Марина Цыбина Казакова
ООД «Фронтовые письма-треугольники» с использованием технологии «Путешествие по реке времени» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить воспитанников подготовительной группы с историей фронтового письма, научить складывать фронтовой треугольник.
Задачи
Обучающие
• познакомить детей с отличием современных писем и писем с фронта;
• продолжать знакомить с понятиями прошлое и настоящее с помощью меток на панно «Река времени»;
• расширить знания детей о войне.
Развивающие
Публикация «ООД „Фронтовые письма-треугольники“ с использованием технологии „Путешествие по реке времени“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Треугольные письма с фронта
- Темочки
• развивать художественное восприятие и эстетический вкус через знакомство с литературными произведениями о войне;
• обогащать и активизировать словарь детей.
Воспитательные
• воспитывать уважение к памяти воинов - победителей, к традиции преемственности поколений;
• формировать положительный настрой на совместную работу с воспитателем, стремление к сотрудничеству.
Возраст детей: 6 лет
Образовательная область: социально-коммуникативная, познавательная, художественно-эстетическая.
Виды деятельности: коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Словарная работа: прошлое, настоящее
Тип занятия: сообщение новых знаний.
Форма проведения:
• совместная деятельность с подгруппой детей;
• индивидуальная работа.
Методы и приё мы:
• наглядный метод (наличие объектов для рассмотрения; создание виртуальной ситуации перемещения во времени, «река времени»);
• словесный метод (рассказ педагога, ситуативный разговор, художественное слово; ответы детей);
• практический метод (продуктивная деятельность);
• применение выразительных средств речи; вопросы, пояснения, объяснение.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций о Великой Отечественной войне;
- чтение рассказов о войне;
- исполнение музыкальных произведений: «День Победы», «Вечный огонь», «Возьмите ребят на парад».
Материал:
Демонстрационный: панно «Река времени», конверты, письма, фотографии военных лет, презентация.
Раздаточный: бумага, клей, кисточки для клея, тряпочки, цветная бумага, шаблоны для вырезания.
Оборудование:
Музыкальное сопровождение: фоновое сопровождение практической части занятия (); проектор.
Ход ООД
Основные этапы ООД
Организационный момент (Дети входят в зал. Приглушенно звучит отрывок из военной песни).
Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждет много увлекательного и интересного. Я уверена, что у вас сегодня все получится и целый день будет хорошее настроение!
Актуализация знаний
Воспитатель:
Ребята, сегодня почтальон принес нам посылку. Но мы сможем ее открыть и узнать, что там внутри, только выполнив задание. Перед вами пазлы, перевернутые изображением вниз. Разделитесь на две команды в соответствии с цветом эмблемы у вас на груди и цветом «рубашки» пазла. Каждая команда должна собрать свой пазл. (Дети подходят к столу и собирают картинки).
Воспитатель: Какие картинки у вас получились? (письмо и часы). Давайте откроем посылку и проверим, правильно ли мы собрали картинки. (Воспитатель достает и показывает детям старинные часы и письмо, слаженное виде треугольника. Воспитатель разворачивает письмо и читает).
Воспитатель: «Поздравляем вас с 75-летием Победы над фашисткими захватчиками!»
Воспитатель: Мне кажется, что это письмо – приглашение в путешествие.
Изучение нового материала
Воспитатель: Ребята, а что такое «прошлое»? (Это то, что уже было). А возможно ли человеку вернуться в прошлое? Почему вы так думаете? (время движется в одну сторону, его нельзя повернуть назад). Правильно, мы можем только представить, пофантазировать, как мы окажемся в прошлом.
Воспитатель: Я приглашаю вас отправимся в необычное путешествие по «Реке времени». Да, именно по реке. Оказывается, течет не только вода, но и время. И сегодня я вас приглашаю отправиться в путешествие по волшебной реке времени в далекое-далекое прошлое, на несколько десятилетий назад и побывать в гостях у наших предков. А путешествовать мы будем с помощью старинных часов, которые нам прислали в посылке. Если покрутить у часов стрелки назад, то можно попасть в прошлое. Садимся удобнее в наши лодки и в путь. (Дети садятся на стульчики друг за другом и закрывают глаза).
