Татьяна Мусорина
Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правовой культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правовой культуры
Воспитание ребенка в соответствии с требованиями общества – необходимая составляющая процесса подготовки человека к будущей активной жизни в обществе. Одним из компонентов этой составляющей является процесс правового воспитания, который реализуется в условиях дошкольного образовательного учреждения на протяжении всех лет обучения.
Публикация «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правовой культуры» размещена в разделах
ФГОС ДО отмечает необходимость организации в ДОУ профессионального взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста, которое основывается на субъектном отношении педагога к ребенку, индивидуальном подходе, учете зоны ближайшего развития ребенка, мотивационном подходе, доброжелательном отношении к ребенку. Именно воспитатели, вносящие с первых лет жизни в сознание детей образы мира, дружбы, сотрудничества, толерантности и доброты, делают важное дело - закладывают фундамент нового миролюбивого и созидательного поколения - людей будущего.
Образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении должен включать как совместную деятельность взрослого с детьми, так и свободную самостоятельную деятельность воспитанников.
Начинать работу целесообразно с детьми старшего дошкольного возраста (шестой, седьмой год жизни, хотя и в младшем дошкольном возрасте развиваются элементарные навыки поведения в обществе, коллективе сверстников, умение согласовывать свои действия с действиями окружающих людей. Нормативно-целевым ориентиром в образовательной работе с детьми по формированию основ правовой культуры стала картина психологического склада ребенка на пороге школы. К пяти годам складывается детское общество, основывающееся на совместной игре и продуктивной деятельности. Ребенок уже может регулировать свое поведение, исходя из бытовых и игровых правил и норм. К 6 – 7 годам дошкольник вполне управляет своим поведением, умеет произвольно подчинять себя поставленной цели (концентрировать внимание, прилагать волевое усилие, владеет образными и речевыми средствами упорядочения опыта, обладает довольно сложным внутренним миром, этическими образцами, определяющими его действия и отношения. То есть к концу дошкольного детства ребенок становится активным, осознающим себя субъектом собственной деятельности и отношений с взрослыми и сверстниками.
В работе по правовому воспитанию дошкольников, нами были определены цели и задачи, которые определяются требованиями, которые предъявляет современное общество с его демократическими тенденциями развития
Цель: создание условий для воспитания будущего гражданина правового государства – свободного и ответственного, знающего свои права и адекватные способы поведения в случаях их нарушения, обладающего чувством собственного достоинства и с уважением относящегося к другим, способного на собственный выбор и с пониманием воспринимающего мнения и предпочтения окружающих.
Задачи:
• научить умению общаться с разными людьми;
• формировать чувство принадлежности к определенной культуре, уважения к культурам других народов и сопричастности к событиям, происходящим в мире, стране, городе (поселке);
• дать представление о Конвенции ООН о правах ребенка, как о документе, защищающем их; сформировать устойчивые понятия о том, что каждый ребенок имеет права; познакомить с правами детей;
• учить детей самостоятельно находить возможные варианты поиска помощи и самозащиты в случае нарушения их прав.
На начальном этапе было проведено анкетирование детей, выявлены представления об изучаемом предмете.
По итогам анкетирования было определено содержание правового воспитания с детьми, разработано тематическое планирование «Правовое воспитание», созданы необходимые условия.
Разрабатывая содержание и методы формирования базиса правовой культуры дошкольника, было отмечено, что этот процесс будет эффективным при соблюдении следующих условий:
– обеспечение открытого характера деятельности ДОУ (диалог между педагогами и родителями, их взаимодействие, полная информированность по различным вопросам развития, воспитания и обучения детей в группе и семье; широкие контакты ДОУ с другими образовательными учреждениями и социальными институтами села);
– обеспечение прав участников образовательного процесса на свободный выбор вида деятельности, ее времени и продолжительности; закрепление прав и обязанностей каждого члена коллектива, включая и детей, и взрослых;
– организация предметно-пространственной среды в группе, ДОУ, отвечающей принципам демократического общества (свободный доступ каждого члена детского коллектива к играм и игрушкам, владение личным имуществом в группе, экспонирование продуктов собственной деятельности и др.).
