Юлия Михель
Формы работы по ОБЖ в детском саду
"Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под машины, повыбили бы себе глаза, поломали бы ноги и позаболевали бы воспалением мозга и воспалением легких – и уж сам не знаю, какими еще болезнями.
Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься".
Януш Корчак
В современном мире наших детей подстерегает множество опасностей.
Публикация «Формы работы по ОБЖ в детском саду» размещена в разделах
Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Опираясь на программу «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Р. Б. Стеркиной, О. Л. Князевой, Н. Н. Авдеевой, работу по ОБЖ с детьми можно разделить на 6 направлений:
1. Ребёнок и другие люди.
Работая в этом направлении, мы должны рассмотреть типичные опасные ситуации при контактах с людьми и научить ребенка правильно вести себя в таких ситуациях.
2. Ребёнок и природа.
Задача работы по этому направлению рассказать детям о взаимосвязи и взаимозависимости человека и природы.
3. Ребёнок дома.
В этом направлении рассматриваются вопросы, связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей.
4. Здоровье ребёнка.
В этом направлении программы рассматриваются вопросы о ценности здорового образа жизни, сознательной заботе о собственном здоровье и здоровье окружающих.
5. Эмоциональное благополучие ребёнка.
Основная задача работы педагогов по этому направлению - научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя до их силового решения, профилактике конфликтных ситуаций.
6. Ребёнок на улицах города.
Дети знакомятся с правилами поведения на улицах города, правилами дорожного движения.
Для реализации задач воспитания безопасного поведения дошкольников можно использовать различные формы организации деятельности детей.
Беседы («Опасные предметы», «Откуда берутся болезни?» и т. д.)
Экскурсии («К светофору», в пожарную часть и т. д.)
Чтение художественной литературы (С. Калинин «Как ребята переходили улицу», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое» и т. д.)
Сюжетно-ролевые игры («Поездка на автобусе», «Скорая помощь» и т. д.)
Строительные игры («Улицы нашего города» и т. д.)
Дидактические игры («Режим дня», «Дорожная азбука» и т. д.)
Создание тематических альбомов («Транспорт нашего города», «Ядовитые грибы и ягоды» и т. д.)
Викторины («Вопросы дядюшки постового» и т. д.)
Игровые тренинги («Если позвонили в дверь», «Телефон 01» и т. д.)
Использование видеоматериалов
Придумывание сказок и рисование к ним иллюстраций
Тематические праздники и развлечения («Правила дорожные знать каждому положено» и т. д.)
Выставки рисунков и поделок («Наш друг - Светофор», «Опасные предметы дома» и т. д.)
Инсценирование («Кошкин дом» и т. д.)
Загадки, пословицы, поговорки по безопасности
Рассматривание картин и иллюстраций по ОБЖ
Круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому, используя разнообразные формы работы с родителями, необходимо добиваться того, что бы родители стали заинтересованными, активными помощниками по воспитанию у детей навыков безопасного поведения.
Родительские собрания с включением тем по безопасности «Как выработать навыки безопасного поведения на улице», «Родители – образец поведения на улицах и дорогах»
Индивидуальные беседы и консультации «Как знакомить детей с правилами безопасного поведения в природе», «Безопасность детей – забота взрослых», «С ребенком летом на даче»
Оформление наглядной агитации, папок-передвижек «Лето без опасности!», «Эти правила для всех», «Вредные привычки»
Привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, развлечений, выставок.
Только взаимодействие семьи и детского сада создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир здоровым и приспособленным к жизни.
Литература:
1.«Основа безопасного поведения дошкольников» Чермашенцева О. В., Волгоград 2010 г.
2. Т. А. Шорыгина“Основы безопасности” – М. 2006.
3. Программа «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева.