Коломыцева Ирина Владимировна
Формирование экологической культуры детей в разновозрастной группе при ознакомлении с природой родного края
▼ Скачать + Заказать документы
Я представляю опыт своей работы по теме:
«Формирование экологической культуры детей в условиях разновозрастной группы детского сада в процессе ознакомления с природой родного края».
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда сумеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
А. Родович.
Публикация «Формирование экологической культуры детей в разновозрастной группе при ознакомлении с природой родного края» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогами задачу большой экологической и социальной значимости, воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального использования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого гражданина, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувства ответственности за состояние окружающей среды.
Дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, которая требует к себе особого внимания и отношения.
Именно в этот период закладывается позитивное отношение к природе. Поэтому необходимо формировать у дошкольников такое отношение к окружающим природным явлениям, в основе которого лежат чувства и эмоции.
Природа – это источник красоты, радости, отдыха и здоровья.
«Шестым чувством» - назвал К. Г. Паустовский чувство природы. Оно проявляется лишь на определённой ступени сознания. Развивать у детей «шестое чувство» - значит научить их экологически мыслить.
(3сл.) Я работаю в разновозрастной группе детского сада. Наш детский сад расположен на окраине деревни среди вековых сосен и берёз, рядом располагаются два залива реки Ангара. Красота природы, чистый прозрачный воздух заставляют задуматься о сохранении природных богатств нашего края.
По этой теме я составила 3 блока:
1[b] блок - Природа родного края.
2 блок – Животные родного края.
3 блок - Охрана природных богатств родного края. [/b]
Передо мной стояли такие задачи:
Задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме формирования экологической культуры; (Дошкольная педагогика. №4 2010 год, статья «Формирование основ экологической культуры» автор Л. А Яриго; Дошкольное воспитание № 2 2010год, автор Сочеванова Е. А. ; «Организация деятельности детей на прогулке» авторы Т. Г Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова, С. Н. Николаева «Юный эколог»; О. А. Соломенникова
«Экологическое воспитание в детском саду»; Г. В. Лаптева:
«Развивающие прогулки для детей»; Телятьев: «Лекарственные растения - Восточной Сибири».)
2. Разработать педагогические мероприятия для детей разновозрастной группы по ознакомлению с природой и животными родного края, её охране.
Формирование основ экологической культуры в условиях разновозрастной группы может осуществляться в различных формах:
- экологические занятия;
- наблюдения за природными явлениями;
- специально организованные игровые, обучающиеся ситуации;
- целевые экскурсии;
- праздники;
- процесс ухода за растениями в уголке природы;
- ведение календаря природы.
Особое место занимают занятия интегрированного типа сочетающие различные виды деятельности и разный возраст детей, в том числе двигательную, игровую, творческую.
1) Игры на распознание растений и животных: «Сложи картинку»
(воспитывать умение сравнивать, правильно называть растения); «Чьи детки?» (закрепление знаний о домашних животных); Угадай, кто позвал?»
(закреплять знаний животных по звукоподражанию); «Охотник и пастух»
(закрепление знаний о диких и домашних животных).
2) Игры на сравнение растений и животных: «Парные картинки»
(воспитание способности сравнивать картинки, находить признаки сходства).
3) Игры на умение группировать растения и животных по какому-либо признаку: «Парные картинки» (закреплять умение группировать растения и животных по сходству и находить различия); «Какое растение (животное)»
(упражнение в классификации предметов); «Похож не похож» (упражнение в сравнении растений и животных по форме, величине, характерным отличиям); «Что, где растёт» (упражнение в классификации растений по месту их произрастания)
Знакомство с природой родного края.
Общение с природой ближайшего окружения, безопасного для детей и самой природы.
Воспитание чувства ответственности за природу и окружающий мир.
При разработке педагогических мероприятий для детей я опиралась на материалы исследовательской работы авторов Л. А Яриго; Сочевановой Е. А. ; Т. Г Кобзевой, И. А. Холодовой, Г. С. Александровой и С. Н. Николаевой
«Юный эколог», О. А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду», Г. В. Лаптева.
«Развивающие прогулки для детей», Телятьев «Лекарственные растения Восточной Сибири».
По первому блоку я разработала мероприятия, которые включают в себя такие формы работы:
Традиционные: Взаимосвязь леса и человека, значение леса как части природы. Опираясь на растительный мир Сибири, дети знакомятся с понятиями хвойные – лиственные деревья, с понятием «тайга», с местом произрастания и названиями сибирских ягод. Вместе с детьми продолжаем наблюдать за жизнью растений в разное время года. В своей работе стараюсь использовать упражнения на развитие мелкой моторики «Ямки»,
«Гора из песка» (развивать силу рук, хватательные соотносящие движения; закрепление названий различных круп – фасоль, горох); психокоррекционные упражнения:
«У страха глаза велики»
- «Закончи предложение» (Я боюсь когда…. передаётся мяч по- кругу и каждый ребёнок проговаривает свой страх вслух);
«Я страшилок не боюсь, в кого хочешь, превращусь» (дети идут по кругу, проговаривая слова, назначается страшный герой из мультфильмов: волк, собака, кащей, человек – паук, т. д. ребята должны изобразить героя и замереть - выбирается самый страшный и становится ведущим, которые помогают справиться со своими страхами и поднять настроение детей. Включала упражнения, игры, которые помогают в развитии коммуникативных качеств: «Назови растение с нужным звуком», «Добавь слог» (развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления,
«Скажи по другому»(упражнять детей в подборе слов близко по значению, развитии логического мышления, фантазии, внимания, способности к анализу «Найди пару»(развивать быстроту мышления, слуховое внимание, Сообразительность, «Бывает не бывает», Часто использую аудио записи: «Звуки леса», «Голоса животных и птиц». Большое внимание уделяю экологическим играм: «Ласточка и мошки», «Чья птица улетит дальше»,
«Журавли»; Исходя из возрастных особенностей детей, для каждой возрастной группы я стараюсь подобрать дидактические игры с 2х – 5ти лет: «Чудесный мешочек» (знать по характерным признакам- шишка, животное, дерево, «Кто как кричит?» (упражнять в звукоподражании,
«Что изменилось?», «Такой листок - лети ко мне»; от 5ти – 7ми лет: «Найди растение по описанию» (развивать наблюдательность, находчивость, умение описывать, «Лото» (упражнять детей в умении объединять предметы по месту их произрастания); также углубляющие, уточняющие и закрепляющие знания о живой и неживой природе. В игру включаю дидактические игрушки, разнообразный природный материал, использую готовые настольно-печатные игры: различные лото, разрезные картинки. Применяю также дидактические игры активизирующие движение, сочетающееся с решением умственных задач: «От какого дерева листок?»
(нужно понять от какого дерева и подбежать к нему). В таких играх, как «Найди свою пару», «Найди свой домик», дети подбирают себе домик или пару с прикрепленным к ним листочком, аналогичным по цвету или форме тому, который был выдан мной. Подобные игры предполагают различные формы организации детей.
Стараюсь развить и совершенствовать такие мыслительные операции, как анализ, сравнение, обобщение, классификация.
Для удобства использования дидактических игр по ознакомлению с растениями и животными распределяю их на группы по дидактическим задачам.
- беседы «Деревья нашего леса» (для всей группы, «Хвойные и лиственные деревья» (для детей старшей подгруппы);
- работа по картинам и картинкам, настольные игры (лото, домино, разрезные картинки); дидактические и подвижные игры, чтение художественной литературы, наблюдения, экскурсии.
Нетрадиционные формы работы:
- экологические акции: «Наша клумба»; «Сохрани дерево» (на участке появилась молодая сосёнка, мы за ней ухаживаем, наблюдаем за её ростом); весной были посажены кустарники сирени,
- конкурсы, деловые игры (экологический ринг: по теме «Закрепить признаки осени»,
- викторина «Зимний лес» (закреплять знания у детей о лесе, о животных, проживающих на одной территории, об особенностях обитателей зимнего леса и его жителей).
- различные конкурсы рисунков: «Мой любимый цветок», «Осень в лесу».
- художественная галерея: рисование с натуры на свежем воздухе на тему: «Краски леса».
- выставки поделок из засушенных растений. Запланировано к новому году: новогодняя игрушка из шишки.
- создается лаборатория Почемучек (экспериментальная деятельность).
- проектная деятельность «Дыхание растений»
По второму блоку: «Животный мир Восточной Сибири»
Тематика этого блока связана с животным миром Сибири. Живая природа, окружающая ребенка, сложный многообразный мир, где особое место отведено животным.
Целью данной работы стало воспитание осознанных гуманных чувств, к представителям животного мира, обогащения словаря детей, изучение наиболее распространённых животных Прибайкалья, приспособление их к среде обитания.
Опираясь на животный мир Сибири, знакомила детей с понятиями: дикие – домашние животные, хищники – травоядные. При ознакомлении с животным миром я пыталась воспитывать гуманно – целостное отношение ко всему живому в окружающей природе.
Традиционные формы работы:
-беседы «Дикие животные», «Домашние животные»;
- работа по картинам и картинкам;
- настольные игры (лото, домино, разрезные картинки); дидактические и подвижные игры;
- чтение художественной литературы, рассматривание альбомов о животных Прибайкалья;
- наблюдения за живым объектом – белка, дятел (наблюдение за поведением в природе);
- экскурсии на ферму крупнорогатого скота.
Нетрадиционные формы работы:
- экологические акции: «Столовая для птиц»; «Столовая для животных»;
«Сохрани животных леса»;
- конкурсы рисунков «Моё любимое животное», «За кем я ухаживаю дома», загадок, деловые игры «Поле чудес» (угадай животного по описанию, викторина: «Хищники».
-показ театрального представления: «Лисица – почтальон»
- выставка поделок из природного материала (старшая подгруппа, малыши в роли ассистентов).
Третий блок «Охрана природы»: Реки, луга, леса с разнообразием растений и животных – наше богатство. Его надо беречь.
Известно, что к использованию естественных богатств, следует подходить с особой осторожностью. Немного времени требуется, чтобы срубить самое толстое дерево, а вырастить его надо много десятков лет. Ничего нет, легче поймать рыбу во время нереста: она теряет в это время всякую осмотрительность. Но одновременно гибнет и ее многочисленное потомство. Разоришь птичье гнездо – и не прилетит в него на другое лето птицы, а без них начнут хиреть окрестные леса и рощи.
Цель данного блока воспитание в детях заботу о родной природе и ее богатствах.
Опираясь, на ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы, исследуются новые аспекты проблемы экологического образования, формирования экологической культуры детей.
В рамках моей работы я провела акцию «Зелёная ёлочка» - в защиту ёлочек перед новогодними праздниками; планирую создать «Красную книгу»- цветов, которые растут на нашем участке и книгу «Деревьев на нашем участке».
Трудовые поручения:
Во время прохождения экологической тропы мы собираем сухие ветки, очищаем от мусора наш участок, стараемся соблюдать правила поведения в природе (не ломать веток, не рвать зря цветы и листья, не гонять птиц).
Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если организация работы в детском саду сочетается с воздействием на детей в семье.
С целью вовлечения родителей в образовательный процесс, я применяла разнообразные формы работы, как традиционные: (индивидуальные беседы, анкетирование, консультации «Влияние природы на нравственное воспитание ребёнка»; открытые просмотры педагогических мероприятий с детьми:
- Прогулки по экологической тропе,
- Развлечение «Одуванчики»,
- организация выставок и праздников:
- праздники «Праздник Осени», «Путь хлеба».
- выставки «Дары осени», поделок из природных материалов, рисунков.
Так и нетрадиционные
- совместные образовательные мероприятия: «Путь хлеба» (закрепление с детьми этапов прохождения муки от магазина до стола);
- совместная творческая деятельность детей и родителей дома
(разучивание стихотворений, работа над поделками для выставки;
- мастер - класс от мамы -делаем украшения из одуванчиков.
- запланировала - вечер презентаций. Совместно с родителями стараемся создать условия для гармоничного развития детей.
- провела собрание «Экологическое воспитание детей», на котором ознакомила родителей целями и задачами экологического воспитания дошкольников.
Стараясь привлечь родителей к экологическому воспитанию детей: начала составлять такие памятки:
- Лекарственные растения Восточной Сибири.
- Как собирать лекарственные растения родного края.
- Как поощрять ребёнка в его любви к природе.
- Есть ли в семье домашние животные?
Предложила родителям провести акцию «Дети – цветы жизни» (нужно понаблюдать за ребёнком, найти сходство с цветком нарисовать его и описать, почему они выбрали именно этот цветок). Из принесённых рисунков я составила «полянку» для родительского уголка. Многие родители увидели своих детей с новой для них стороны.
Была организована встреча с механизатором (дедушкой воспитанницы). Мы проследили путь хлеба от посева до выпечки. Родители получили домашнее задание: приготовить выпечку вместе с детьми и разучить стихотворение о своём изделии (защитить его). Воспитанники детского сада показали театрализованное представление «Лисица – почтальон»: где показали жизнь диких животных в осенний период и что, дружба и забота друг о друге людей и животных помогает справиться с любой непогодой;
школьники показали инсценировку сказки «Репка» и др.
Большую радость приносят малышам подкормка птиц и животных в зимний период. Мы с родителями провели акцию «Сделай кормушку для птиц», кормушек сделали много, поэтому совместно со школой была проведена акция «Развесь кормушки в лесу» (школьники и старшие дошкольники развесили кормушки и раз в неделю ходили подсыпать корм);
Совместно со школой проводим праздники «Праздник Осени»,
выставки «Дары Осени»; конкурсы чтецов по сезонам.
Вместе со школой ездили в Нерпинарий п. Листвянка.
Запланирована поездка в краеведческий музей г. Иркутска
Развитию детей способствует создаваемая в группе предметно-развивающая среда. Большое значение уделяю подбору экологического материала. Мною создаётся банк наглядно-методического материала: дидактические игры, иллюстрации, которые знакомят детей с растительным и животным миром, в разное время года.
Свой опыт представляла на педагогическом совете нашего коллектива на тему: «Как знакомить детей с домашними животными» и «Составление описательных рассказов о животных»;
В рамках методического объединения нашего учреждения был организован круглый стол: Обмен опытом по экологическому воспитанию дошкольников и младших школьников, где я представляла обобщение своего опыта на тему: «Растения и животные Восточной Сибири».
Анализ работы показал, что дети стали бережнее, относиться к природе, не ломают ветки, не рвут понапрасну цветы, с удовольствием наблюдают за изменениями в растениях, кормят птиц на участке; узнают птиц, которые прилетают в кормушку (синички, свиристели и воробьи). Дети учатся слушать природу: слышат кукование кукушки, стук дятла.
Работа по этому направлению будет продолжаться так, как знакомя детей с природой родного края – мы формируем настоящего хозяина своей малой Родины.