Афанасьева Анна Александровна
Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение из опыта работы на тему «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО».
Слайд. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И вот существующие экологические изменения на планете побуждают ныне живущих людей глубже вникать в суть данной проблеме. Из – за неразумного отношения к ней и к ее ресурсам, человечеству грозит вымирание. И у меня возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в детях бережное к ней отношение.
Публикация «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО» размещена в разделах
Поэтому тема моего опыта работы звучит так «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО».
Слайд. Актуальность поднимаемой мной темы заключается в том, что экологическое воспитание и образование дошкольников – настоящая проблема времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас.
Я считаю, что начинать нужно с самых маленьких. Ребенок приходит в мир добрым, ласковым, любящим и веселым. Он познает все с великим удовольствием. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое.
Слайд. В приказе Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) указывается на:
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями,
- развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста проводилось в процессе реализации всех образовательных областей указанных в федеральных государственных образовательных стандартах.
Воспитание экологической культуры дошкольников – многоплановый многоструктурный процесс.
Приступая работать по этой теме, я поставила перед собой цель - воспитать защитников природы, дать им первоначальные экологические знания, научить милосердию, привить им любовь к живому. Кроме того, я стремлюсь сформировать у детей умения и навыки ухода за растениями и животными.
Для реализации данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- Научить ребенка воспринимать окружающий мир через понимание закономерностей природных процессов.
-Установить взаимосвязь с окружающим миром, взаимосвязь природы и человека.
-Помочь ребенку выработать личностное отношение к окружающему миру.
- Развивать эстетические чувства, умение видеть и чувствовать красоту природы родного края.
-Воспитывать у детей желание участвовать в посильном труде по уходу за растениями и животными.
Содержание экологического образования дошкольников необходимо рассматривать, прежде всего, в рамках системы непрерывного экологического образования.
Слайд. В своей работе использую следующие принципы экологического образования дошкольников :
Научность,
Доступность,
Гуманистичность,
Системность,
Преемственность,
Интеграция.
Основным принципом экологических знаний является принцип научности.
Слайд. В экологическом образовании принцип научности предполагает знакомство с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ мировоззрения и экологического сознания.
Слайд. Формы и методы работы
Чтобы повысить эффективность экологического образования использую в своей работе с детьми различные формы и методы :
• экологические экскурсии;
• экологические конкурсы;
• экологические акции;
• лаборатория юного эколога;
• экологические выставки и экспозиции;
• трудовой десант;
• экологические игры (дидактические и речевые логические задачи, сюжетно-ролевые, подвижные игры).
При использовании таких форм и методов, стараюсь раскрыть перед детьми красоту природы и научить увидеть её. Для этого мы должны уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам воспитателя, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.
Важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой мы личным примером демонстрируем детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуем в природоохранной деятельности.
Первое, что нужно сделать, это создать развивающую среду в группе, где воспитанники будут самостоятельно познавать окружающий мир, наблюдая за объектами и явлениями живой и неживой природы. Для обогащения детских знаний необходимо использовать большое количество настольно – печатных игр.
Слайд. В группе оформлен «Центр Экологии». В центре находятся: комнатные растения, мини огород, природный материал, художественная литература, календарь природы и др.
Слайд. Непосредственный контакт ребенка с объектами живой и неживой природы, элементарные опыты с ними (водой, воздухом, песком, растениями) позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира.
Слайд. Дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать. Данный вид деятельности способствует познавательному развитию ребёнка.
Слайд. Проводимые наблюдения, опыты, эксперименты позволяют обогатить опыт ребенка – дошкольника, стимулируют мыслительную активность, детскую любознательность, самостоятельность, удовлетворяют естественную потребность к деятельности.
Слайд. При организации опытов и наблюдений важно, чтобы ребенок приобретал гуманный опыт познания действительности, чтобы данные виды деятельности были безопасны не только для самого ребенка
Слайд (что, безусловно, очень важно, но и для живых объектов, т. е. опыты, наблюдения и эксперименты должны нести не только познавательную нагрузку, но и воспитывать доброжелательное отношение к живой природе).
