Токмачева Нина
Формирование элементарных математических представлений при помощи игр математического содержания
▼ Скачать + Заказать документы
Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.
Публикация «Формирование элементарных математических представлений при помощи игр математического содержания» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Математическая игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение ребенка. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.
Для развития детей в группах нашего детского сада оборудованы центры занимательной математики, состоящие из развивающих и занимательных игр математического содержания по всем разделам ФЭМП, а также игровой занимательный материал.
Материал, находящийся в нашем математическом центре, разнообразный. Это и сюжетные картинки и дидактические, настольно-печатные, логико-математические игры, геометрические головоломки, лабиринт, числовые лото, календари, измерительные приборы и инструменты: весы, мерные стаканы, линейки; магнитные цифры, счетные палочки; наборы геометрических фигур.
В процессе математических игр мы так же используем бросовый материал : кубики, пуговицы, прищепки, кегли, шишки, желуди, фишки, овощи, фрукты и т. д.
Математические игры можно использовать во всех видах деятельности, каждое событие ребёнка стараться ненавязчиво связать с математикой (на утренней гимнастике, на прогулке, в свободной деятельности). В этом нам поможет подборка математических загадок, весёлых стихотворений, также пословицы, скороговорки, считалки, логические задачи, задачи-шутки, математические сказки. Благодаря таким играм, удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес у самых несобранных детей. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то чему учит та или иная игра, постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, увлёкшись, дети сами не замечают, что учатся математике. Также необходимо предлагать детям самостоятельные игровые и практические упражнения вне занятий, основанные на самоконтроле и самооценке. Например, игры: «Найди место предмета», «Прозрачный квадрат», «Что изменилось», «Сложи квадрат»и т. д.
Прогулки и экскурсии - богатейший источник для расширения математического кругозора детей. Во время прогулок обращайте внимание на количество, величину, форму, пространственное расположение объектов (сосчитай, сколько проехало легковых машин; сравни по высоте дерево и дом, по величине голубя и воробья; назови три предмета разной длины, ширины, высоты и т. д). Помогайте детям применять математические знания в различных ситуациях (дежурство по столовой). Играя на прогулке, сосчитайте и сравните камушки, веточки, листья, цветы, комки снега, сосульки. Познакомьте детей с разными понятиями, например «далеко- близко». Предложите детям поиграть в игры-головоломки.
Обучение математики детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Дети очень активные в восприятии задач-шуток, логических упражнений, головоломок.
Дети с удовольствием играют в шашки. Это игра развивает у детей логическое мышление, смекалку и сообразительность, умение планировать очередной ход. Необходимо учить детей обдумывать каждый ход, соблюдать правила игры. Ведь шашки являются одной из самых распространённых народных игр в мире. Шашки – незаменимый «тренажёр» для тех, кто учиться мыслить логически. Ребята, играющие в шашки, как правило, хорошо учатся.
Так же в самостоятельной деятельности детей необходимо использовать математические игры - это настольные игры с игровым полем, цветными фишками и кубиками или волчком. На игровом поле обычно изображены различные картинки или даже целая история и имеются пошаговые указатели.
Математическое содержание возможно включить в разные виды деятельности детей: в игру, в рисование, в лепку, в труд.
В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать. Самое главное это привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.
Детям интересны различные математические игры-путешествия, математический театр.
Игры-путешествия, включают в себя ряд заданий, объединенных одной темой. Детям предлагается в ходе «путешествия» преодолевать различные препятствия, проявляя сообразительность, выполняя задания математического содержания. Например, понятие ширина более естественно познается ребенком не с помощью бумажных полосок, а путем перешагивания «ручейка».
Изготовьте в группе математический театр. При знакомстве с числом устройте праздник – знакомства, которое появляется в качестве персонажа Математического театра, расскажите о проявлении числа в жизни природы и окружающем мире, зарисуйте и слепите с детьми цифры.
Увлекает детей математическое занятие в виде путешествия (квест). Квест – это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового, в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей: дети сталкиваются с различными проблемами или персонажами, создающими проблемы, придумывают как с ними справляться и в конце находят клад.
Квест - игры объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Занятия необычны, более интересны и тем самым весьма привлекательны для детей.
Формирование математических способностей возможно и при организации сюжетно-ролевых игр. Например обратите внимание на количественные отношения в «Магазине» один предмет покупаем, два или много. Используем здесь же предметы-заместители, например, логические блоки, в магазине могут быть, как конфеты или печенье – закрепляем форму, цвет, величину предметов. Изготовьте «деньги», на которых изображены геометрические фигуры – один или много, и такие же ценники на предметах в магазине. Так дети учатся соотносить, называть и понимать, что, за что можно купить.
Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того – решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Это детям интересно потому, что они любят играть.