Основными принципами реализации содержания по правовому воспитанию являются систематичность работы по правовому воспитанию, взаимосвязь с деятельностью детей по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, хужожественно - эстетическим, музыкальным воспитанием, свободной, игровой, театрализованной деятельностью, сотрудничество взрослых и детей, воспитателей и родителей.
Воспитательно-образовательная работа должна проводиться системно весь учебный год при гибком распределении ее содержания в течение дня. В рамках предлагаемой работы рекомендуется проводить работу с дошкольниками в форме непринужденной совместной деятельности взрослого с детьми, где взрослый-партнер учитывает интересы и инициативы детей. Специально организованные совместные виды деятельности целесообразно проводить в первой половине дня, а так же и во второй половине дня. Следует учитывать тот факт, что тематический план не может предвосхищать все спонтанно возникающие ситуации и сложности. От педагога в любой момент могут потребоваться дополнительные объяснения, ответы на вопросы, организация игровой ситуации, привлечение соответствующей художественной литературы.
Средствами реализации программы по правовому воспитанию на данном этапе стали специально организованные совместные виды деятельности, как фронтальные, так и подгрупповые и индивидуальные, при проведении которых гармонично сочетались разнообразные формы – круговые беседы, специализированные игры, игры-шутки, чтение, рассказывание, театрализации и т. п. Другими средствами реализации программы явились презентации, игры, тренинги и театрализованные представления. В организацию воспитательно-образовательного процесса на данном этапе были вовлечены не только педагоги ДОУ, но и школьники, и родители.
Результатами работы стали позитивные сдвиги в поведении как взрослых, так и детей, в том числе осознание своих прав, развитие самооценки. В ходе обучения дети приобрели устойчивые представления о своих правах (на любовь, заботу и внимание со стороны взрослых, на приемлемый уровень жизни, на отдых, на защиту от всех форм насилия и пр.). Дети научились относить свои поступки и поступки других людей к хорошим или плохим, усвоили оценки поступков, которые дают взрослые, и сами начали правильно оценивать их и правильно поступать. Дети переживают случаи нарушения прав героев сказок или реальных детей (например, в случаях, когда дети остаются без родителей или подвергаются жестокому обращению, помнят о них, стремятся сами быть лучше.
Совместная работа педагогического коллектива и семьи по проблеме правового воспитания дошкольников помогла взрослым и детям стать ближе, научила прислушиваться друг к другу и понимать друг друга.
На втором этапе (в конце первого полугодия) с детьми были проведены открытые мероприятия по теме «Мы изучаем права». Целью являлось выявление сформированности у детей первоначальных правовых знаний, коррекция содержания, методов и форм правового воспитания детей. Были просмотрены пять мероприятий в старшей группе. Хорошо была видна предварительная работа, дети с интересом изучают права. На занятии использовались разнообразные приемы и методы.
Все разделы работы взаимосвязаны и дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную цель.
Фронтальные образовательные мероприятия проводились блочно в ноябре месяце, когда отмечается День ООН, остальная работа на усвоение и закрепление материала ведется в повседневной совместной подгрупповой и индивидуальной деятельности и самостоятельной деятельности детей, что позволяет избежать излишней заорганизованности детей. Образовательная деятельность, игры, труд в повседневной жизни организуются небольшими подгруппами детей, что способствует взаимообучению и взаимопроверке, стимулирует познавательное общение и взаимодействие детей.
Вся запланированная работа способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращается в активного участника. Несмотря на всю сложность темы, при обучении детей использовала разнообразные методы и приемы: использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, презентации, диафильмы);
решение проблемных задач, поиск их решений.
Форма организации детей подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач. Мероприятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе - дать ребятам возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.
Большая часть времени уделялась практике: сюжетно-ролевым и другим творческим играм, практическим делам, различным творческим конкурсам, соревнованиям, а также беседам, рассказам, спорам, учитывая при этом эмоциональное восприятие.
С детьми были проведены открытые мероприятия по теме «Мы изучаем права». Целью являлось выявление сформированности у детей первоначальных правовых знаний, коррекция содержания, методов и форм правового воспитания детей. Были просмотрены пять мероприятий в старшей группе.
Работа по развитию у детей представления об основах правового сознания нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный мир. Например, детям предлагалось понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких.
В совместной и индивидуальной деятельности с детьми используются устный народный фольклор, шутки, юмор, песни. Это помогает в решении конфликтов, снимает детскую агрессию, воспитывает в детях дружелюбие, умение прощать, видеть свои ошибки, следовать общепринятым нормам поведения.
Также совместно с детьми были сделаны индивидуальные книжки «Права ребенка» и книжка-раскладушка «Ваши права», где дети при помощи символов и знаков изображали права детей, защиту детей и их обязанности. Отрадно, что в повседневной жизни дети пользуются своими правами, ссылаясь на «Права ребенка». В специально оборудованном уголке дети знакомятся с Декларацией прав человека. Помогает им в этом Зеленый Человечек из книги А. Усачева.
Так же было разработано еще одно направление в работе по правовому воспитанию дошкольников – работа с родителями.
В целом семья, как и прежде, остается одним из основных институтов социализации подрастающего поколения, воздействующих на формирование норм и ценностей, образцов и стереотипов поведения ребенка. Однако это влияние носит сложный и опосредованный характер. Процесс социализации в семье усугубляется всем комплексом социально-политических, социально-экономических и духовных проблем, с которыми сталкивается современная семья. Защита прав и законных интересов детей должна начинаться с ознакомления родителей с нормативно-правовыми документами, основными правами и обязанностями самой семьи.
Для того чтобы работа с семьей оказалась эффективной, разработан перспективный план организационно-просветительской работы с родителями. С целью обогащения знаний родителей о правах ребенка проводились консультации на темы: «Твои и мои права – есть ли у нас конфликт», «Объединений усилий семьи и ДОУ в соблюдении прав ребенка», «Возрастные и психофизические особенности детей», деловая игра «Знаем ли мы права детей», совместный праздник «Мама, папа, я – очень дружная семья», в приемных комнатах оформлены информационные стенды, в которых помещена информация о международных и российских документах о правах человека, рекомендации, памятки по соблюдению прав детей. Родители приняли активное участие в выполнении домашнего задания, они вместе с детьми оформляли альбомы : «Как мы отдыхаем», «Ребенок имеет право», «История имени», «Древо моей семьи», принимали участие в проектной деятельности. Многие изготовили книжки-сказки по правам, совместно с детьми изготавливали иллюстрации к статьям из сюжетов знакомых сказок.
Был проведен цикл родительских собраний и консультаций на тему:
• «Ребенок – полноправный партнер в условиях сотрудничества»;
• «Защита прав и достоинств ребенка»;
• «Защищаем права ребенка в детском саду».
В результате целенаправленного правового воспитания было сформировано у детей такое усвоение прав и гражданское поведение, которое:
- активизирует социальную позицию детей, обогащает их шкалу ценностей, нравственность;
- формирует высокие нравственные личностные качества: активность, инициативность, самостоятельность; способность свободно осуществлять выбор, принимать решения;
- позволяет ребенку правильно вести себя в природе и обществе, (ребенок учится разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, учитывая позиции, желания, потребности других людей, а также приобретает навыки произвольного контролирования своего поведения и управления им;
- обеспечивает ответственное отношение к себе и окружающим, к природе;
- пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей, интересов, что служит одной из психологических основ самосовершенствования.
- усвоение детьми правовой культуры достигается усилиями педагогов и родителей.