Слайд. Для формирования жизненного опыта детей по взаимодействию с окружающим миром, использую проекты. Этот метод стимулирует потребность детей в самореализации, самовыражения и творческой деятельности. Он реализует принцип сотрудничества детей и взрослых. Мной были проведен проект: «Покормите птиц зимой», с целью привлечь внимание к пернатым и забота о них. Дети с большим желанием откликнулись на призыв сделать кормушки. Была организована выставка, где все дети и родители, даже с соседних групп, восхищались разнообразием столовых.
Слайд. Для формирования у детей экологической культуры и экологического сознания использую – экологические акции - это социально значимые мероприятия. Акции имеют большое воспитательное значение для детей и служат хорошей экологической пропагандой среди родителей.
Слайд. В детском саду организовала агентство «Эко-добро». В этом агентстве мы с детьми изготавливаем ай-стоперы «Планету оберегаем, отдельно мусор собираем», Ай-стопер - это ловушка для глаз, который привлекает внимание не только детей, но и родителей.
В рамках работы бюро запустили акцию по сбору пластиковых бутылок под названием «Акулина». Почему «Акулина?» Всем обитателям морей и океанов, всему живому на планете нужна чистая вода и воздух.
Слайд. Использование разнообразных форм работы с родителями дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создавая атмосферу взаимоуважения.
Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
Сайд. Экскурсии в природу – одна из форм организации работы по экологическому воспитанию. Экскурсии позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.
Слайд. Где мы бы не находились с детьми, дети собирают разнообразный природный материал, который в дальнейшем мы используем на занятиях, в играх, для изготовления флорариумов.
Слайд. Изготовление флорариумов позволяют организовать экологический активный вид деятельности в групповом помещении детского сада, который способствует формированию представление детей о мире природы. Насыщает их жизнь новыми впечатлениями так необходимыми каждому ребенку.
Флорариум выполняет не только познавательную функцию, но и эстетическую. Для работы мы с детьми используем различные природные материалы разного размера (шишки, камни, ракушки, которые привезли мои воспитанники с разных мест. Эту задачу перед детьми я ставлю, начиная со средней группы. При этом активизируется навык сравнение по величине.
В детском саду второй год работает МЭП «Внедрение инновационных технологий в экологическом воспитании дошкольников в условиях ФГОС ДО». Я являюсь членом творческой группы. В рамках работы площадки проводились Акция «Берегите елочку», которая проводилась совместно с родителями и коллегами, квест-игра «Сохрани жизнь вокруг себя», КВН «Юные знатоки природы», сбор макулатуры, огород на подоконнике, разработан экологический календарь, семинар для педагогов «Экологическая тропа в ДОУ, как средство экологического образования дошкольников.
Таким образом, считаю, что экологические знания положительно влияют на развитие личности ребенка: развивают чувство ответственности за природу родного края, воспитывают гуманное отношение к окружающей среде, формируют первоначальные экологические представления у детей дошкольного возраста.
Работа по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста продолжается, намечены перспективы дальнейшей работы.
Слайд
1. Организация экспериментальной площадки на территории детского сада для проведения экологических опытов и наблюдений;
2. Пополнение специальной предметно – пространственной развивающей среды в группе в соответствии с возрастом воспитанников;
3. Организовать работу семейного клуба «Экологический десант» по формированию патриотических чувств через экологию в тесном взаимодействии с родителями;
4. Привлечение социальных партнёров к сотрудничеству в данном направлении.
Думаю, что совместные усилия педагогов и родителей дадут положительные результаты. Хочется верить, что навыки и умения детей, полученные от общения с природой родного края и есть те зёрна орошённые в благоприятную почву, которые дадут прочные ростки бережного отношения ко всему живому на Земле.
Спасибо за внимание!