Ирина Курапова
Конспект занятия «Габдулла Тукай — детям» (старшая-подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
«Габдулла Тукай — детям» (ст. гр – подг. гр.)
Цели:
Познакомить детей с жизнью и творчеством Габдуллы Тукая.
Формировать у детей честность, правдивость, доброту и отзывчивость посредством произведений Г. Тукая.
Учить чувствовать и понимать образный язык стихотворений и сказок.
Посредством произведений Г. Тукая способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным, сочувствия попавшим в беду.
Публикация «Конспект занятия „Габдулла Тукай — детям“ (старшая-подготовительная группа)» размещена в разделах
Воспитывать умение удивляться красоте родной природы, уважение к татарскому народу, к его быту и традициям, чувство патриотизма, понимание прекрасного.
Развивать эстетическое восприятие и художественный вкус.
Воспитывать чувство индивидуальной ответственности за выполнение коллективного дела. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Музыка». Материалы к занятию : музыкальный: песня «Родной язык» (слова Г. Тукая, музыка тат. народная); песня «Тгрк» (муз. З. Гибадуллин, сл. Р. Хафизи); музыка «Шурале» (отрывок из балета «Шурале» Ф. Яруллин). Изобразительный: портрет Г. Тукая; акварельные краски, кисточки, стаканчики для воды, альбомный лист. Речевой: сказки и стихи Г. Тукая. Оборудование: мультимедийное оборудование (проектор, компьютер, экран); магнитофон. Предварительная работа: беседы о поэте Г. Тукае, чтение его сказок, просмотр мультфильмов, песни «Родной язык», экскурсия в библиотеку, выставка детских книг, рисунков.
Звучит веселая музыка. Заходят дети и садятся.
Ведущий: Иснмесез, балалар! Здравствуйте, дети! Когда наступает весна солнышко улыбается, весело журчат бегут ручейки, птицы возвращаются с теплых краев, в апреле месяце каждый год мы вспоминаем великого татарского поэта Габдуллу Тукая. И сегодня мы собрались на праздник, посвященный дню рождению Габдулла Тукая. Музыка. По ходу рассказа воспитателя идёт показ слайдов.
Габдулла Тукай родился 26 апреля в маленьком ауле Кушлавыч в семье муллы Мухаметгарифа. Трудная судьба выпала на долю поэта. Ему было всего 5 месяцев, когда умер отец. Оставив малыша в родной деревне, мать вторично вышла замуж, но вскоре умирает и мать. Кто возьмет мальчика на воспитание? Как часто приходилось это слышать маленькому Апушу (так называли Габдуллу дома). Хрупкий, болезненный мальчик переходит из рук в руки. И унижение довелось ему встретить и нужду и доброту. Апушу было 6 лет, когда его привозит в дом Сагди абзый - крестьянин из деревни Кырлай, душевно добрый человек. До девяти лет Габдулла жил в этой деревне. С деревенскими мальчишками бегал на речку, на рыбалку. Всего 3 года прожил Габдулла в Кырлае, но годы, проведенные там, стали особенными. На всю жизнь он полюбил жителей Кырлая, его леса и поля. Здесь он научился грамоте, слушал сказки и предания.
Здесь родился, и здесь свет глазам моим дан,
Здесь впервые читать довелось мне Коран,
Здесь узнал, как учил и как жил Мухаммед,
Как страдал наш пророк, перетерпел сколько бед.
Жить бы да поживать здесь, в этом «дивном крае», вместе хорошими людьми, заменившими ему отца и мать. Но вспомнила о нем его тетка, проживавшая в Уральске, замужем за торговцем. Им нужен был помощник. И вот Габдуллу увезли в Уральск. Мальчик попал в новую среду, но не сжился в этой среде. Самолюбивый и гордый мальчик ушел жить в медресе. Жить было очень трудно, и чтобы не умереть с голоду, ему приходилось совмещать учёбу с работой водовоза и сторожа. Но он был счастлив тем, что учится. Габдулла с малых лет любил слушать стихи и народные песни, и сам немного пел. Учась в медресе, Тукай начинает сам писать стихи. День за днем растет мастерство поэта и он становится известен среди татар как талантливый поэт.
