Пачина Анжела
Функции языкового анализа и синтеза
▼ Скачать + Заказать документы
«Функции языкового анализа и синтеза»
Готовность или неготовность ребёнка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний.
Ребёнку очень важно иметь такой уровень развития речи, при котором он сможет успешно усвоить школьную программу. Ведь от того, насколько хорошо развита речь ребёнка, будут зависеть его успехи в усвоении абсолютно всех предметов.
Темочки:
Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы определённые компоненты речи. Одним из них является - функции языкового анализа и синтеза.
К функциям языкового анализа и синтеза относятся :
- анализ структуры предложения;
- слоговой анализ и синтез;
- фонематический анализ и синтез.
Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения.
Развитие анализа структуры предложения.
Синтаксический анализ предполагает определение количества и последовательности слов в предложении, как без предлогов, так и с предлогами: «Сколько слов в этом предложении? Какое первое слово? Какое второе слово? Есть ли ещё слова в предложении? Сколько всего слов?». Синтез предполагает умение составлять предложение из предъявленных слов, как в правильной, так и в нарушенной последовательности. Если ребёнок плохо владеет анализом предложения, то на письме может проявиться слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами (в доме – «вдоме», и, наоборот, раздельное написание слов, особенно приставок и корней (наступила – «на ступила»).
Умение определять количество, последовательность и место слов в предложении можно сформировать, выполняя следующие задания:
1. придумать предложения с определённым количеством слов. Для этого детям предлагаются сюжетные картинки. Затем количество слов увеличивается.
2. составить графические схемы данного предложения; здесь проговариваются правила записи предложений:
предложение начинается с заглавной буквы;
слова в предложении пишутся отдельно;
в конце предложения ставится точка;
3. определить место слова в предложении. Например, составить предложение по картинкам, на которых изображён один и тот же предмет в различных ситуациях. Дети придумывают предложения, а затем называют предложение, в которых данное слово находится на 1,2,3 месте.
4. поднять цифру, соответствующую количеству слов в предложении.
5. составить предложение из слов, данных в беспорядке.
6. выделение предложения из текста. Задание: найти границы предложения:
Наступила осень земля стала белой морозы украсили окна узорами Зоя и Зина гуляют в парке они задумали лепить снежную бабу.
Развитие слогового анализ и синтеза.
Слоговой анализ предполагает умение определять количество слогов в слове, делить слова на слоги. Также важно умение составлять слова из предложенных слогов, которые можно назвать ребёнку, как по порядку, так и в нарушенной последовательности.
При недостаточном развитии функций звукового и слогового анализа и синтеза наиболее распространёнными являются следующие ошибки, возникающие при письме: пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв, слогов (поросенок – «просенок», трава – «тарава»); перестановки букв, слогов (комната – «конмата»).
Закрепления действия слогового анализа и синтеза проводится с использованием следующих заданий:
1. Детям предлагаются предметные картинки. Необходимо разделить слова на слоги и сосчитать их количество.
2. Дидактическая игра «Поезд». Детям предлагается макет поезда: паровоз из трёх вагонов с цифрами 1,2,3. в первом вагоне размещаются слова – картинки из одного слога, во втором - из двух слогов, в третьем из трёх слогов.
3. Дидактическая игра «Слоговой дождь» (капельки с нарисованными слогами, дети из данных слогов должны составить слова.
4. Дидактическая игра «Пирамида», дети должны расставить картинки по ступенькам, в зависимости от количества слогов в слове.
5. Дидактическая игра «Отгадай секрет». На доске записаны «засекреченные» слова, в каждом из которых вставлен лишний слог, например, собамага, оперсина, сокорошка, глорамм. Рассекреченные слова записываются в тетрадь.
6. Дидактическая игра «Распутай слова».
/БА КА ЛО РАН СО МО РЁ КО КА ЗА БА/ - БЕРЁЗА, КАРАНДАШ, МОЛОКО, СОБАКА.
7. Дидактическая игра «Шифровка». задание: из каждого слова взять только первый слог и составить новое слово, которое нужно записать в тетрадь.
машина, лисица, народ – МАЛИНА.
ветер, семя, лопата – ВЕСЕЛО
колос, рота, ваза – КОРОВА
8. Дидактическая игра «Большие и маленькие слова». На сюжетной картине найти большие и маленькие слова, разделить их на слоги, подсчитать количество слогов.
На последнем этапе предлагаются задания по формированию действия слогового анализа и синтеза в умственном плане, на основе слухопроизносительных представлений.
Рекомендуются следующие задания:
1. Придумай слово с двумя, тремя слогами.
2. Придумай слово с определённым слогом в начале слова, например со слогом,
МА – МАЛИНА, МАЛЫШ, МАМА.
3. Придумай слова с определённым слогом в конце слова, например,
КА – КОШКА. МОШКА, МУЗЫКА, МОРКОВКА.
4. Дидактические игра «Угадай, что мы задумали». Водящий выходит за дверь, остальные играющие задумывают один слог и составляют с ним разные слова, водящий входит, дети говорят ему свои слова, а он должен определить какой слог есть в каждом слове, и назвать его. Игру можно проводить таким образом, чтобы анализ слов проводился на основе слухопроизносительных представлений. В этом случае каждый участник игры выбирает из имеющихся у него картинок ту, в названии которой есть заданный слог. Картинки выставляются детьми на наборном полотне. Водящий входит и отгадывает, какой слог есть в названии каждой картинки картинок, названия в слух не произносятся.
5. Дидактическое упражнение «Переставь слоги». В слове поменять слоги местами так, чтобы получилось новое слово: КАРЕ, НОК БЕРЁ, БИРЯНА, РЁЗАБЕ, РЕТЕМОК, РЕВОДЕ, РЯКИМО, КАДИСРЕ.
6. Дидактическая игра «Поле чудес». Найти слово, состоящее из 1,2,3,4 слогов
Развитие фонематического анализа и синтеза.
Для записи любого слова ребёнку нужно не только уметь отличать друг от друга все составляющие его звуки, но и отчётливо представлять себе их последовательность, то есть, он должен владеть звуковым анализом слов.
1. Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1,2, 3, 4,
2. Придумывание слов с определенным количеством звуков.
3. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных звуков. ( Какое слово получится из этих звуков: к-о-ш-к-а).
4. Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков. (Какой звук надо добавить к слову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля-Коля, Толя, Поля).
5. Образование новых слов путем замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-сом, лом, ком, Том, лом).
6. Образование из звуков данного слова возможно большего количества слов, ТРАКТОР - рак, так, рот, рок, ток, кот, кто, рота, кора, торт, корт, крот, такт, тракт.
7. Отобрать картинки, в названии которых 4-5 звуков.
8. Вставить пропущенные буквы в слова: ви. ка, ди. ан, ут. а, лу. а, б. нокль и т. д.
9. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на 3-ем месте (шуба, уши, кошка).
10. Составить слова различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: сам, нос, рама, шуба, кошка, банка, стол, волк.
11. Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков, устно назвать их и записать.
12. Добавить различное количество звуков к 1 и тому же слогу, чтобы получить слово: па-пар, па-парк, па-паром, па-паруса.
13. Подобрать слова на каждый звук. Слово записывается на листе. К каждой букве подобрать слово, начинающееся с соответствующего звука. Слова записываются в определенной последовательности: сначала слова из 3 букв, из 4, из 5 и т. д.
Р У Ч К А
рот Уля час кот Аня
роза угол чаша каша аист
рукав улица чехол корка астра
14. От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом-мак-кот-топор-рука.
15. Игра в кубик. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.
16. Слово-загадка. Пишется 1 буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается 2 буква и т. д.
П.. .. .. .. .. (простокваша).
17. Вписать букву в кружок. Рак-раО, каОа и т. д.
Языковой анализ и синтез - это важнейшие когнитивно-речеязыковые операции, которые в единстве дают полное и всестороннее знание языковой действительности.