Наталья Жигалова
Гендерные стереотипы родителей и их влияние на развитие дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Важнейшим общественным институтом социализации ребенка является семья. Огромное влияние на его гендерную социализацию, индивидуальный жизненный путь и возможности самореализации оказывает гендерные ожидания, установки, представления и стереотипы родителей. Как показывают опросы, во многих даже широко различающихся культурах, родители отдают предпочтение рождению мальчика, причем отцы называют предпочтительным появление в два раза чаще, чем матери. Сразу после рождения девочки и мальчики начинают приобретать разный опыт как члены семьи и члены общества. Родители по-разному реагируют на плач девочек и мальчиков. К мальчикам подходят не так быстро и успокаивают реже, давая возможность самостоятельно справиться с ситуацией, благодаря чему мальчики учатся полагаться на себя, быть независимыми. Стиль же родительского воспитания в отношении девочек близок к гиперопеке. Психологические особенности личности, которые могут сформироваться в этом случае, - пассивность, неуверенность в себе, необходимость в опоре и поддержке другого человека, внешний локус контроля. Согласно исследованиям зарубежных ученых, в ожиданиях самостоятельности девочек и мальчиков в таких безопасных сферах деятельности, как уборка комнаты, складывание игрушек или одежды, родители демонстрируют незначительные различия. В то время как в сферах с достаточной степенью риска их ожидания относительно девочек и мальчиков существенно различаются. Родители позволяют мальчикам играть вдали от дома, ходить с поручениями по соседству, переходить одним улицу, пользоваться острыми предметами в раннем возрасте, чем это разрешается девочкам. Родительские запреты и опасения могут ограничивать развитие чувства компетентности, исследовательского поведения у девочек, повышать уровень их конформизма и зависимости. Способы родительской помощи мальчикам и девочкам в выполнении заданий тоже различны. По исследованиям выяснилось, что девочкам родители склонны оказывать специфическую помощь в виде готового решения или прямой инструкции, тогда как мальчикам - неспецифическую. Родители верят в их успех, поддерживают и ориентируют на самостоятельное выполнение задания. Как следствие у мальчиков уровень мотивации достижения выше, чем у девочек. Полотипичные игры и игрушки девочек (куклы, кухонная утварь, мягкие игрушки др.) исподволь готовят их к материнству и введению домашнего хозяйства, развивают умение общаться и навыки сотрудничества. Полотипичные игры и игрушки мальчиков (строительные игры, транспорт, военные игрушки и др.) побуждают их к изобретательству, преобразованию окружающего мира, стимулируют независимое, соревновательное поведение, формируют лидерские качества.
Публикация «Гендерные стереотипы родителей и их влияние на развитие дошкольника» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Гендерные стереотипы родителей влияют на:
- виды деятельности, в которые родители вовлекают своих детей;
- значение, которое родители придают приобретению детьми различных навыков и знаний;
- советы, которые дают по поводу приобретения различных навыков и знаний;
- эмоциональные реакции родителей на успехи детей в разных областях знаний и др. ;
Все перечисленное может оказать влияние на:
- уверенность детей в своих способностях;
- заинтересованность в приобретении различных навыков и знаний;
- эмоциональные реакции (чувства) при участии в различных видах активности;
-суммарное количество времени и сил, которые дети будут посвящать освоению и демонстрации различных навыков и знаний.
Очень многое в воспитании детей, развитии их личности происходит мимоходом, благодаря ежедневному общению, замечаниям, вербальным и невербальным реакциям родителей другим неформальным моментам и влияниям, иногда настолько тонким, динамичным и неуловимым, что их трудно выявить и осознать.
Попытайтесь отрефлексировать свои ожидания относительно ребенка, собственные представления и взгляды на гендерные роли с помощью предложенного материала, и предупредить возможные проблемы в будущем.
Обсудите в семье следующие вопросы.
Если у вас один ребенок, кого вы хотели, мальчика или девочку? Почему?
Как вы отнеслись к тому, что родился мальчик (девочка? Соответствовал ли пол вашим ожиданиям? Обсуждали ли вы этот вопрос до рождения ребенка и после? Возвращаетесь ли к нему сейчас? Единодушны ли, во мнении? Если у вас не один ребенок, сопоставьте, как вы пытались предугадать пол будущего члена семьи в первый раз и во второй раз? Были ли различия и в чем они проявлялись? Попытайтесь узнать у ваших родителей и родственников, как было воспринято ваше рождение, соответствовал ли ваш пол их ожиданиям.
Прочтите обобщенные описания комнат детей.
«Огромный динозавр, нарисованный на одной из стен, огромная яркая коробка с тысячью лего, большой ящик с деревянными строительными блоками, уютное местечко, где примостилась коллекция черепашек ниндзя, ящик с инструментами и гвоздями, ящик с различным «оружием», корзинка с пауками, рептилиями и динозаврами, большой контейнер с мячами, высокая башня из картонных кубиков разных цветов. Здесь еще много чего есть: деревянный кукольный домик с мебелью и кукольной семьей, коробки с камушками, перышками и шишками, набор зверюшек, рыцари и гномы, полка с музыкальными инструментами, корзинка с шариками, комплект магнитов, коробка с тарелками, едой и кухонной утварью, чайный сервиз, картонный замок, кукольный театр, настольные игры, головоломки, книги, и все это, не считая грузовиков и легковушек, велосипеда и роликовых коньков в гараже».
«Комплект стеклянных лошадок и собачек, полка забитая животными, вкладывающимися друг в друга, две куклы с принадлежностями, кукольная кроватка, игрушечная коляска, коробки с настольными играми, много книг, большая стопка составных мозаичных картинок, четыре комплекта бумажных кукол, ящик с «драгоценностями», календарики, комплект кукол Барби с принадлежностями, кукольная семья в домике, школа со всеми принадлежностями, кухонная утварь, утюг и гладильная доска, чайный сервиз, пластилин и глина для лепки, карандаши. В гараже стоят велосипед, самокат, роликовые коньки, коробка с мячами, обруч, скакалки, скейтборд».
Как может повлиять на развитие девочек и мальчиков (их способностей, личностных качеств, поведения, выбор профессии и др.) подобный подбор игрушек? Попробуйте составить оптимальный перечень игрушек для детской комнаты девочки и мальчика.
Побеседуйте с дочерью/ сыном:
Тебе нравится быть девочкой/ мальчиком? Почему хорошо быть девочкой? Почему хорошо быть мальчиком?
Хочешь ли ты стать девочкой / мальчиком? Почему?
На кого из героев мультфильмов, ты хотела / хотел быть похожей/ похожим? Почему?
Как ты думаешь, какой должна быть самая хорошая девочка? Каким должен быть самый хороший мальчик? Почему?
Проанализируйте ответы детей, если есть возможность, сравните ответы девочек и мальчиков. О чем говорят полученные результаты.
Считаете ли вы, что приведенные ниже черты больше или меньше подходят тому или другому полу?
- независимость;
-предприимчивость;
-уверенность, вера в себя;
- чувствительность;
-мечтательность;
- послушность;
-скромность;
-манера плохо одеваться или плохо держаться;
- честолюбие, дух соревнования;
-зависимый характер;
-небрежность в работе;
-привычка ругаться;
-робость, отсутствие инициативы;
-характер лидера.