Тукай никогда не забывал родную для него деревню Кырлай, татарские селения, где он рос сиротой. Он воспевает свой край и родной язык в своих стихах: «Родная деревня» («Туган авыл», «Родной язык» («Туган тел»). Чистота и напевность родной речи проникали в душу. Ещё в Кырлае Габдулла убедился, как любят и уважают в народе певцов. Чтобы добиться успеха на этом поприще, мало одного умения исполнять мелодию. Надо ещё знать много песен. И Габдулла старался в этом преуспеть. «Нет песни, которую я бы не знал», - сказал он как-то сестре. А память у него была превосходная: раз заучил – всю жизнь помнит. Но ему так хотелось знать все песни на свете, что, не доверяя своей исключительной памяти, он каждую услышанную или вычитанную в книге песню записывает в особую тетрадь.
Жизнь Габдуллы Тукая оборвалась рано. Он умер, когда ему было двадцать семь лет. Апрель 1886 года и апрель 1913 года. Родился весной и весной ушел из жизни.
О нем написаны сотни стихотворений, поставлены спектакли, созданы поэмы, написаны повести и романы, сняты телевизионные и художественные фильмы. В центре Казани стоит памятник Г. Тукаю. Он находится в маленьком скверике по улице А. С. Пушкина. А сквер так и называется – Сквер Тукая. Есть памятник поэту и возле Татарского государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля. Здесь ежегодно в день рождения поэта проходит праздник Поэзии, самым талантливым представителям творческой интеллигенции республики присуждается Тукаевская премия в области искусства. В деревнях Кырлай и Кушлавыч открыты памятники. Эти памятники вернули бессмертный образ поэта в нашу современность, воплотив его в гранит и мрамор.
Особое место в творчестве Тукая занимают сказки. В сказках Тукая много чудес и забавных историй. Водяные ведьмы населяют озера, в дремучем бору легко и привольно живет Шурале. Но его герои не омрачают жизнь людей, скорее эти наивные и доверчивые лесные существа, в столкновении с которыми человек всегда выходит победителем. Ведущий: Тукай - любимый поэт татарской детворы. На его произведениях «Водяная», «Сказка о козе и баране», «Забавный ученик» и многих других воспитывалось не одно поколение. Многим из вас мамы и бабушки пели колыбельные, написанные Тукаем, рассказывали его сказки на ночь. А теперь ребята покажут нам инсценировку стихотворения «Бала белн Кблк». (Дети показывают инсценировку стихотворения.) Ваши бабушки и дедушки, мамы и папы читали, учили произведения Г. Тукая, а теперь вот и мы познакомимся с ними. Ребята, давайте-ка мы с вами вспомним их и сыграем в игру «Угадай - ка». Вы готовы? (Да) Тогда вам 1-ое задание: 1. Кто является учеником в детском стихотворении «Забавный ученик»? (щенок). 2. Как звали мальчика, который кормил козу в стихотворении Г. Тукая? (Гали) 3. Голову какого животного нашли коза и баран в сказке? (волк) 4. Когда можно идти играть? (когда закончим дело) 5. Сколько дней живет бабочка? (один). 6. С чем играет озорной котенок? (с клубком). 7. Какую песню на слова Г. Тукая татарский народ поет как гимн? (Туган тел)
8. «Угадай, чей портрет» :
«Золотым, блестящем гребнем над зеркальною водой
Космы ведьма продирает, прядью тешится седой» (Водяная). - Что украл деревенский мальчишка с сказке Габдуллы Тукая «Водяная»? (золотой гребень). - Кто скажет, в чём смысл этой сказки? (Чужое брать нельзя)
Давайте вспомним, какими словами поэт преподносит урок: «Есть хозяин или нет ввек чужого не бери» Запомните это, ребята, хорошенько: чужое брать нельзя, даже если вам очень хочется.
- Мальчик из сказки какой? Опишите его.
(Маленький, смелый, красивый, непослушный, лживый, трусливый, вороватый, любимый и т. д.).
- Су анасы какая?
(Страшная, большая, честная, длинноволосая, зеленая, косматая, необычная, таинственная, волшебная, водоплавающая и т. д.).
Ребята, вы отлично справились с этим заданием. И вот вам ещё задание: надо угадать сказку, строки из которой я сейчас вам прочитаю.
Он похож на человека,
очень тонкий и нагой.
Узкий лоб украшен рогом
в палец наш величиной.
У него же в пол аршина
пальцы на руках кривых,
десять пальцев безобразных,
острых, длинных и прямых.
Кто это? (Шурале) - Кто обманул Шурале? (Джигит Былтыр). - Приведите пример из сказки, подтверждающий находчивость Джигита. (Джигит попросил Шурале помочь перенести бревно на телегу и защемил ему пальцы в щели).
Парень из сказки какой? Опишите его. (Высокий, красивый, смелый, находчивый, веселый, умный, трудолюбивый, приветливый, общительный, разумный, сильный, сообразительный, решительный, хозяйственный, молодой и т. д.).
- Шурале какой? (Страшный, волосатый, большой, высокий, рогатый, злой, земной, косматый, необычный, таинственный, гибкий, тонкий, длиннорукий, худой, смешной, доверчивый, наивный и т. д.).
–– Молодцы, вы назвали очень много слов. А какой из героев, вам нравится и почему? (Джигит, так как он смелый, сильный, находчивый, не испугался Шурале. Мальчик тоже понравился. Он после случая на озере, никогда не трогал чужие вещи).
– А кого вам жалко? (Шурале жалко, наверное, ему больно, другие Шурале не стали ему помогать, а только посмеялись. Водяную тоже жалко, она чуть без гребня не осталась).
Ведущий: Какие вы молодцы! Давайте вместе послушаем песню о Шурале. (Дети вокальной группы исполняют песню «Шурале»). Ведущий: А сейчас я предлагаю вам почитать стихи Г. Тукая.
(Дети читают стихи на русском и татарском языке).
Ведущий: А сейчас я предлагаю вам послушать самое знаменитое стихотворение – «Туган тел». Он стал гимном для татар. (Идёт показ видеофильма, на фоне которого дети читают стихотворение «Туган тел»). Ведущий: Мы немного устали, и я предлагаю вам немного отдохнуть.
Физ. минутка «Тимербай»
5 детей у Тимербая (показывает 5 пальцев на руке)
Вместе весело играют (хлопает в ладоши)
В речке быстро искупались (движение руками, изображающее плавание)
Нашалились, наплескались, (движение руками, изображающее плескание в воде)
Хорошенько все отмылись
И красиво нарядились.
Но ни есть, не пить не стали (движение «ложкой-чашкой», отрицание)
В лес под вечер побежали,
Сделали вот так!
(Ведущий показывает движения, дети повторяют).
Ведущий: Молодцы! Мы с вами на прошлых занятиях рисовали иллюстрации к произведениям Г. Тукая. И договорились, что выпустим свою книгу иллюстрированных стихотворений. И сегодня нам нужно сделать обложку для книги. На столе вы видите рисунки, ножницы. Наша задача – вырезать рисунки и наклеить на лист – обложку. Приступаем к работе. (Дети вырезают и приклеивают. Воспитатель оказывет, при необходимости, помощь).
Ведущий: Заканчиваем работу. Не забудьте привести в порядок ваше рабочее место. Если кто – то не успел, мы сможем доделать работу вечером.
- Итак, о чём и о ком мы с вами сегодня говорили? - Какое произведение Тукая понравилось больше всего?
Г. Тукай прожил очень короткую, но такую яркую, красивую жизнь! Он написал столько интересных произведений для детей и мы должны читать их, учить.
* * *
лемсез анны Яз озак кткн. Тукайны безг Яз блк иткн.
Тукай мирасы Ул мнге яшр. Миллтем яшр, Туган тел яшр!
Телне югалтсак, Сзебез тмс. лемсез Тукай ич гафу итмс!
Ведущий: Сау булыгыз! Рхмт сезг.