МААМ-картинки

Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность

Анна Нефедова
Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы

Экологическое воспитание подрастающего поколения по своей сути – это вопрос будущего. Будущей возможности любоваться красотами природы, наслаждаться чистой водой и воздухом, общаться с животными, возможность питаться натуральными или синтетическими продуктами.

Экологическое воспитание дошкольников - это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры.

Темочки:

Для теоретического обоснования проблемы формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста на основе анализа психолого-педагогической литературы, мы уточнили трактовку некоторых понятий.

Экологическая культура (от латинского cultura, что означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы, гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды.

Экологические представления - это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; об использовании природных богатств, загрязнении окружающей среды.

Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает решение таких задач как:

- формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;

- развивать потребность в экспериментировании и исследовании объектов природы посредством создания развивающей предметно – пространственной среды;

- воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

Формирование экологических представлений у старших дошкольников реализуется через такие виды деятельности :

• наблюдения;

• опыты;

• исследования;

• игры;

• труд;

• художественно-эстетическая практика;

• знакомство с природоведческой литературой;

• занятия физкультурой и спортом.

Деятельность по формированию экологических представлений старших дошкольников осуществляется в 2-х блоках:

Блок -совместная деятельность взрослого и детей

• Занятия по познавательному развитию

• Образовательная деятельность в режимных моментах : наблюдение, беседа, рассказ, экскурсии, экспериментирование, работа со схемами, планами, моделями

Блок – самостоятельная деятельность детей.

• Игры (дидактические, развивающие, подвижные)

• Наблюдения

• Опыты и эксперименты

• Рассматривание иллюстраций

• Исследовательская деятельность

Отличным способом объединить разнообразные виды деятельности, направленные на познание окружающего мира, является проектный метод. Он предусматривает осуществление дошкольниками практической целенаправленной деятельности и способствует формированию у них личного жизненного опыта по взаимодействию с природными объектами.

Работа над проектом дает ребенку возможность закрепить теоретические знания, почувствовать себя испытателем, поучаствовать «на равных» со взрослыми в совместной познавательной деятельности. С дошкольниками можно реализовывать исследовательские, практико-ориентировочные, творческие проекты. Обычно это кратковременные групповые или индивидуальные проекты.

Процесс формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности разворачивался последовательно в три этапа. Каждый этап предполагал решение определенных задач, реализацию приоритетных педагогических условий, а также деятельность взрослого и детей, специфика и содержание которой определялись последовательностью работы над проектом :

1. Мотивационный (поисковый) этап- направлен на активизацию стремления детей получить информацию по проблеме, побуждение к поиску информации в различных источниках.

Удачным приёмом послужила «Модель трёх вопросов» (например) :

Что мы знаем о воде? (Дождь - это капельки воды, в воде живут рыбы, водой можно умываться);

Что хотим узнать? (Почему рыбы живут в воде и не умирают? Зачем человеку вода? Куда уходит вода после дождя)

Что сделать, чтобы узнать? Прочитать в книгах. Посмотреть в интернете.

Спросить у родителей.

На этом этапе взрослый выступал как образец-ориентир, носитель опыта организации проектной деятельности. Взрослый выступает как организатор деятельности. Он определял тематику проекта, продукт, который должен получиться в конце проекта (результат, организовывал познавательную деятельность детей;

2. Обучающий (практический этап) - поставленная задача имела практическое воплощение: планировалась деятельность по достижению цели, определялись способы решения проблемной ситуации, обсуждалась последовательность их исполнения. После этого дети выполняли проект, который заканчивался созданием некого продукта.

Данный этап предусматривал взаимодействие взрослого и детей в проектной деятельности, направленное на освоение детьми технологии проектирования. На этом этапе важным было обеспечить организацию проектной деятельности при соблюдении следующего условия: дети должны принимать проблему, участвовать в проектах, предложенных воспитателем, совместно со взрослыми планировать деятельность, определять способы и средства реализации проекта. Взрослый выступает как обучающий.

3. Деятельностно-результативный (презентационный этап) - в завершении проекта продукт оформлялся, осуществлялась его презентация. Данный этап направлен на достижение результата путем выполнения самостоятельной деятельности детей в рамках реализации проекта. Взрослый выступает как координатор самостоятельной деятельности детей.

В течение года с детьми в рамках долгосрочного проекта «Земля наш общий дом», цель которого – формирование экологических представлений у детей 5-6 лет, были проведены краткосрочные проекты.

Такие как, проект «Лаборатория неживой природы». Данный проект способствовал расширению у детей представления о неживой природе как среде обитания животных и растений, ее особенности (состав, качества и свойства, развитию умения устанавливать причинно-следственные связи в природе.

Проект объединил следующие формы работы :

экскурсия в осенний лес;

сбор природного материала (камней, шишек, листьев и т. д.);

продуктивная деятельность : ручной труд, изобразительная деятельность;

познавательно-исследовательская деятельность (свойства воды, воздуха, света, почвы, магнита, звука);

беседы о свойствах воды, воздуха, света, почвы, магнита, звука;

чтение художественной литературы;

работа с календарем природы, дневниками наблюдения;

ситуативные разговоры: «Почему осенью листья желтеют?», «Как одеться на прогулку», «Почему все падает на землю?» и т. д.

Итоговым мероприятием данного проекта было развлечение – шоу «Сумасшедшая лаборатория».

Проект «Мир живой природы». Помог детям сформировать представления о природных сообществах растений и животных (лес, водоем, луг, парк, их обитателях, установления причин их совместного существования (в лесу растет много деревьев, они создают тень, поэтому под деревьями произрастают тенелюбивые кустарники, травы и грибы и т. д.)

Проект объединил следующие формы работы :

экологические игры и упражнения;

создание схем и моделей;

просмотр видеосюжетов и презентаций о мире живой природы;

просмотр и обсуждение мультфильмов природоведческого содержания,

чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки);

рассматривание иллюстраций в книгах, энциклопедиях;

рассматривание картин о природе художников И. И. Левитана, А. К. Саврасова, В. Д. Поленова, И. И. Шишкина, Федора Васильева

Итоговым мероприятием данного проекта была игра-викторина «Путешествие в удивительный мир природы»

Проект «Человек и природа». Данный проект способствовал формированию представлений у детей о разнообразных ценностях природы (эстетическая, познавательная, практическая природа как среда жизни человека, осознанию правил поведения в природе.

Проект включал в себя следующие формы работы :

изготовление живой книги «Юный эколог»;

экологические, подвижные, дидактические игры, игры-путешествия;

выпуск «Экологических сказок» для детей совместно с родителями воспитанников;

экологические акции

выставки семейных плакатов «Береги природу!», «Человек – часть Природы»;

Итоговым мероприятием данного проекта стал экологический квест-игра «Спасём природу!» Итоговым мероприятием долгосрочного проекта «Земля - наш общий дом» была экологическая акция «Чистая среда».

Положительными результатами своей работы считаю то, что наши воспитанники:

1. Имеют представления о неживой природе как среде обитания животных и растений, ее особенности (состав, качества и свойства);

2. Расширены представления о природных сообществах растений и животных, их обитателях;

3. Сформированы умения устанавливать причинно-следственные связи в природе;

4. Знают правила поведения в природе, соблюдают их.

5. Семьи воспитанников принимают активное участие в формировании экологических представлений у своего ребенка и семьи в целом.

Публикации по теме:

Развитие эмоциональности через творческую деятельность. Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста Левченков В. В. Тема: «Развитие эмоциональности через творческую деятельность» Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста.

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек КюизенераФормирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера Актуальность Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через проектную деятельность» В связи с принятием Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» перед педагогами всех уровней ставятся новые задачи,.

Изобразительная деятельность, как средство развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста Наиболее эффективное средство для развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста – изобразительная деятельность,.

Консультация «Формирование у детей начал экологической компетенции через проектную деятельность»Консультация «Формирование у детей начал экологической компетенции через проектную деятельность» Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Консультация «Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста»Консультация «Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста» Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившийся ситуации и сознательного.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Примеры для формирования представлений о симметрии у детей дошкольного возраста через ручную деятельностьПримеры для формирования представлений о симметрии у детей дошкольного возраста через ручную деятельность Сегодня я расскажу о том, как легко и понятно донести понятие симметрия детям дошкольного возраста. Начнем с главного: зачем это вообще.

Ранняя профориентация школьников через проектную деятельность Л. М. Ахремкина педагог-психолог первой категории МБОУ Школа №26 г. Дзержинск, Нижегородская область В законе «Об образовании в Российской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность
Опубликовано: 1 апреля 2021 в 16:32
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность» (включая файлы) размещена пользователем Анна Нефедова (УИ 403429) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД