Анна Нефедова
Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность
Экологическое воспитание подрастающего поколения по своей сути – это вопрос будущего. Будущей возможности любоваться красотами природы, наслаждаться чистой водой и воздухом, общаться с животными, возможность питаться натуральными или синтетическими продуктами.
Экологическое воспитание дошкольников - это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры.
Публикация «Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность» размещена в разделах
Для теоретического обоснования проблемы формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста на основе анализа психолого-педагогической литературы, мы уточнили трактовку некоторых понятий.
Экологическая культура (от латинского cultura, что означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы, гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды.
Экологические представления - это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; об использовании природных богатств, загрязнении окружающей среды.
Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает решение таких задач как:
- формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
- развивать потребность в экспериментировании и исследовании объектов природы посредством создания развивающей предметно – пространственной среды;
- воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
Формирование экологических представлений у старших дошкольников реализуется через такие виды деятельности :
• наблюдения;
• опыты;
• исследования;
• игры;
• труд;
• художественно-эстетическая практика;
• знакомство с природоведческой литературой;
• занятия физкультурой и спортом.
Деятельность по формированию экологических представлений старших дошкольников осуществляется в 2-х блоках:
Блок -совместная деятельность взрослого и детей
• Занятия по познавательному развитию
• Образовательная деятельность в режимных моментах : наблюдение, беседа, рассказ, экскурсии, экспериментирование, работа со схемами, планами, моделями
Блок – самостоятельная деятельность детей.
• Игры (дидактические, развивающие, подвижные)
• Наблюдения
• Опыты и эксперименты
• Рассматривание иллюстраций
• Исследовательская деятельность
Отличным способом объединить разнообразные виды деятельности, направленные на познание окружающего мира, является проектный метод. Он предусматривает осуществление дошкольниками практической целенаправленной деятельности и способствует формированию у них личного жизненного опыта по взаимодействию с природными объектами.
Работа над проектом дает ребенку возможность закрепить теоретические знания, почувствовать себя испытателем, поучаствовать «на равных» со взрослыми в совместной познавательной деятельности. С дошкольниками можно реализовывать исследовательские, практико-ориентировочные, творческие проекты. Обычно это кратковременные групповые или индивидуальные проекты.
Процесс формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности разворачивался последовательно в три этапа. Каждый этап предполагал решение определенных задач, реализацию приоритетных педагогических условий, а также деятельность взрослого и детей, специфика и содержание которой определялись последовательностью работы над проектом :
1. Мотивационный (поисковый) этап- направлен на активизацию стремления детей получить информацию по проблеме, побуждение к поиску информации в различных источниках.
Удачным приёмом послужила «Модель трёх вопросов» (например) :
Что мы знаем о воде? (Дождь - это капельки воды, в воде живут рыбы, водой можно умываться);
Что хотим узнать? (Почему рыбы живут в воде и не умирают? Зачем человеку вода? Куда уходит вода после дождя)
Что сделать, чтобы узнать? Прочитать в книгах. Посмотреть в интернете.
Спросить у родителей.
На этом этапе взрослый выступал как образец-ориентир, носитель опыта организации проектной деятельности. Взрослый выступает как организатор деятельности. Он определял тематику проекта, продукт, который должен получиться в конце проекта (результат, организовывал познавательную деятельность детей;
2. Обучающий (практический этап) - поставленная задача имела практическое воплощение: планировалась деятельность по достижению цели, определялись способы решения проблемной ситуации, обсуждалась последовательность их исполнения. После этого дети выполняли проект, который заканчивался созданием некого продукта.
Данный этап предусматривал взаимодействие взрослого и детей в проектной деятельности, направленное на освоение детьми технологии проектирования. На этом этапе важным было обеспечить организацию проектной деятельности при соблюдении следующего условия: дети должны принимать проблему, участвовать в проектах, предложенных воспитателем, совместно со взрослыми планировать деятельность, определять способы и средства реализации проекта. Взрослый выступает как обучающий.
3. Деятельностно-результативный (презентационный этап) - в завершении проекта продукт оформлялся, осуществлялась его презентация. Данный этап направлен на достижение результата путем выполнения самостоятельной деятельности детей в рамках реализации проекта. Взрослый выступает как координатор самостоятельной деятельности детей.
В течение года с детьми в рамках долгосрочного проекта «Земля наш общий дом», цель которого – формирование экологических представлений у детей 5-6 лет, были проведены краткосрочные проекты.
Такие как, проект «Лаборатория неживой природы». Данный проект способствовал расширению у детей представления о неживой природе как среде обитания животных и растений, ее особенности (состав, качества и свойства, развитию умения устанавливать причинно-следственные связи в природе.
Проект объединил следующие формы работы :
экскурсия в осенний лес;
сбор природного материала (камней, шишек, листьев и т. д.);
продуктивная деятельность : ручной труд, изобразительная деятельность;
познавательно-исследовательская деятельность (свойства воды, воздуха, света, почвы, магнита, звука);
беседы о свойствах воды, воздуха, света, почвы, магнита, звука;
чтение художественной литературы;
работа с календарем природы, дневниками наблюдения;
ситуативные разговоры: «Почему осенью листья желтеют?», «Как одеться на прогулку», «Почему все падает на землю?» и т. д.
Итоговым мероприятием данного проекта было развлечение – шоу «Сумасшедшая лаборатория».
Проект «Мир живой природы». Помог детям сформировать представления о природных сообществах растений и животных (лес, водоем, луг, парк, их обитателях, установления причин их совместного существования (в лесу растет много деревьев, они создают тень, поэтому под деревьями произрастают тенелюбивые кустарники, травы и грибы и т. д.)
Проект объединил следующие формы работы :
экологические игры и упражнения;
создание схем и моделей;
просмотр видеосюжетов и презентаций о мире живой природы;
просмотр и обсуждение мультфильмов природоведческого содержания,
чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки);
рассматривание иллюстраций в книгах, энциклопедиях;
рассматривание картин о природе художников И. И. Левитана, А. К. Саврасова, В. Д. Поленова, И. И. Шишкина, Федора Васильева
Итоговым мероприятием данного проекта была игра-викторина «Путешествие в удивительный мир природы»
Проект «Человек и природа». Данный проект способствовал формированию представлений у детей о разнообразных ценностях природы (эстетическая, познавательная, практическая природа как среда жизни человека, осознанию правил поведения в природе.
Проект включал в себя следующие формы работы :
изготовление живой книги «Юный эколог»;
экологические, подвижные, дидактические игры, игры-путешествия;
выпуск «Экологических сказок» для детей совместно с родителями воспитанников;
экологические акции
выставки семейных плакатов «Береги природу!», «Человек – часть Природы»;
Итоговым мероприятием данного проекта стал экологический квест-игра «Спасём природу!» Итоговым мероприятием долгосрочного проекта «Земля - наш общий дом» была экологическая акция «Чистая среда».
Положительными результатами своей работы считаю то, что наши воспитанники:
1. Имеют представления о неживой природе как среде обитания животных и растений, ее особенности (состав, качества и свойства);
2. Расширены представления о природных сообществах растений и животных, их обитателях;
3. Сформированы умения устанавливать причинно-следственные связи в природе;
4. Знают правила поведения в природе, соблюдают их.
5. Семьи воспитанников принимают активное участие в формировании экологических представлений у своего ребенка и семьи в целом.