ольга толмачева
Консультация для родителей «Гендерное воспитание ребенка в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
В работе детских садов всё чаще стало появляться понятие «Гендерный подход в воспитании.» В связи с новыми требованиями к образовательной программе формирование гендерной принадлежности - это одна из задач, состоящих перед педагогами.
Родительское собрание на тему :
ребенка в семье»
Публикация «Консультация для родителей „Гендерное воспитание ребенка в семье“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
(слайд 1). ЦЕЛЬ: Актуализация и уточнение знаний родителей о гендерном воспитании, использование гендерного подхода при воспитании ребенка в семье.
«С чего начинается гендерное воспитание».
Все родители еще до рождения ребенка определяют цвет одежды, коляски, белья. Вот, пожалуй, с этого и начинается гендерное воспитание. Ученые пришли к выводу, что ориентироваться только на биологический пол нельзя, в связи с этим ввели понятие «гендер» (означает род). Само по себе это понятие подразумевает под собой традиционное воспитание мальчиков и девочек, особенности поведения мальчиков и девочек, особенности психологии в соответствии с полом. В основе такого разделения по признакам пола лежит психофизиология. Родители сами с самого раннего детства приводят в действие механизм гендерного воспитания. Именно с раннего детства, с подбора цвета белья и покупки игрушек, с выбора игр начинается гендерное воспитание. Многие родители сами того не подозревая используют основы гендерного воспитания.
Судить о том, хорошо это или плохо, нужно это или нет, судить каждому родителю, но факт, что такие элементы гендерной педагогики существуют, отрицать никто не станет. Так сложилось исторически, это прочно засело в сознании человечества и изменить это не в силах никто.
(СЛАЙД 2) В английском языке для обозначения пола человека употребляются два слова: sex (пол) и gender.
ПОЛ - биологическая принадлежность, комплекс поведенческих и социальных характеристик, определяющих индивида как мальчика или девочку.
ГЕНДЕР – социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).
(СЛАЙД 3) Гендерное воспитание – это
формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как женщину или мужчину.
(СЛАЙД 4)
Воспитание детей
Народная
Девочки большую часть времени проводили с матерью или няней, а воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец или гувернер. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними,
и в результате у них формировались
стереотипы поведения, характерные для
мужчин и женщин.
Современная
Девочек, и мальчиков чаще всего воспитывают женщины : дома - мама или бабушка, а в детском саду - женщины-воспитатели.
(Слайд 5)
Психологи доказали, что к 2-3 годам ребенок начинает понимать, кто он - девочка или мальчик, и обозначают себя соответствующим образом, то есть могут относить к соответствующему полу категории.
а с 4 до 7 лет - формируется гендерная устойчивость : дети уже осознают, что девочки становятся женщинами, а мальчики - мужчинами, что принадлежность к полу сохраняется независимо от возникающих ситуаций или желаний ребенка.
(СЛАЙД 6) При обучении и воспитании детей важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.
Психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит:
• От отношения родителей к ребенку
• От характера родительских установок
• От привязанности матери к ребенку
• От привязанности ребенка к матери
• От роли отца в воспитании ребенка
Несомненно, для развития личности ребенка необходима здоровая психологическая атмосфера в семье.
Доказано, что у девочек и мальчиков разные потребности и особенности развития. Следовательно, воспитывать мальчиков и девочек, руководствуясь одинаковыми принципами воспитания, нельзя.
Естественно, что для каждого ребенка, независимо от его пола, самой основной потребностью является любовь родителей, выражающаяся в доверии и заботе. И доверие, и забота необходимы как мальчикам, так и девочкам, однако здесь следует учесть, что девочки в любом возрасте больше нуждаются в заботе, мальчики же, в свою очередь, в доверии со стороны родителей.
