровьесбережения в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Гимнастика пробуждения как фактор здоровьесбережения в работе с дошкольниками
Здоровье - большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает предъявленные к нему требования. Здоровье - важнейшая предпосылка к формированию характера, развития воли, природных способностей.
Темочки:
- Гимнастика после сна. Пробуждающая гимнастика, побудка
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Темочки
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении направлена на сохранение и укрепление здоровья.
Особое внимание в нашем детском саду уделяется гимнастике пробуждения.
Гимнастика после дневного сна - это один из важнейших кирпичиков в становлении фундамента здоровья детей, укрепить который можно только при систематическом проведении. Переход от состояния сна к состоянию бодрствования происходит постепенно. После дневного сна дети просыпаются вялыми, у них низкая работоспособность, так как мышечный тонус расслаблен. После хорошей гимнастики исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, настроение и самочувствие ребёнка.
Цель такой гимнастики - способствовать быстрому и комфортному пробуждению детей после дневного сна. Обеспечить детям плавный переход от сна к бодрствованию, подготовить их к активной дальнейшей деятельности.
Задачи:
1. Осуществить переход организма от состояния покоя во время сна к повседневному рабочему состоянию через поднятие мышечного тонуса.
2. Укрепить опорно-двигательный аппарат.
3. Совершенствовать и развивать координацию движений.
4. Воспитывать потребности в здоровом образе жизни.
Гимнастика пробуждения дошкольников в нашем ДОУ начинается с гимнастики в кроватях. Перед выполнением упражнений одеяло и подушка убираются в сторону, обеспечивая тем самым ровное положение тела ребёнка. Упражнения проводят под спокойную, мелодичную музыку с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели включает потягивание, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, разведение рук в стороны, сгибание ног в коленях. Затем, сидя в кроватках, воспитанники выполняют самомассаж лица и рук, элементы пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз. Длительность гимнастики в постели составляет около 2-З минут.
Затем проводятся общеразвивающие упражнения у кроватей и ходьба по «тропе здоровья». Эта часть гимнастики проводится в заранее проветренной групповой комнате с применением массажных ковриков, дорожки здоровья. Нами в детском саду изготовлены массажные коврики своими руками. На тканевую основу нашиты массажные элементы – карандаши, крышки от бутылок, пуговицы, детали лего-конструктора, скорлупки грецкого ореха. Стоит отметить большую пользу массажных ковриков для детей, так как они направлены на профилактику плоскостопия и сколиоза, способствуют умственному развитию ребёнка, расслабляют и снимают напряжение.
Пройдя «тропу здоровья», воспитанники присаживаются на стульчики и переходят к упражнениям с массажными мячиками су-джок. Массажным мячиком дети выполняют массаж рук, ног, живота и спины. Цель таких упражнений – развитие мелкой моторики, общей координации и пластичности движений.
Также своими руками изготовлены предметы для самомассажа – это рукавички с нашитыми на них бусинами разного размера, тапочки с пуговицами для массажа стопы.
Проводятся упражнения с использованием ленточек, канатов небольшой длины, мешочков с песком. Эти атрибуты способствуют развитию равновесия у дошкольников.
В заключении проводится дыхательная гимнастика. Детям предлагаем надуть воображаемый шарик, запустить воображаемые мыльные пузыри, сдуть листочек с ладони и т. д.
Все упражнения проводятся в свободном темпе, без принуждения. Каждый ребенок выполняет упражнения в том объеме, который ему доступен и приятен. Если ребенок по каким-либо причинам не хочет выполнять упражнение, он просто наблюдает за выполнением или выполняет частично. Но при этом хочется отметить, что такие случаи бывают очень редко. В основном, наши ребята с удовольствием и интересом выполняют предложенные упражнения.
Некоторые родители делятся с нами информацией, что их дети и дома после сна выполняют элементы гимнастики пробуждения, что вдвойне нам, педагогам, приятно слышать.
Гимнастику пробуждения проводим в любое время года, в хорошо проветренном помещении.
Выстроенная таким образом система проведения гимнастики пробуждения, помогает детскому организму постепенно и мягко перейти от сна к активному бодрствованию с одновременным оздоровительно-закаливающим эффектом.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что, ежедневно выполняя комплекс гимнастики после дневного сна :
1) наметился положительный результат в оздоровлении детей;
2) совершенствуется техника выполнения упражнений;
3) появился интерес к сохранению и укреплению своего здоровья;
4) снизился уровень заболеваемости.
Подводя итог вышесказанному, хочется процитировать слова советского педагога В. А. Сухомлинского: «Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».