Ивкина Ольга
Мастер-класс для педагогов «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов :
«Формы и методы работы с дошкольниками
по ранней профориентации»
Подготовила: воспитатель
Ивкина О. Д.
Цель мероприятия:
повышение уровня теоретической и практической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями взрослых людей.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, через раннюю профориентацию в игре
2. Познакомить педагогов с формами и методами работы с детьми по
профориентации.
3. Передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий и форм использования через раннюю профориентацию в игре.
4. Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.
Практическая значимость:
содержательный материал представлен в рамках распространения передового педагогического опыта работы, который в последующем может быть использован коллегами в практике.
Ход
Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня – врач, завтра – банкир и даже президент. …
Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем. Одна из основных задач дошкольного образования – формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Для этого очень важно у ребенка дошкольника развивать интерес к различным профессиям. Необходимо знакомить детей с профессиями, востребованными в современном обществе. Чтобы сформировать у детей представление о том, что такое профессии, поддерживать интерес к ним, способствовать самостоятельности мышления и выбора, важно грамотно использовать формы и методы ознакомления дошкольников с трудом взрослых.
В воспитательной работе используются разные формы, методы работы знакомства детей с трудом взрослых, учитывая их возрастные особенности.
1. Экскурсии и встречи с людьми разных профессий
2. Наблюдения
3. Беседы.
4. Игра как средство знакомства с трудом взрослых
-театрализованные
-словесные
-дидактические
-игры с предметами
-настольно – печатные
Во II младшей группе нашего детского сада используются игры, изображающие труд взрослых в детском саду, работу водителей, летчиков. Дети в игре начинают повторять действия людей разных специальностей.
В средней группе появляются игры с более сложным сюжетом: построение дома (работа строителей, перевоз пассажиров и грузов (водители автобусов и грузовых машин, труд врачей, медсестер, продавцов. Дети начинают сами придумывать несложные сюжеты, изготовлять некоторые необходимые для игр предметы, игрушки.
В старшей группе поощряются игры, показывающие работу учреждений (магазин, аптека, поликлиника). Совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, полицейского, шофера, моряка, летчика). В играх на тему "транспорт" совершенствуются знания правил дорожного движения. Дети учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. Так же в играх дети стараются изобразить профессии родителей.
Дошкольники седьмого года жизни продолжают изображать в сюжетно-ролевых играх работу членов семьи, быт, труд людей. Расширяются и углубляются представления о разных специальностях: на пароходе есть не только капитан, но и штурман, матрос, кок и т. д. развивается способность детей самим намечать тему игры, дети учатся комбинировать свои непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, картин, книг.
Мы, педагоги, готовим детей к тому, чтобы они в свое время могли смело вступить в самостоятельную жизнь.
Социализация ребенка – дошкольника проводится в большей степени через игру как самый близкий, доступный, интересный для детей вид деятельности. Решение задач по ознакомлению с трудом взрослых строится на игровой основе.
Сейчас мы предлагаем вам поиграть вместе с нами, уважаемые педагоги.
Вашему вниманию предлагается игра:
1. Игра "Самая, самая профессия"
Условия: назовите профессии, подходящие под определение: «вкусная», «опасная», «высотная», «стильная», «быстрая», «глубокая».
Каждая профессия начинается с какой- либо буквы, поэтому
2. Игра «Придумать профессии, начинающиеся на букву…»
Условия: назовите как можно больше профессий, на заданную букву.
(ш, с, л, т) Ш -(шахтёр, шахматист, штукатур, шлифовщик, швея, С-(секретарь, сборщик, садовник, связист, сапер, сантехник, сатирик, сварщик. священник, следователь, скульптор, слесарь, сторож, судья, Л-(лаборант, лётчик, лифтер, логопед, лор, лингвист, лесоруб, Т-(таксист, тамада, телефонист, терапевт, ткач, технолог, токарь, тракторист, труба, тренер.)
Следующая игра, поможет нам с вами вспомнить пословицы.
3. Игра «Закончи пословицу»
Условия: я читаю начало пословицы, а вы формулируете её окончание.
«Какой мастер - … (такова и работа)
«Тяжко тому жить- … (кто от работы бежит)
«Словами туда и сюда- … (а делами – никуда)
«Труд кормит- … (а лень – портит)
«Кто любит трудиться-…. (тому без дела не сидится)
«Красна птица оперением. (а человек – рукоделием)
У каждой профессии есть своё описание, по которому можно догадаться о какой профессии идет речь, тоже я предлагаю сделать вам.
4. Игра «Угадай по описанию профессию»
Условие: определите профессию, по описанию.
Ведущий читает загадки:
- Почерком быстрым исписан весь лист -
Очерк в газету строчит. (Журналист.)
-Кто научит нас читать,
Танцевать и рисовать,
Кто же этот наш спаситель?
Ну, конечно же (Учитель)
-С книгой кто в руке - читатель,
Книги пишет кто – (Писатель)
-Ведёт с актёром жаркий спор
На сцене театра (Режиссер)
(Кто отгадал загадки, выходите к нам.)
Ведущий:
Человек работающий в этих профессиях, должен обладать хорошей дикцией, правильной речью предлагаю вам прочитать «Чистоговорки», которые вам предложены на листе бумаги.
5. Проговорить «Чистоговорку»
Условия: проговорить чистоговорку хором.
А. Встретил в чаще ё ж ежа:
«Как погода, ёж, - свежа».
И пошли домой дрожа,
Горбясь, ёжась два ежа.
Б. Утром, присев на зеленом пригорке
Учат сороки чистоговорки:
Кар–р–р! Картошка, картонка, карета, картуз,
Кар-р-р! Карниз, карамель, карапуз.
В. Чайничек с крышечкой,
Крышечка с шишечкой,
Шишечка с дырочкой,
В дырочку пар идёт.
Г. Наш чеботарь
Всем чеботарям чеботарь,
Нашего чеботаря никому не пере чеботарить.
Ведущий:
Общаясь с разными людьми журналист, педагоги, режиссеры, писатели и т. д должны иметь богатый словарный запас.
6. Игра «Назови профессию на звук «П»
Предлагаю вам назвать как можно больше предметов гардероба на заданный звук, например, звук «П». Прошу, не повторяться. (пальто, платье, пеньюар, пиджак, пижама, плавки, платок, панталоны, поло, пуловер, пыльник, плащ, палантин).
Для следующей игры нам понадобится несколько человек, и поможет нам в этом жребий.
Весёлые смайлики- участие, грустный –не участвует.
Ведущий: Журналист может написать заметку в газету или журнал на любую тему, например, написать заметку о своей профессии.
7. Расскажи профессию по схеме.
В вашем случае, рассказать о «своей» профессии по следующей схеме : название профессии – место работы –условия труда – инструменты для работы – выполняемые трудовые операции – результат труда.
Условия: выслушиваются полученные рассказы.
8. Назови профессии героев сказки.
Ведущий:
Педагог должен хорошо знать произведения писателей, содержание сказок.
Условия: Для вас предлагаются названия сказок, а вы назовите профессии героев сказки. («Доктор Айболит», «Три поросенка»,» Буратино», «Дядя Степа».)
- Уважаемые Коллеги Современный педагог- это педагог профессионально владеющий всеми современными инновационными педагогическими технологиями, уверенный в эффективности применениях их в практике своей работы, умеющий импровизировать, творить, обучать и воспитывать. Желаем вам успехов в работе, креативности, творчества творите, повышайте свою квалификацию, делитесь опытом. Спасибо за внимание и благодарим за сотрудничество.