(слайд 7) Особенности развития мальчиков
• У мальчиков лучше развито правое полушарие, участвующее в распознавании и анализе зрительных и музыкальных образов, формы и структуры предметов, в сознательной ориентации в пространстве;
• Здоровье слабее. Организм хуже сопротивляется болезням;
• Физически сильнее, более подвижны, менее усидчивы, т. к. потребность в движении выше в 4 – 6 раз. В 9 раз чаще страдают от своей гиперактивности;
• Ориентируются на дальнее зрение;
• Труднее обрабатывают информацию, полученную разными полушариями;
• Используют в рисунке меньшее количество цветов. Их цветовая гамма менее насыщенная;
• Больше внимания при рассказе уделяют действиям. Рассказы отличаются незавершённостью, простотой изложения, традиционностью сюжета;
• Более самостоятельны в суждениях, ценят динамические моменты.
(Слайд 8) Психологическое различие - Мальчики:
• Хорошо запоминают информацию, расположенную вертикально;
• Мало реагируют на эмоциональную сторону речи;
• Эффективно воспринимают информацию о действиях (все глагольные формы);
• Адекватно реагируют на положительные и отрицательные оценки их деятельности;
• Высокая активность умственной работы в условиях дефицита времени;
• Быстро и легко решают новые задачи, хуже стереотипные. Хорошо воспринимают сложные в логическом плане сюжеты рассказов, всё воспринимают аналитически.
(Слайд 9) Особенности развития девочек
• Лучше развито левое полушарие, обеспечивающее регуляцию речевой деятельности, письма, счета и логического мышления;
• Большая выносливость. Более крепкое здоровье;
• Физически слабее, менее подвижны. Более усидчивы;
• Ориентируются на ближнее зрение;
• Отдают предпочтение: чёрному, синему, красному, жёлтому, коричневым цветам;
• Любят рисовать себя. Рисуют себя с четко выделенными ресницами и ртом, любят прорисовывать взрослые атрибуты;
• Речь обычно богаче. Словарный запас обогащается значительно быстрее;
• Более детально описывают предметы. Используют сложные предложения в речи. Более эмоциональны;
Уровень литературного развития у девочек выше, чем у мальчиков; они лучше разбираются в отношениях персонажей.
(слайд 10) Психологическое различие - Девочки:
• Хорошо запоминают информацию, расположенную горизонтально;
• Для девочек важна эмоциональная окраска оценки, а не её сущность;
• Быстро схватывают информацию, но плохо соотносят её с уже имеющейся;
• Похвала не побуждает их к дальнейшему действию;
• Внимание и осмысление усиливается при сильно эмоциональной окрашенности материала;
• Активно отвечают на повторный информативный призыв.
А также, мальчики с самого раннего возраста проявляют самостоятельность, так как маленькому мужчине очень приятно осознавать, что он что-то делает сам, без помощи мамы. Так, если вы предложите ребенку свою помощь в каком-либо деле, мальчик, скорее всего, начнет протестовать. А девочка, наоборот, принимая помощь подобного рода, будет чувствовать, что ее любят.
Ошибки воспитания
Многие родители допускают в воспитании ребенка ошибки, что может самым негативным образом отразиться на характере малыша.
Так, если вы проявляете чрезмерную заботу о мальчике, он может истолковать ваше поведение, таким образом, будто вы не верите, что он может что-то осуществить самостоятельно. Это понижает самооценку мальчика, препятствует его успешности в будущем.
Если же вы даете очень много свободы своей дочери, недостаточно заботитесь о ней, стремясь развить в ребенке самостоятельность, она может подумать, что вы просто ее не любите и отталкиваете от себя. А это, согласитесь, также не очень хорошо для эмоционального благополучия ребенка.
Таким образом, родителям следует понять, что мальчику необходима некоторая свобода действий, так у него формируется самостоятельность, чувство ответственности за собственные поступки. Девочка же нуждается в заботе и внимании, так она будет ощущать себя любимой.