Закроем глаза и поплывём.
Тик - так, тик - так,
Время отмеряет шаг.
Стрелки мы переведём
В прошлое мы попадём.
(Воспитатель отдает часы ребенку, он крутит стрелки назад. Внезапно гаснет свет, на экране появляются кадры начала Великой отечественной войны).
Воспитатель: Как вы думаете, в какое время мы попали? (В прошлое, во время Великой Отечественной войны). Ребята мы с вами уже много знаем о военном времени. Как вы думаете, что бы вы увидели, если бы оказались в тех далеких военных годах? (ответы детей).
Воспитатель: А теперь подойдите к нашей «реке времени», откройте первую ее часть с надписью «Прошлое» и выберите, пожалуйста, из предложенных фотографий только те, которые относятся к военному времени. Прикрепите их на нашу «реку времени». (Дети выбирают и прикрепляют на мольберт).
Воспитатель: Представим, что мы все с вами солдаты, а Дима - наш командир. Он будет отдавать приказы, а мы будем их исполнять. (Проводится физическая разминка)
Раз-два – аты-баты,
Три-четыре – мы солдаты.
Маршируем, как пехота.
Раз-два – повороты.
В кабину сели самолета,
Три-четыре, мы пилоты.
Вниз-вверх, вниз-вверх,
Наши крылья лучше всех.
А теперь на кораблях
Мы качаемся в волнах.
Сквозь бинокль вдаль посмотрим –
Нелегко служить на флоте.
Воспитатель: Ну, что устали немножко? Давайте присядем, отдохнем. Вот так и солдаты очень уставали. Отдыхали они мало. Как вы думаете, что они делали во время отдыха? (Ответы детей.)
Воспитатель: А еще солдаты очень скучали по дому и по своим родным. В военное времена нашим прадедушкам уехать домой просто так было нельзя, командир не отпустит. Что делали люди, чтобы узнать какую-нибудь весточку из дома? (писали письма).
Письма в треугольничках солдатских!
Они для нас до сей поры полны
И мужества, и доброты, и ласки,
И грозного дыхания войны. / Г. Серебряков /
Воспитатель: О чем писали солдаты? (Солдаты писали о трудных боях, о друзьях, с кем приходилось воевать). Вот и мы сейчас послушаем одно из писем.
(Играет песня «Землянка» у импровизированного костра сидит солдат, ребенок, одетый в солдатскую форму сидит в землянке и пишет «письмо». Поднимает голову и выразительно читает)
Здравствуй, дорогой Максим!
Здравствуй, мой любимый сын!
Я пишу с передовой,
Завтра утром снова в бой!
Будем мы фашистов гнать,
Береги, сыночек, мать.
Позабудь печаль и грусть-
Я с победою вернусь!
Обниму вас, наконец.
До свиданья. Твой отец.
Воспитатель: Фронтовые письма были не такие как сегодня (показ военного письма-треугольника). Расскажите о фронтовом письме. (Дети описывают).
Воспитатель: (Показ презентации).
Во время войны письма писали карандашом на разных листах, в основном на листках из школьной тетради. Карандаши эти были непростые, их называли «химические». Если кончик грифеля карандаша намочить, то он писал, как чернила у ручки. Письма писали в свободное от боев время. В окопах, на коленках, при свете свечи, находясь на лечении в госпитале.
Фронтовые письма, как ждали их тысячи женщин по всей стране! Часами караулили почтальонов в надежде получить весточку с фронта, ведь солдатский треугольник был залогом того, что приславший его муж, сын, отец, брат, любимый жив!
Воспитатель: А что бы вы написали в письме солдату? О чем рассказали? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, пришло время оправляться в путь. Садимся снова в нашу лодку.
Закроем глаза и поплывём.
Тик - так, тик - так,
Время отмеряет шаг.
Стрелки мы переведём
В настоящее мы попадём.
(Воспитатель отдает часы ребенку, который крутит стрелки часов вперед. Вдруг гаснет свет, и дети смотрят слайды из мирной жизни).
Воспитатель: (Свет включается). И наша следующая остановка «Настоящее». Настоящее – это события, которые происходят в данный момент.
Давайте подойдем к нашей «реке времени». (Воспитатель открывает следующую часть «реки» с надписью «Настоящее». Дети выкладывают фотографии, относящиеся к этому периоду).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? (Письмо в современном конверте). Как вы думаете, что это такое? (ответы детей)
Воспитатель: Чем отличается письмо из прошлого от письма из настоящего? (ответы детей)
( У этих писем разная форма: одно письмо прямоугольной формы, а другое письмо – треугольной. По цвету они тоже разные: конверт белый, разноцветный, новый, а другое письмо коричневого цвета, старое). В военные годы было трудно с конвертами. А письмо – треугольник – это и письмо, и конверт в одном. Наклейки тогда были не нужны, адрес писался на лицевой стороне треугольника.
Воспитатель: Всем людям всегда приятно и даже жизненно необходимо получать весточки от родных и близких людей. Особенно это было важно во времена Великой Отечественной войны.
Ребята в нашем городе тоже есть солдаты, которые воевали в ВОВ. Давайте мы сделаем для них подарок - письмо – поздравление, в знак благодарности за мирное небо над головой, за подаренную светлую жизнь. Только сначала нам нужно вернуться в детский сад.
(Воспитатель крутит стрелки часов и на экране появляется слайд с изображением детского сада).
Воспитатель: Эти старинные часы останутся у нас в группе, они будут помогать узнавать историю нашей страны. А сейчас присаживайтесь за столы. (Дети присаживаются за столы в соответствии с цветом эмблемы на груди).
Воспитатель: Расскажите, что нам будет необходимо для изготовления письма. (Бумага с напечатанным поздравлением, Георгиевская лента, голубь, красная звезда, клей, кисточка для клея, салфетка, клеёнка, бумага красного цвета, три полоски зеленого цвета, ножницы).
Воспитатель: Давайте теперь рассмотрим письмо-треугольник. Как вы думаете, что обозначает двухцветная Георгиевская лента на нашем письме? (Георгиевская лента обозначает символ дня Победы).
Воспитатель: А что обозначает голубь? (Голубь – это символ мира).
Воспитатель: А что же обозначает красная звезда? (Красная звезда - это отличительный знак Красной Армии).
Воспитатель: Что символизируют гвоздики? (Гвоздики - вечная память).
Воспитатель: Ребята, посмотрите на схему и расскажите, как мы будем складывать листок бумаги?
Объяснение детьми совместно с воспитателем этапов складывания треугольника
1. Сгибаем лист справа налево.
3. Потом слева направо, формируя фигуру похожую на домик.
4. На нижней части, что под «крышей домика», нужно согнуть оба угла.
5. Вставить нижнюю часть, как клапан внутрь треугольника.
6. Придать письмам-треугольникам праздничный вид : украсить их цветочной композицией с использованием георгиевской ленты.
Воспитатель: Прежде, чем приступить к работе, разомнем наши пальчики.
Затем дети выполняют творческую часть занятия. Некоторые воспитанники могут воспользоваться схемой сложения письма. Воспитатель оказывает помощь при необходимости. Воспитанники, которые закончили свою раньше других, также помогают остальным в выполнении работы.
Рефлексия
Воспитатель: Вот сколько получилось поздравительных писем и все они замечательные. Каждому ветерану будет приятно получить такое письмо-поздравление.
Воспитатель:
Я многое сегодня узнала. А что узнали вы? Что для вас было самым интересным? Кому бы вы хотели показать ленту времени? Что было делать трудно? А что легко? (Воспитатель выслушивает ответы детей).
Воспитатель: Посмотрите ребята, а на ленте ещё есть место. Я предлагаю назвать ее остановкой нашего будущего. И вы подумаете, какие письма будут в будущем.