Людмила Сидорова
Формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Начинать формировать гражданственность (понимая её как одну из
важнейших социальных компетенций) нужно как можно раньше, с самого раннего возраста. Гражданственность очень тесно связана с другой не мало важной социальной компетенцией – «патриотизм», воспитание (формирование) которого тоже является одной из важнейших задач дошкольной образовательной организации. Ведь именно в этот период происходит формирование духовно-нравственных основ личности ребенка, чувств, эмоций, мышления; происходит постепенная социальная адаптация в социальном пространстве, в обществе; начинается процесс осознания себя в окружающем мире.
Публикация «Формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
В этом возрасте образы, используемые педагогами для социального
воздействия в рамках воспитания, оставляют очень яркий и сильный след в
сознании ребенка, поэтому они остаются в его памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании гражданственности и патриотизма.
Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста имеет свои
особенности. Причем существует ошибочное мнение, что начинать воспитывать патриотизм нужно со старшего дошкольного возраста. Конечно, в процессе воспитания очень важен учет возрастных особенностей детей, но ведь чувство любви к Родине начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что взывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Необходимо находить такие нетрадиционные методы воздействия на ребенка, которые не казались бы ему скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные малышу стороны окружающей действительности.
Задачами патриотического воспитания в дошкольной образовательной
организации могут быть:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, дому, детскому саду,
родному городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к народным традициям и промыслам;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения своей страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их
традициям и др.
Данные задачи должны находить отражение во всех видах детской
деятельности, так как на ряду с патриотическими чувствами должны формироваться социальные взаимоотношения детей со взрослыми, со сверстниками.
В первые три года жизни ребенка главной фигурой является взрослый
(родитель, потому что малыш во многом зависит от него. Ребенку необходимо
знать, что взрослый готов помочь, поддержать его самостоятельные начинания. В этом возрасте самое важное – создать условия психологической защищенности. И, возможно, хорошим материалом данного условия будет фольклор. Незамысловатые потешки, колыбельные помогают пробудить теплые доверительные отношения со взрослыми. В этом возрасте фольклор не только развивает ребенка, но и является эмоциональной почвой для воспитания патриота своей страны. Любовь к Родине у ребенка начинается с любви к своим родным – отцу, матери, бабушке, дедушке, братьям и сестрам. С их внимания, заботы, душевного тепла.
В трех-четырехлетнем возрасте, учитывая, что познавательная деятельность малыша сосредоточена на реальном предметном мире, а эмоции сильны, но поверхностны, мы можем формировать предпосылки морального развития, используя не только потешки, но и народные игры. Дети узнают, что у взрослых есть своя работа и свои правила, которым они должны следовать. Таким образом, в младшем дошкольном возрасте мы закладываем основу эмоционально-положительного отношения к правилам, к окружающему миру, в котором живет ребенок.
Четырехлетние дети отличаются во многом от двух-трехлетних малышей: они любознательны и делают первые самостоятельные выводы, они учатся сопереживать, общаться и выражать свои мысли. Вот почему о Родине, семье, городе должен рассказывать тот, кто сам искренне любит всё это и искренне желает поделиться своими знаниями с детьми.
В среднем дошкольном возрасте особую роль играют сказки. Вхождение в волшебный, сказочный мир, сопереживание героям рождает в ребенке желание переделать зло в добро, сделать героя счастливым, победителем, и представить себя на его месте. А театрализация позволяет ребенку самому примерить на себя роли сказочных героев.
В старшем дошкольном возрасте ребенок остро чувствует неискренность и перестает доверять человеку, который однажды проявил её. Он умеет слушать и запоминать, преодолевать трудности и радоваться познанию. Дети усваивают нравственные ценности через ознакомление с историей России, народными праздниками, природой России. У детей этого возраста формируется эмоционально-положительное отношение к государству и к государственной символике: гербу, флагу, гимну. Закладываются основы позитивной личности с активной гражданской
позицией, с желанием высказывать и отстаивать свою точку зрения.
И родной дом, двор ребенка, где он не раз гулял, и детский сад, где он
получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина.
Воспитание патриотизма означает воспитание любви к малой Родине, к тому месту, где ребенок родился. Исторически доказано: человек, знающий родную историю, культуру родного города, проявляет преданность, любовь, уважительное отношение к своей стране, своей Родине.
Воспитание патриотизма успешно проходит в процессе приобщения детей к культурному наследию. Благодатный педагогический материал веками
накапливался в устном народном творчестве, в народно-прикладном искусстве, в фольклорных и классических произведениях, которые так близки и понятны детям дошкольного возраста. Уважение к способам трудовой деятельности и творческим ремеслам предков, гордость за людей, трудами и талантами которых славится Россия – необходимое условие для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.
Особая роль в воспитании патриотизма отводится природе, так как она
постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. Маленький человечек чувствует себя с представителями живой природы сильным, значимым, так как может для них что-то сделать: помочь, защитить, сохранить.
В заключении можно подчеркнуть, что в период дошкольного детства
закладываются важнейшие для гражданского самосознания показатели. В этом возрасте образы воспитания очень ярки и сильны, поэтому они остаются в памяти ребенка надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании гражданственности и патриотизма. Таким образом, роль дошкольных образовательных организаций в становлении гражданского общества очень велика.
Патриотическое воспитание, как основа воспитания чувства гражданственности у детей дошкольного возраста должно являться одной из основных задач дошкольной образовательной организации.
Формы работы с родителями :
*Общие родительские собрания;
*Педагогические беседы с родителями;
*Круглый стол с родителями;
*Тематические консультации;
*Совместные досуги;
*Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей;
*Оформление «уголков для родителей»;
*Оформление папки-передвижки;
* Создание совместных альбомов.