Некоторые родители отрицают, что воспитывают своих сыновей и дочерей неодинаково, между тем это не так. Различия в воспитании наблюдаются в самом раннем возрасте. Особенно неодинаково к детям разного пола относятся отцы. Папа может мало общаться с ребенком на первом году его жизни, предоставляя заботы о малыше маме, а по мере взросления ребенка он более охотно и часто занимается с сыном, нежели с дочерью.
Пример родителей
На воспитание мальчиков и девочек огромное влияние оказывает пример их родителей. Если в одной семье мама ласкова и внимательна ко всем членам семьи, стремится создать уют в доме, скорее всего, дочь последует ее примеру. Для сына же важнее личный пример отца.
Кроме того, на характер ребенка оказывает влияние и поведение родителя противоположного пола. Например, женственность мамы способствует формированию мужских черт характера у сына, и наоборот.
(Слайд 11) Я хочу предложить Вам небольшую игру.
Постарайтесь определить, какие из характеристик подходят к мальчикам, а какие – девочкам:
Нежность
Ласковость
Мужественность
Застенчивость
Смелость
Находчивость
Отзывчивость
Забота
Решительность
Стеснительность
Красота
Стремление помочь
(Слайд 12) Как видите, и мальчики, и девочки могут быть как застенчивыми, так и смелыми и решительными. Не стоит забывать об этом, но и нельзя не отметить особенности психики мальчиков и девочек, исходя из психофизиологических особенностей мальчиков и девочек, можно вывести некоторые советы.
• Необходимо у мальчиков развивать мелкую моторику, для этого используйте соответствующие игры, конструктор с мелкими деталями; у девочек – крупную, для чего подойдут игры с мячом, подвижные игры.
• Мальчикам необходимо разъяснять задачу, проблемную ситуацию, давать указания не менее чем в течение минуты, прежде чем они приступят к работе.
• Используйте различные головоломки для девочек.
• Дайте мальчикам возможность выражать свои чувства и только потом обсуждайте их с ними.
• Хвалите мальчиков за подвижность, энергичность, активность. Старайтесь переключать эти особенности на трудовую деятельность, помощь другим детям, усложняйте проблемные ситуации и поисковые задачи.
• Хвалите девочек и мальчиков чаще, особенно за хорошо выполненные действия. Держите под рукой фотоаппарат и фотографируйте ребенка, успешно реализующего задачи. Этот прием поможет детям обоих полов гордиться своими достижениями, повысить мотивацию успешного решения задач.
(Слайд 13) Итак, мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постарайтесь понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать – зависит только от нас с вами.
(слайд 14) А теперь Саша Косарев нам расскажет, каким он будет в будущем. Каждый мальчик наш когда – то
Станет доблестным солдатом.
Будет мужественным, смелым,
Ловким, сильным и умелым.
И, поверьте нам тогда
Войн не будет никогда!
А сейчас Сашенька расскажет нам, какая она «девочка».
Самая хорошая, самая красивая,
Нежная и добрая, умная и сильная,
Очень – очень светлая, солнечная, ясная,
Самая чудесная! Самая прекрасная!
(слайд 15) Игра для пап «Кто сильнее?» (состязание, победителю вручается медаль «Самый сильный»)
(слайд 16) Игра для мам «Я самая, самая…» (победителю вручается медаль «Самая прекрасная
Хочу предложить Домашнее задание "Ладошки".
Предлагаю провести тест, который поможет понять, как ощущает себя ребенок в семье и к кому из членов семьи он чувствует себя ближе.
Для проведения теста вам потребуется: альбомный лист бумаги и цветные карандаши.
1. Обведите на листе бумаги кисть руки с расставленными пальцами.
2. "Расположите" на пальчиках себя и членов своей семьи.
3. Сравните рисунок ребенка со своим. Совпадает?
4. Сделайте самоанализ рисунка, может, стоит задуматься о Вашем отношении к ребенку и изменить его к лучшему (методика "Ладошка" по В. Ю. Питюкову).
Итак, мы с Вами рассмотрели важные вопросы гендерного воспитания, надеюсь, что информация была Вам полезна в этом направлении.
Спасибо за внимание!