Людмила Шулигина
Формы работы с родителями по патриотическому воспитанию в семье (обмен опытом)
▼ Скачать + Заказать документы
Чувство Родины …Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Публикация «Формы работы с родителями по патриотическому воспитанию в семье (обмен опытом)» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Хочется отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней своего рода в разных поколениях. Семейное изучение своей родословной не должно пройти вне поля зрения детского сада. В подготовительной группе желательно провести занятия по ознакомлению с генеалогическим древам некоторых детей. Непосредственное участие родителей к подготовке таких занятий несомненно. Необходимо только учесть, что добровольность участия каждого – обязательное требование и условие данной работы. Изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:
корни каждого в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций;
счастье семьи – счастье и благополучие народа, общества, государства.
Детский сад не может работать, как закрытая система, ведь жизнь ребенка в детском саду обогащается за счет непосредственного участия в ней семьи, общественности и социальных институтов. Работа с родителями всегда была существенной частью деятельности нашего детского сада. Ведь те, культурные эталоны, духовные ценности., которых придерживается семья, как правило усваивает ребенок.
Однако одного обогащения родителей педагогически ми и культурными знаниями недостаточно. Чтобы родители стали нашими единомышленниками, мы в своем саду организовали разнообразную совместную деятельность педагогов, детей и родителей, в которую входило:
оснащение групповой комнаты предметами русского народного быта, народно-прикладного искусства, народными играми, игрушками;
участие в фольклорных и тематических праздниках и развлечениях;
организация экскурсий по городу, в музей и т. п. ;
совместные выставки работ детей и родителей;
совместные субботники по озеленению и т. д.
Большое значение имеют совместные экскурсии по городу, посещение с родителями отдельных предприятий и т. д. Так к дню Победы была проведена экскурсия в местный краеведческий музей и к памятнику военной славы. Итоги этих экскурсий были выражены в фотовыставке и на конкурсе детских рисунков. Не менее интересно провести «мини-исследование». Для этого воспитатель совместно с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее «территориальные» и «временные рамки», например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети). Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине. Для того, чтобы эта работа велась более успешно, хочу предложить следующий перспективный план работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей.
1. Шире привлекать родителей к сбору краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиции групповых уголков краеведения.
2. Провести семинары – практикумы «Родной свой край люби и знай», «Знакомим детей с природой родного края».
3. Организовать консультации на следующие темы.
Роль родителей в воспитание у детей любви к родному городу»
«Куда повести малыша в выходной»
«Отечественные памятники культуры о нравственных основах воспитания»
«Роль народного творчества в нравственном воспитании детей».
«Устное народное творчество-кладезь народной мудрости».
«О мудрости народной педагогики».
«Расскажите детям о своих любимых местах города, когда и почему вы их полюбили».
4. Провести вечер вопросов и ответов «как помочь ребенку найти дело, в котором он нравится самому себе».
5. Творческая гостиная «Воспитаны ли ваши дети».
6. Подготовить вместе с родителями фотовыставку «Мы из Ртищево» фотографии детей в самых красивых местах города.
7. Организовать видеосъемку различных мероприятий в детском саду.
8. Провести совместно с родителями вечер народных игр и забав «как играли наши бабушки и дедушки» (игры, упражнения в смекалке, ловкости)
9. Провести викторину «Что? Где? Когда?» Соревнуются команды детей подготовительной группы и родителей – кто лучше знает родной город, край (с вручением призов, дипломов).
10. Оформить выставки творческих работ по теме.
В преддверии 70 летия Победы можно провести игру-путешествие «Страна Героев». Это игра не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, к уровню развития ребенка, но предполагает активное участие родителей, детей, педагогов в этой программе. Цели игры: донести до детей значение Победы советского народа в Великой Отечественной войне, активизировать работу по пропаганде патриотического воспитания через все доступные средства. Для выполнения этих целей необходимо провести большую работу среди родителей : анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса патриотического воспитания в семье; вручение родителям памятки-рекомендации по формированию у детей патриотических чувств и приглашения для участия в игре; домашнее задание «Семейный Герой» : рассматривание с детьми фотографий, относящихся к периоду ВОВ, рассказ о деятельности близких людей на благо отечества, о том, чем дорога та или иная вещь для семьи; участие родителей в игре – состязании на военную тематику; рисование вместе с детьми на тему «Мой родственник – защитник Родины»; Рисование с детьми исторических сюжетов и их раскрашивание; участие родителей в подведении итогов игры. Рассчитана эта игра на старший дошкольный возраст и активную помощь родителей.
Только совместное воздействие таких факторов, как семья, ближайшее окружение, детский сад, объединенных в одну образовательную систему, позволит воспитать у ребенка чувства гражданственности, патриотизма. Раскрывая старшим дошкольникам на конкретных примерах быт, жизнь, искусство, труд людей, живущих в городе, можно расширять представление детей о родном крае, лучшее понимать его культуру, воспитывать чувство гордости за отчий дом, бережное отношение к нему.