Наталья Ющенко
Формы и методы поддержки и развития самостоятельности детей в раннем возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития у детей самостоятельности была и остаётся в современной педагогике одной из самых актуальных. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что необходимо побуждать детей к инициативности и самостоятельности.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Жизнь, во всех её проявлениях становится всё многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы. Чем меньше дети, тем слабее их умение действовать самостоятельно. Они не способны управлять собой, поэтому подражают другим.
Развитие самостоятельности детей раннего возраста будет более эффективным при реализации следующих психолого – педагогических условий:
• Внедрение активных форм и методов организации самостоятельной деятельности по самообслуживанию (показ действия, пример взрослого или других детей, метод приучения, метод игры : одеть куклу, умыть куклу и т. д.); использование литературных произведений, песенок, потешек; рассматривание иллюстраций, картин (как дети моют руки, кушают); вопросы к детям, побуждающие к решению проблемы (кукла Катя испачкалась, что делать).
• Создание предметно – пространственной среды, способствующей развитию самостоятельности.
• Включение родителей в воспитательный процесс развития самостоятельности детей. (собрания, консультации, личные беседы, оформление стенгазеты «Я умею!» с фото детей и т. д.)
По мнению специалистов педагогов – психологов, самостоятельность – это психическое состояние личности, включающее в себя способность ставить перед собой задачу; способность удерживать в памяти конечную цель действия и организовывать свои действия в русле её достижения; способность совершать в той или иной степени сложности действия без посторонней помощи, соотносить полученный результат с исходным намерением (желанием).
Самостоятельность не даётся человеку с рождения, она формируется по мере взросления детей, и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. Первые проявления самостоятельности следует стимулировать, потому что в раннем возрасте ещё недостаточно развита самооценка ребёнка, и её в основном заменяют оценки родителей и других взрослых (воспитателей). Самооценка начинается с самокритичности, т. е. с сомнения в правильности своих действий.
Показателем самостоятельности ребёнка является результативность его действий. Истоки самостоятельности зарождаются на стыке первого и второго года жизни ребёнка. Именно здесь берут начало пути формирования самостоятельных действий и умений, постепенно усложняющихся в игре и занятиях, в восприятии окружающего, и в общении. С помощью взрослого самостоятельные умения ребёнка закрепляются, проявляются в разнообразных видах деятельности. Ребёнок овладевает всем необходимым на собственном опыте. И, если такого опыта он не получит, то просто не будет знать, что игла – острая, а огонь – жжёт.
Формирование навыков самообслуживания – первая ступень формирования самостоятельности в раннем возрасте. Самое главное – проявлять терпение, и не делать за ребёнка то, с чем он может справиться сам.
Таким образом, правильно подобранные формы и методы, организация ППС, проведение систематических родительских собраний, по проблеме обучения детей раннего возраста самостоятельности, даёт положительный результат.
Примеры из жизни:
3х летний Ваня с усердием надевает колготки. Трудное занятие для малыша. После долгих усилий колготки надеты, но наизнанку. Мать прекращает, как она говорит, «эту бесцельную возню», быстрым движением с раздражением стягивает с ребёнка колготки и надевает их ему сама. Малыш начинает кричать: «Я сам! Сам!» Мать строго говорит: «Сиди спокойно! Не умеешь, а кричишь…сам!»
Вопросы:
1. Правильно ли поступила мать?
2. Каковы последствия такого поведения матери?
3. Бывали ли подобные ситуации у вас?
4. Как вы выходили из них?
5. Как лучше вести себя в таких ситуациях?