МААМ-картинки

Формы работы учителя-логопеда ДОУ с родителями

Шульга Анастасия Вадимовна
Формы работы учителя-логопеда ДОУ с родителями
▼ Скачать + Заказать документы

Учитель-логопед Шульга Анастасия Вадимовна

Вопросам взаимосвязи детского сада с семьёй в последнее время уделяется всё большее внимание, так как личность ребёнка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях.

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей.

Публикация «Формы работы учителя-логопеда ДОУ с родителями» размещена в разделах

Поэтому в логопедических группах уделяется большое внимание работе с родителями. Проводятся консультации, беседы, открытые занятия и праздники, тематические встречи, презентации, наглядная информация в родительских уголках и др.

На практике приходится сталкиваться с различными по социальному статусу и требованиям семьями. Найти же контакт необходимо со всеми. Для одних необходимо полное разъяснение, участие и подбадривание. Для других - твердость, умение настоять на определенных требованиях, невыполнение которых затруднит или отдалит достижение желаемых результатов.

В нашем ДОУ используются различные формы работы с родителями : индивидуальная (беседа, консультации и рекомендации);

информационно-практическая (тематические консультации, информационные стенды, папки-передвижки, родительские собрания, открытые просмотры занятий, неделя открытых дверей, групповые открытые занятия с участием родителей и библиотека для родителей);

информационно-аналитическая (анкетирование и опросы, а также почтовый ящик);

досуговая (праздники и конкурсы, а также тематические вечера).

Одна из форм индивидуальной работы – это беседа, которая является взаимным разговором, общительной речью между учителем – логопедом и родителем, словесное сообщение, размен чувств и мыслей на словах. Во время беседы педагог делает рекомендации родителям по интересующим их вопросам касающихся детей. Беседа может проводится также в присутствие ребёнка.

На консультациях и совместных занятиях родителям показываются логопедические приемы (артикуляционная, дыхательная гимнастика и др.) максимально понятные для последующего домашнего воспроизведения. На этапе автоматизации звуков особое внимание родителей следует обращать на необходимость постоянного контроля над поставленными звуками, так как тонус артикуляционной мускулатуры все еще ослаблен, и «сломать» старый речевой стереотип бывает очень трудно.

Довольно часто встречается ситуация, когда родители жалуются : «Не хочет заниматься дома!». Причину необходимо искать в неверной расстановке акцентов в отношении к ребенку или в непонимании коррекционных задач. Консультация с логопедом может разрешить многие проблемы. Учитель-логопед должен учитывать при этом темперамент, характер ребенка, мальчик это или девочка, тип семейных отношений и т. д.

Цель рекомендации логопеда - объяснить родителю, как следует вести домашние занятия с ребенком, имеющего нарушения речи. Эта общая цель конкретизируется в более частных: а) объяснить, в чем состоит суть дефекта произношения у ребенка с учетом образования родителей;

б) продемонстрировать упражнения на выработку правильного произношения и зафиксировать внимание на существенных моментах,

влияющих на эффективность домашних занятий.

Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приёмах и еженедельно в день консультаций в письменной форме на карточках или в специальных тетрадях. Родителям объясняется, как необходимо оформлять эту тетрадь, даются образцы выполнения домашних заданий (зарисовки предметов, наклеивание переводных картинок, запись стихотворений, рассказов и т. д.).

Рекомендации родителям и домашние занятия родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии.

Информационно-практическая часть работы начинается с тематических консультаций. Я использую не только информационный стенд, но и папки – передвижки и информационные модули. Это очень удобная, современная вещь, легка в эксплуатации. В ней можно постоянно обновлять материал консультаций, рекомендаций, памяток, объявлений и напоминаний для родителей.

В каждой логопедической группе существует информационный стенд. В моей группе он называется «Информация логопеда». На стенде ежедневно меняется информация о проведённых фронтальных занятиях. Вывешивается лексическая тема с картинкой, задание по связной речи, звукопроизношению и обучению грамоте.

Папки-передвижки представляют собой как классический образ папок-раскладушек, но и современный, использующийся для стенда, где также можно менять материал по пройденным темам.

Родительские собрания в детском саду – одна из форм взаимодействия между учителем-логопедом и родителями, а также способ для родителей и педагога познакомиться между собой и вместе оказать влияние на условия комфортного пребывания детей в логопедической группе.

Открытые просмотры фронтальных логопедических занятий проводятся 2-3 раза в учебном году, чтобы показать родителям знания, подготовку детей. Приглашаются также бабушки, дедушки, родственники желающие посмотреть на успехи своих чад.

Также в нашем ДОУ проходят недели открытых дверей. Свою работу для будущих воспитанников я представляю в виде записи занятий, презентаций, рекомендаций для родителей.

Детям всегда хорошо, когда рядом близкий родственник, а если это можно сделать ещё и на занятиях в детском саду! 1 раз в год я провожу групповое открытое занятие с участием родителей, где родители становятся на 30 минут детьми, что им очень нравится.

Также в раздевалке нашей групповой ячейки представлена для родителей мини-библиотека, где каждый может воспользоваться интересующей его книгой или обучающей компьютерной игрой. Книги обновляются ежемесячно.

К информационно - аналитической форме работы относятся анкетирование и опросы. Анкетирование представляет собой форму опроса. Оно целесообразно в двух случаях: когда нужно спросить большое число родителей за относительно короткое время или они должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник. Для того чтобы в ходе анкетирования можно было получить необходимую информацию, анкета должна быть тщательно подготовленной.

Ещё в нашей раздевалке имеется «Почтовый ящик», который называется «Вопросы и ответы». Цель «ящика», где его место обговаривается на первом родительском собрании. В основном он служит для тех родителей, которые боятся спросить открыто о недостатках ребёнка. Ответы можно будет получить на информационном стенде.

К досуговой форме работы относятся праздники и конкурсы с привлечением родителей. Взрослые всегда не прочь поучаствовать с детьми в играх, инсценировках, подготовке к утренникам, участия в спортивных соревнованиях.

Также проводятся тематические вечера, где родители работают в плотном тандеме с учителем-логопедом.

Таким образом, подводя итог по теме «Формы работы с родителями в ДОУ» можно сказать, что правильно организованная система взаимодействия учителя-логопеда с родителями, позволит им стать более грамотными, осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании.

Публикации по теме:

Презентация «Сотрудничество учителя-логопеда и родителей» Сотрудничество учителя-логопеда и родителей как фактор развития единого речевого пространства ребенка. Семья - основа первичной социализации.

Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями подготовительной группы .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формы работы учителя-логопеда ДОУ с родителями
Опубликовано: 1 марта 2013 в 11:37
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формы работы учителя-логопеда ДОУ с родителями» (включая файлы) размещена пользователем Шульга Анастасия Вадимовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД