Получи документы

Формирование экологической культуры детей в разновозрастной группе при ознакомлении с природой родного края

Коломыцева Ирина Владимировна
Формирование экологической культуры детей в разновозрастной группе при ознакомлении с природой родного края

Я представляю опыт своей работы по теме:

«Формирование экологической культуры детей в условиях разновозрастной группы детского сада в процессе ознакомления с природой родного края».

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда сумеют защититься,

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

А. Родович.

Публикация «Формирование экологической культуры детей в разновозрастной группе при ознакомлении с природой родного края» размещена в разделах

Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогами задачу большой экологической и социальной значимости, воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального использования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого гражданина, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувства ответственности за состояние окружающей среды.

Дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, которая требует к себе особого внимания и отношения.

Именно в этот период закладывается позитивное отношение к природе. Поэтому необходимо формировать у дошкольников такое отношение к окружающим природным явлениям, в основе которого лежат чувства и эмоции.

Природа – это источник красоты, радости, отдыха и здоровья.

«Шестым чувством» - назвал К. Г. Паустовский чувство природы. Оно проявляется лишь на определённой ступени сознания. Развивать у детей «шестое чувство» - значит научить их экологически мыслить.

(3сл.) Я работаю в разновозрастной группе детского сада. Наш детский сад расположен на окраине деревни среди вековых сосен и берёз, рядом располагаются два залива реки Ангара. Красота природы, чистый прозрачный воздух заставляют задуматься о сохранении природных богатств нашего края.

По этой теме я составила 3 блока:

1[b] блок - Природа родного края.

2 блок – Животные родного края.

3 блок - Охрана природных богатств родного края. [/b]

Передо мной стояли такие задачи:

Задачи:

1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме формирования экологической культуры; (Дошкольная педагогика. №4 2010 год, статья «Формирование основ экологической культуры» автор Л. А Яриго; Дошкольное воспитание № 2 2010год, автор Сочеванова Е. А. ; «Организация деятельности детей на прогулке» авторы Т. Г Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова, С. Н. Николаева «Юный эколог»; О. А. Соломенникова

«Экологическое воспитание в детском саду»; Г. В. Лаптева:

«Развивающие прогулки для детей»; Телятьев: «Лекарственные растения - Восточной Сибири».)

2. Разработать педагогические мероприятия для детей разновозрастной группы по ознакомлению с природой и животными родного края, её охране.

Формирование основ экологической культуры в условиях разновозрастной группы может осуществляться в различных формах:

- экологические занятия;

- наблюдения за природными явлениями;

- специально организованные игровые, обучающиеся ситуации;

- целевые экскурсии;

- праздники;

- процесс ухода за растениями в уголке природы;

- ведение календаря природы.

Особое место занимают занятия интегрированного типа сочетающие различные виды деятельности и разный возраст детей, в том числе двигательную, игровую, творческую.

1) Игры на распознание растений и животных: «Сложи картинку»

(воспитывать умение сравнивать, правильно называть растения); «Чьи детки?» (закрепление знаний о домашних животных); Угадай, кто позвал?»

(закреплять знаний животных по звукоподражанию); «Охотник и пастух»

(закрепление знаний о диких и домашних животных).

2) Игры на сравнение растений и животных: «Парные картинки»

(воспитание способности сравнивать картинки, находить признаки сходства).

3) Игры на умение группировать растения и животных по какому-либо признаку: «Парные картинки» (закреплять умение группировать растения и животных по сходству и находить различия); «Какое растение (животное)»

(упражнение в классификации предметов); «Похож не похож» (упражнение в сравнении растений и животных по форме, величине, характерным отличиям); «Что, где растёт» (упражнение в классификации растений по месту их произрастания)

Знакомство с природой родного края.

Общение с природой ближайшего окружения, безопасного для детей и самой природы.

Воспитание чувства ответственности за природу и окружающий мир.

При разработке педагогических мероприятий для детей я опиралась на материалы исследовательской работы авторов Л. А Яриго; Сочевановой Е. А. ; Т. Г Кобзевой, И. А. Холодовой, Г. С. Александровой и С. Н. Николаевой

«Юный эколог», О. А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду», Г. В. Лаптева.

«Развивающие прогулки для детей», Телятьев «Лекарственные растения Восточной Сибири».

По первому блоку я разработала мероприятия, которые включают в себя такие формы работы:

Традиционные: Взаимосвязь леса и человека, значение леса как части природы. Опираясь на растительный мир Сибири, дети знакомятся с понятиями хвойные – лиственные деревья, с понятием «тайга», с местом произрастания и названиями сибирских ягод. Вместе с детьми продолжаем наблюдать за жизнью растений в разное время года. В своей работе стараюсь использовать упражнения на развитие мелкой моторики «Ямки»,

«Гора из песка» (развивать силу рук, хватательные соотносящие движения; закрепление названий различных круп – фасоль, горох); психокоррекционные упражнения:

«У страха глаза велики»

- «Закончи предложение» (Я боюсь когда…. передаётся мяч по- кругу и каждый ребёнок проговаривает свой страх вслух);

«Я страшилок не боюсь, в кого хочешь, превращусь» (дети идут по кругу, проговаривая слова, назначается страшный герой из мультфильмов: волк, собака, кащей, человек – паук, т. д. ребята должны изобразить героя и замереть - выбирается самый страшный и становится ведущим, которые помогают справиться со своими страхами и поднять настроение детей. Включала упражнения, игры, которые помогают в развитии коммуникативных качеств: «Назови растение с нужным звуком», «Добавь слог» (развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления,

«Скажи по другому»(упражнять детей в подборе слов близко по значению, развитии логического мышления, фантазии, внимания, способности к анализу «Найди пару»(развивать быстроту мышления, слуховое внимание, Сообразительность, «Бывает не бывает», Часто использую аудио записи: «Звуки леса», «Голоса животных и птиц». Большое внимание уделяю экологическим играм: «Ласточка и мошки», «Чья птица улетит дальше»,

«Журавли»; Исходя из возрастных особенностей детей, для каждой возрастной группы я стараюсь подобрать дидактические игры с 2х – 5ти лет: «Чудесный мешочек» (знать по характерным признакам- шишка, животное, дерево, «Кто как кричит?» (упражнять в звукоподражании,

«Что изменилось?», «Такой листок - лети ко мне»; от 5ти – 7ми лет: «Найди растение по описанию» (развивать наблюдательность, находчивость, умение описывать, «Лото» (упражнять детей в умении объединять предметы по месту их произрастания); также углубляющие, уточняющие и закрепляющие знания о живой и неживой природе. В игру включаю дидактические игрушки, разнообразный природный материал, использую готовые настольно-печатные игры: различные лото, разрезные картинки. Применяю также дидактические игры активизирующие движение, сочетающееся с решением умственных задач: «От какого дерева листок?»

(нужно понять от какого дерева и подбежать к нему). В таких играх, как «Найди свою пару», «Найди свой домик», дети подбирают себе домик или пару с прикрепленным к ним листочком, аналогичным по цвету или форме тому, который был выдан мной. Подобные игры предполагают различные формы организации детей.

Стараюсь развить и совершенствовать такие мыслительные операции, как анализ, сравнение, обобщение, классификация.

Для удобства использования дидактических игр по ознакомлению с растениями и животными распределяю их на группы по дидактическим задачам.

- беседы «Деревья нашего леса» (для всей группы, «Хвойные и лиственные деревья» (для детей старшей подгруппы);

- работа по картинам и картинкам, настольные игры (лото, домино, разрезные картинки); дидактические и подвижные игры, чтение художественной литературы, наблюдения, экскурсии.

Нетрадиционные формы работы:

- экологические акции: «Наша клумба»; «Сохрани дерево» (на участке появилась молодая сосёнка, мы за ней ухаживаем, наблюдаем за её ростом); весной были посажены кустарники сирени,

- конкурсы, деловые игры (экологический ринг: по теме «Закрепить признаки осени»,

- викторина «Зимний лес» (закреплять знания у детей о лесе, о животных, проживающих на одной территории, об особенностях обитателей зимнего леса и его жителей).

- различные конкурсы рисунков: «Мой любимый цветок», «Осень в лесу».

- художественная галерея: рисование с натуры на свежем воздухе на тему: «Краски леса».

- выставки поделок из засушенных растений. Запланировано к новому году: новогодняя игрушка из шишки.

- создается лаборатория Почемучек (экспериментальная деятельность).

- проектная деятельность «Дыхание растений»

По второму блоку: «Животный мир Восточной Сибири»

Тематика этого блока связана с животным миром Сибири. Живая природа, окружающая ребенка, сложный многообразный мир, где особое место отведено животным.

Целью данной работы стало воспитание осознанных гуманных чувств, к представителям животного мира, обогащения словаря детей, изучение наиболее распространённых животных Прибайкалья, приспособление их к среде обитания.

Опираясь на животный мир Сибири, знакомила детей с понятиями: дикие – домашние животные, хищники – травоядные. При ознакомлении с животным миром я пыталась воспитывать гуманно – целостное отношение ко всему живому в окружающей природе.

Традиционные формы работы:

-беседы «Дикие животные», «Домашние животные»;

- работа по картинам и картинкам;

- настольные игры (лото, домино, разрезные картинки); дидактические и подвижные игры;

- чтение художественной литературы, рассматривание альбомов о животных Прибайкалья;

- наблюдения за живым объектом – белка, дятел (наблюдение за поведением в природе);

- экскурсии на ферму крупнорогатого скота.

Нетрадиционные формы работы:

- экологические акции: «Столовая для птиц»; «Столовая для животных»;

«Сохрани животных леса»;

- конкурсы рисунков «Моё любимое животное», «За кем я ухаживаю дома», загадок, деловые игры «Поле чудес» (угадай животного по описанию, викторина: «Хищники».

-показ театрального представления: «Лисица – почтальон»

- выставка поделок из природного материала (старшая подгруппа, малыши в роли ассистентов).

Третий блок «Охрана природы»: Реки, луга, леса с разнообразием растений и животных – наше богатство. Его надо беречь.

Известно, что к использованию естественных богатств, следует подходить с особой осторожностью. Немного времени требуется, чтобы срубить самое толстое дерево, а вырастить его надо много десятков лет. Ничего нет, легче поймать рыбу во время нереста: она теряет в это время всякую осмотрительность. Но одновременно гибнет и ее многочисленное потомство. Разоришь птичье гнездо – и не прилетит в него на другое лето птицы, а без них начнут хиреть окрестные леса и рощи.

Цель данного блока воспитание в детях заботу о родной природе и ее богатствах.

Опираясь, на ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы, исследуются новые аспекты проблемы экологического образования, формирования экологической культуры детей.

В рамках моей работы я провела акцию «Зелёная ёлочка» - в защиту ёлочек перед новогодними праздниками; планирую создать «Красную книгу»- цветов, которые растут на нашем участке и книгу «Деревьев на нашем участке».

Трудовые поручения:

Во время прохождения экологической тропы мы собираем сухие ветки, очищаем от мусора наш участок, стараемся соблюдать правила поведения в природе (не ломать веток, не рвать зря цветы и листья, не гонять птиц).

Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если организация работы в детском саду сочетается с воздействием на детей в семье.

С целью вовлечения родителей в образовательный процесс, я применяла разнообразные формы работы, как традиционные: (индивидуальные беседы, анкетирование, консультации «Влияние природы на нравственное воспитание ребёнка»; открытые просмотры педагогических мероприятий с детьми:

- Прогулки по экологической тропе,

- Развлечение «Одуванчики»,

- организация выставок и праздников:

- праздники «Праздник Осени», «Путь хлеба».

- выставки «Дары осени», поделок из природных материалов, рисунков.

Так и нетрадиционные

- совместные образовательные мероприятия: «Путь хлеба» (закрепление с детьми этапов прохождения муки от магазина до стола);

- совместная творческая деятельность детей и родителей дома

(разучивание стихотворений, работа над поделками для выставки;

- мастер - класс от мамы -делаем украшения из одуванчиков.

- запланировала - вечер презентаций. Совместно с родителями стараемся создать условия для гармоничного развития детей.

- провела собрание «Экологическое воспитание детей», на котором ознакомила родителей целями и задачами экологического воспитания дошкольников.

Стараясь привлечь родителей к экологическому воспитанию детей: начала составлять такие памятки:

- Лекарственные растения Восточной Сибири.

- Как собирать лекарственные растения родного края.

- Как поощрять ребёнка в его любви к природе.

- Есть ли в семье домашние животные?

Предложила родителям провести акцию «Дети – цветы жизни» (нужно понаблюдать за ребёнком, найти сходство с цветком нарисовать его и описать, почему они выбрали именно этот цветок). Из принесённых рисунков я составила «полянку» для родительского уголка. Многие родители увидели своих детей с новой для них стороны.

Была организована встреча с механизатором (дедушкой воспитанницы). Мы проследили путь хлеба от посева до выпечки. Родители получили домашнее задание: приготовить выпечку вместе с детьми и разучить стихотворение о своём изделии (защитить его). Воспитанники детского сада показали театрализованное представление «Лисица – почтальон»: где показали жизнь диких животных в осенний период и что, дружба и забота друг о друге людей и животных помогает справиться с любой непогодой;

школьники показали инсценировку сказки «Репка» и др.

Большую радость приносят малышам подкормка птиц и животных в зимний период. Мы с родителями провели акцию «Сделай кормушку для птиц», кормушек сделали много, поэтому совместно со школой была проведена акция «Развесь кормушки в лесу» (школьники и старшие дошкольники развесили кормушки и раз в неделю ходили подсыпать корм);

Совместно со школой проводим праздники «Праздник Осени»,

выставки «Дары Осени»; конкурсы чтецов по сезонам.

Вместе со школой ездили в Нерпинарий п. Листвянка.

Запланирована поездка в краеведческий музей г. Иркутска

Развитию детей способствует создаваемая в группе предметно-развивающая среда. Большое значение уделяю подбору экологического материала. Мною создаётся банк наглядно-методического материала: дидактические игры, иллюстрации, которые знакомят детей с растительным и животным миром, в разное время года.

Свой опыт представляла на педагогическом совете нашего коллектива на тему: «Как знакомить детей с домашними животными» и «Составление описательных рассказов о животных»;

В рамках методического объединения нашего учреждения был организован круглый стол: Обмен опытом по экологическому воспитанию дошкольников и младших школьников, где я представляла обобщение своего опыта на тему: «Растения и животные Восточной Сибири».

Анализ работы показал, что дети стали бережнее, относиться к природе, не ломают ветки, не рвут понапрасну цветы, с удовольствием наблюдают за изменениями в растениях, кормят птиц на участке; узнают птиц, которые прилетают в кормушку (синички, свиристели и воробьи). Дети учатся слушать природу: слышат кукование кукушки, стук дятла.

Работа по этому направлению будет продолжаться так, как знакомя детей с природой родного края – мы формируем настоящего хозяина своей малой Родины.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работыОзнакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работы Кому как не детям дошкольного возраста близок и понятен мир природы. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой.

Ознакомление с природой как средство развития внимания детей региональный компонент «Растения родного края»Ознакомление с природой как средство развития внимания детей региональный компонент «Растения родного края» Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Для.

Фотоотчет о проектной работе «Символы Республики Башкортостан в ознакомлении дошкольников с природой родного края»Фотоотчет о проектной работе «Символы Республики Башкортостан в ознакомлении дошкольников с природой родного края» Фотоотчет по проектной работе «Символы Республики Башкортостан в ознакомлении детей дошкольного возраста с природой родного края». Проводила.

Конспект экскурсии на поле в старшей группе. Формирование экологической культуры старших дошкольниковКонспект экскурсии на поле в старшей группе. Формирование экологической культуры старших дошкольников Цель: формирование экологической культуры старших дошкольников. Задачи: Образовательные задачи: расширять представления детей о растениях.

Консультация для воспитателей «Формирование экологической культуры у детей при проведении акции «Нет весенним палам!»Консультация для воспитателей «Формирование экологической культуры у детей при проведении акции «Нет весенним палам!» Сегодня я хочу привлечь внимание детей и взрослых к проблемам окружающей среды, в частности, к весенним поджогам травы. Самые распространенные.

Консультация «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста» Природа - источник жизнедеятельности человека. Каждому из нас необходимо овладеть набором экологических знаний, для того, чтобы поведение.

Перспективное планирование занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой родного краяПерспективное планирование занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой родного края О значении природы в развитии дошкольника писали многие великие отечественные педагоги. К. Д. Ушинский настаивал на введении ребенка в мир.

Создание гербария как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного краяСоздание гербария как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края Создание гербария, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края. В нашей группе дети, совместно с воспитателем,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экологической культуры детей в разновозрастной группе при ознакомлении с природой родного края
Опубликовано: 20 декабря 2021 в 09:14
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование экологической культуры детей в разновозрастной группе при ознакомлении с природой родного края» (включая файлы) размещена пользователем Коломыцева Ирина Владимировна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД